18+
суббота, 2 июля

Антикризисная модель «Арматы»

Проект танка нового поколения не выдержал режима экономии бюджета

  
66218
Антикризисная модель «Арматы»

В Алабино начались тренировки парадных расчетов, которые пройдут по Красной площади 9 Мая. Среди военно-технических новинок самая ожидаемая - танк нового поколения Т-14 «Армата», характеристики которого, как и внешний облик, до сих пор секретны. Однако еще до появления дюжины Т-14 перед публикой, появилась информация о грядущем упрощении некоторых систем танка.

Так, в конце февраля заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев в интервью СМИ заявил следующее:

— Мы пойдем по пути упрощения некоторых систем. Характеристики, которые мы обеспечили, — очень дорогое решение. Упростив некоторые вещи, мы не потеряем свойства этой машины, но очень много сэкономим в цене.

Правда, Бочкарев подчеркнул, что в опытной партии, которая появится на брусчатке, после чего будет отправлена на испытания в войска (серийное производство Т-14 намечено на 2016−2017 годы — «СП»), машины будут выполнены с максимумом возможностей, реализации которых военные требовали от разработчика: «Все, что мы придумали, все, на что была готова наша промышленность… Все сделано по требованию заказчика. А когда начнется эксплуатация и станет понятно, что некий параметр мало востребован, значит, от него можно отказаться».

Добавим, что в ноябре 2014 года Бочкарев отметил крайне высокую стоимость новых машин. По его словам, контракт с НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ), производящим эти танки, подписан на три года. Цена боевых машин, которые должны поступить на вооружение в следующем году, уже определена.

— Но дальше надо будет работать, мы критикуем УВЗ за высокую стоимость, — отметил тогда Бочкарев.

О завышенной стоимости танка говорят уже не первый год. Также не первый год идут споры между УВЗ и Минобороны. По некоторой информации, на разработку «Арматы» и создание технологической линии производства было выделено 54 млрд руб., из которых 15 млрд. уже истрачено. Звучат различные оценки стоимости серийного танка — от 200 млн. рублей до 400 млн. за единицу. Для сравнения: бывший первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенант запаса Юрий Коваленко оценивал стоимость Т-90А примерно в 70 млн руб. за единицу, американского Abrams — в 217 млн руб., французского Leclerc — в 255 млн., немецкого Leopard-2 — в 167 млн., а украинского Т-80 — в 120 млн руб.

Напомним, закрытая демонстрация «Арматы» состоялась в сентябре 2013 года в Нижнем Тагиле. Тогда высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца военной техники на базе новой унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата»: основной боевой танк, тяжелую боевую машину пехоты и бронированную ремонтно-эвакуационную машину.

Перечислим ожидаемые особенности Т-14:

— «необитаемая башня», то есть экипаж машины располагается в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса, защищающей людей в случае поражения бронемашины, управление вооружением осуществляется дистанционно;

— передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту, способную выдержать прямое попадание любого типа существующих сегодня снарядов — подкалиберных и кумулятивных;

— активная защита танка (комплекс «Афганит») расположена по всему периметру башни на различных уровнях, обеспечивая гарантированную защиту наиболее важных элементов машины, в том числе и с воздуха;

— Т-14 должен быть оснащен уникальной РЛС, способной одновременно контролировать до 40 наземных и 25 воздушных целей в радиусе 100 километров;

— информация о боевой обстановке выводиться на мониторы танка с лазерных, телевизионных и тепловизионных датчиков, а панорамный обзор позволяет командиру и наводчику просматривать поле боя аж на 360 градусов; Т-14 способен «вести диалог» — обмениваться данными с другими бронемашинами и командным пунктом;

— модульность машины: вооружение и оборудование можно заменить в зависимости от поставленных задач;

— основное вооружение Т-14 — 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с боеприпасами различного типа и назначения, в дополнение — модернизированный пулемет Калашникова калибра 7,62 и роботизированный крупнокалиберный пулемет «Корд».

