Награждение непричастных и наказание невиновных за дебальцевский разгром вылилось в Киеве в очередной политический скандал. Судя по всему, никто на Украине не поверил в публичные победные реляции президента Петра Порошенко о будто бы организованном и почти бескровном выводе войск из «котла». Причем, как бы исключительно по его, порошенковскому, глубоко продуманному приказу.
И на Украине, и за ее пределами всем понятно: на самом деле имело место беспорядочное бегство из Дебальцево и новая бойня украинских военных. Особо лютые депутаты Верховной Рады — так те вообще по этому поводу жаждут немедленной кадровой расправы над начальником Генштаба, а по совместительству — главнокомандующим Вооруженными силами Украины (ВСУ) генерал-полковником Виктором Муженко. И именно для этого на этой неделе пригласили его на закрытое заседание комитета по вопросам национальной безопасности и обороны. Только Муженко благоразумно приглашение проигнорировал и в Раду не пришел.
Известный украинский военный эксперт Юрий Бутусов в интернете прокомментировал ситуацию так: «Кроме депутатов, которые входят в состав комитета, на закрытое заседание прибыли 15 депутатов из всех фракций, чтобы тоже принять участие в экзекуции над Муженко. Многие из участников были на фронте, и общались все эти дни с бойцами в окружении, и потому вероятность линчевания начальника Генерального штаба прямо на месте была очень высокой. Поэтому Муженко… УДРАЛ. Президент Украины полетел на выставку оружия „Айдекс“ в Эмираты, и по плану с ним должен был лететь министр обороны Степан Полторак. Это логично — ведь именно министр определяет оборонную политику, а начальнику Генштаба надо управлять войсками — ведь война идет. Но нет. В последний момент Полторака заменил в делегации Муженко — понятно, только для того, чтобы иметь формальную возможность не прибыть по уважительной причине на заседание комитета, где некоторые депутаты собирались спросить его за Дебальцево и за Донецкий аэропорт».
Вот на таком раскаленном политическом и эмоциональном фоне украинским военным приходится зализывать полученные в Донбассе раны и готовиться к новым боям. Которые хоть и подутихли малость, но к лету наверняка разгорятся с новой силой. Все тот же Генштаб и Минобороны Украины готовятся к ним в лихорадочном темпе. И потому важно попытаться понять, какой это стремление способно принести результат.
На первый взгляд, Украина прикладывает титанические усилия, чтобы за считанные месяцы возродить собственную военную мощь. Так, оборонный бюджет на 2015 год увеличен более чем вдвое (в 2014-м в пересчете с гривен — 1,8 миллиарда долларов, в 2015-м — 3,8 миллиарда). Численность армии к концу года намечено с нынешних 232 000 солдат, офицеров и лиц гражданского персонала довести до 250 000. Военные заводы переведены на трехсменный режим работы.
Продолжается так называемая «четвертая волна» мобилизации, в ходе которой Киев намерен поставить под ружье дополнительно порядка 50 тысяч человек. Очевидно, большая часть новобранцев будет направлена для спешного формирования новых воинских частей и соединений взамен разбитых в Донбассе.
Понятно, что главное внимание в Киеве уделяют своим Сухопутным войскам, на плечах которых лежит основная тяжесть продолжения так называемой «АТО» в Донбассе. Поэтому численность украинской пехоты к концу нынешнего года планируют значительно увеличить. В целом число мотопехотных и механизированных бригад в ВСУ намечено с семи увеличить до четырнадцати. Танковых бригад останется, как и прежде — две. Зато собираются резко укрепить артиллерию. К теперешним двум отдельным артиллерийским бригадам и трем отдельным артполкам Генштаб ВСУ собирается дополнительно развернуть еще три артиллерийские бригады.
В интернете уже появился перечень некоторых из спешно формируемых по всей стране соединений. Вот он:
— 10-й горно-пехотный полк (г. Черновцы);
— 14-я отдельная моторизованная бригада (на базе 51-й отдельной механизированной бригады, г. Владимир-Волынский);
— 53-я отдельная моторизованная бригада (г. Северодонецк);
— 54-я отдельная моторизованная бригада (г. Артемовск);
— 57-я отдельная моторизованная бригада (г. Кировоград);
— 58-я отдельная моторизованная бригада (г. Конотоп);
— 59-я отдельная моторизованная бригада (г. Гайсин).
— 43-я отдельная артиллерийская бригада (с. Девички Киевской области);
— 40-я отдельная артиллерийская бригада (место дислокации пока неизвестно);
— 44-я отдельная артиллерийская бригада (с. Старичи Львовской области).
— 81-я десантно-штурмовая бригада (г. Константиновка Донецкой области);
— 129-й отдельный разведывательный полк (г. Мариуполь);
— 130-й отдельный разведывательный полк (место дислокации пока неизвестно);
— 136-й отдельный разведывательный полк (г. Ровно).
— 1-я отдельная бригада морской пехоты имени Ольшанского (г. Николаев).
Амбициозность планов украинских генералов поражает. Но вот как с их реальностью?
Начнем с того, что практически заново придется вооружать не только новые бригады, но и старые, большую часть своей боевой техники потерявшие в районах Дебальцево, Донецкого аэропорта, Изварино, Саур-Могилы и в других боях. О том, в каком они состоянии, ясное представление дает запись в интернете Юрия Бирюкова, советника Петра Порошенко. Неделю назад он сообщил: «И вот сегодня в Николаев возвращается 1-й батальон 79-й бригады на отдых и восстановление боеспособности… Техника вся в хлам. Из 35 штатных БТР-80 на ходу 10».
Таким образом, Украине срочно необходимы тысячи танков, бронетранспортеров, боевых машин пехоты, артиллерийских систем и много чего еще. Где брать?
Оставим пустые рассуждения о будущих массовых поставках вооружений странами Запада. Хотели бы — давно бы поставили. А даже если и все же поставят — переучиваться на новую технику некогда, новые бои на носу.
Тогда ответ известен — сделать самим. Благо, на Украине не один военный завод. И все они, по словам Порошенко, уже переведены на трехсменный режим работы. Но результат, результат этих титанических усилий…
Как признался генеральный директор концерна «Укроборонпром» Роман Романов, с 2016 года планируется увеличить производство украинских танков в 25 раз. Грозно? Но сколько это в абсолютных цифрах? Почти нисколько. В 2014 году на все ВСУ и на экспорт произвели 5 новых танков. Если планы пана Романова сбудутся, в 2016 году в стране изготовят лишь 120 таких боевых машин. А это не восполнит даже то, что за истекшие месяцы оставлено на полях сражений за Донбасс.
Объясняется все просто. Полный цикл производства современного украинского танка «Оплот», который давно освоили в Харькове на базе советского Т-80Б, аж 14,5 месяца! И вряд ли даже начавшаяся война что-то здесь существенно изменит в лучшую для Киева сторону.
Ну, и далее по списку. Срочно нужны бы самоходные артиллерийские гаубицы типа 2С1 «Гвоздика», что с советских времен массово производились в Харькове на тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе. Но все это в далеком прошлом. Технологии утеряны, мастера поразбежались. Да и сам завод давно продан российскому олигарху Дерипаске. А на территории бывшего киевского КБ «Артиллерийское вооружение», где тридцать лет назад делали стволы для этих 122-миллиметровых гаубиц, теперь сверкает и шумит торговый центр.
Нужны новые бронетранспортеры и легкобронированные тягачи. Их-то Украина клепает и по сей день. А украинский БТР-4 «Буцефал» с 30-миллиметровой автоматической пушкой КБА-1 (2А72) широко разрекламирован в мире. И даже небольшими партиями экспортирован в Нигерию, Казахстан, Индонезию и Ирак. Но беда Порошенко, Муженко и компании в том, что дизельные двигатели для этих боевых машин в бывшую братскую республику поставляли российские моторостроители из Челябинска и Ярославля. Теперь поставлять, понятное дело, не будут.
Конечно, двигатели для БТР и МТЛБ без проблем можно отыскать в третьих странах. Но, во-первых, на это необходимо время. А во-вторых, новые агрегаты потребуют определенных конструкторских и технологических изменений в самих боевых машинах. Откуда взять время для этого на войне?
Формируемым артиллерийским бригадам требуются 152-миллиметровые гаубицы «Мста». Однако их производство полностью локализовано в России. С 203-миллиметровой самоходной пушкой Резерва главного командования 2С7 «Пион» та же история. И со 120-милиметровым дивизионно-полковым самоходным артиллерийским орудием 2С9 «Нона-С» — тоже, его делают в Перми. Но не для Украины.
Список подобных украинских «негоразд» можно продолжать бесконечно. Но не из березовых же бревен собираются в Киеве строгать новые стволы? Конечно, нет. Замысел украинского главкома генерала Муженко на этот счет в общих чертах уже ясен. Вот некоторые его фрагменты.
На заработавшем в три смены Житомирском бронетанковом заводе взялись «модернизировать» давно снятые с вооружения древние советские боевые машины пехоты БМП-1, которых на украинских базах хранения по состоянию на 2012 год оставалось около тысячи единиц. На старые машины ставят новый, созданный на Украине, боевой модуль «Шквал» с 30-миллиметровой автоматической пушкой, сдвоенная пусковой установкой противотанкового ракетного комплекса «Комбат» и 30-миллиметровым автоматическим гранатомётом АГС-17 «Пламя».
Говорят, это резко усиливает огневую мощь БМП-1. Наверное, не будем спорить. Но как быть с основным недостатком БМП-1, из-за которого они массово горели в Афганистане, Ираке, на Ближнем Востоке и в Чечне — слабой броневой защитой? Не только артиллерийские снаряды, но даже пули от крупнокалиберного пулемета (12,7 миллиметра) не оставляют шансов тем, кто внутри. Потому что проектировались БМП-1 лишь для противопульной защиты личного состава от старых «калашниковых» и М-16.
Понятно, что о БМП-1 украинские генералы вспомнили не от хорошей жизни. Только утешит ли это солдат, которых в этих металлических «гробах» отправят биться за Донбасс?
Началась срочная расконсервация и совсем уже боевых «раритетов» — 85-миллиметровых противотанковых пушек Д-48. Сконструированные сразу после Великой Отечественной войны, эти орудия на «Уралмаше» выпускались лишь до 1957 года. В России сохранился единственный экземпляр такой пушки — на постаменте в виде памятника в гарнизоне Мулино-1 (Нижегородская область). А вот на Украине — поди ж ты, пригодились «старушки» и сегодня.
Правда, бронепробиваемость у Д-48 маловата по нынешним временам. Всего 190 миллиметров, да и то при выстреле с расстояния в 500 метров. Такой снаряд «не возьмет» ни основной боевой танк донбасского ополчения Т-72, ни даже более старый Т-64, на котором, в основном, воюют сегодня украинцы.
Скажете: отправлять солдат в современный бой с таким-то оружием — попытка организации массовых убийств в собственной армии? Это правда. Но даже и прежние огромные потери в личном составе Киев предпочитает не признавать. С чего бы ему менять политические привычки? А если, скажем, в Верховной Раде есть доказательства сокрушительных разгромов — Раду можно попросту игнорировать: «С боевым приветом, панове. Генерал Муженко».
Фото: EPA/ ТАСС