Стоит отметить, что первоначально на замену Т-72 разрабатывалась другая машина — под шифром «Объект 195» (Т-95, ОКР «Совершенствование-88») с пушкой калибра 152-мм в «необитаемой башне». Танк даже успел пройти испытания, однако в серию он не пошел, его разработки прекратили в 2010-ом. И в итоге «Объект 195» в новой программе вооружений сменила унифицированная тяжелая платформа «Армата». Именно поэтому многие эксперты склонны считать, что Т-14 — это облегченная версия Т-95.

Так, бывший начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ, руководивший разработкой танка Т-95, генерал-полковник Сергей Маев в 2013 году дал интервью СМИ по поводу Т-14, суть которого сводилась к двум тезисам: преувеличивать значение «Арматы» не стоит, так как этот проект будет хуже «Совершенствования-88″, а 125-мм пушка делает „Армату“ неконкурентоспособной на поле боя при любых обстоятельствах».

— С «Арматой» капитально промахнулись по цене при планировании Госпрограммы вооружений (ГПВ), — говорит один из ведущих экспертов в области броневой техники, член Общественного совета ВПК, полковник запаса Виктор Мураховский. —  Это вина, в том числе, и экономического блока правительства РФ, который заложил абсолютно нереальный показатель ежегодного дефлятора ВВП. А с тех пор цены на материалы и комплектующие существенно выросли (если не сказать в разы). Соответственно, стоимость и НИОКР, и серийной машины существенно выше, чем было предусмотрено в ГПВ.

Второй вопрос — технический. По некоторым элементам конструкции (не рискну называть конкретные) требуются существенные усилия от кооперации российский предприятий по выходу на передовой уровень. И здесь действительно возможен вариант — принимать «Армату» в несколько упрощенном виде на том технологическом уровне, который сегодня достигнут. В дальнейшем — повышать этот технологический уровень в ходе модернизации танка. Есть также очень дорогие компоненты, необходимые исключительно в военное время. Например, комплекс активной защиты (КАЗ). Здесь также можно пойти по такому пути: не включать пока КАЗ в комплектацию серийных машин.

«СП»: — Вы согласны с точкой зрения Сергея Маева по поводу Т-14?

— Я думаю, что, прежде всего, он имел в виду орудие калибра 152-мм, которое было на «Объекте 195», показавшее высочайшее характеристики по бронепробиваемости бронебойным оперённым подкалиберным снарядом. Калибр 152-мм позволял запускать через ствол управляемую ракету с гораздо более высокими характеристикам, чем это можно делать на калибре 125-мм.

«СП»: — Среди некоторых экспертов есть мнения о том, что вес российских танков, в том числе и Т-14, надо увеличивать…

— Это тупиковый путь. Есть два наглядных примера в истории мирового танкостроения. В Первую мировую войну немцы создали K-Wagen — проект ограничился только одним танком. А позже разработали Panzerkampfwagen VIII «Maus», которых было выпущено всего лишь две единицы, боевая масса каждой составляла — 180 тонн. Таким образом, чтобы не вставать на тупиковый путь развития, должно быть найдено оптимальное сочетание параметров: масса, габариты, бронирование, вооружение, подвижность.

Для перспективной платформы «Армата» параметры определены: максимальная масса для систем вооружений, которые будут базироваться на этой платформе — я имею в виду самоходную артиллерию — 65 тонн. Масса танка будет еще меньше — в пределах 50−55 тонн в комплектации с полной динамической защитой и т. д. В итоге наши машины будут весить на 10−15 тонн легче средней массы зарубежных танков типа Merkava, Challenger 2, Abrams М1А2 SEP. В этом случае мы все-таки лучше, чем на Западе, умеем вписываться в названные параметры.

Стоит сказать, что уровень нашего танкостроения на самом деле существенно превышает мировой. Напомню, что классическая компоновка, которая родилась в 1917 году на легком танке Renault FT-17, используется практически на всех образцах бронетехники в мире. Т-14 — это танк совершенно иной компоновки, которая позволила вывести ряд параметров на уровень выше мирового.

Снимок в открытие статьи: боевая машина на базе унифицированной гусеничной платформы «Армата"/ Фото: rostec.ru

Рамблер новости
СМИ2
24СМИ
Комментарии
Первая полоса
Фото дня
Рамблер новости
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Владимир Рогов

Председатель комитета госстроительства Новороссии

Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-Юг
СП-Поволжье