18+
пятница, 30 сентября

Антикризисная модель «Арматы»

Проект танка нового поколения не выдержал режима экономии бюджета

  
65535
Антикризисная модель «Арматы»

В Алабино начались тренировки парадных расчетов, которые пройдут по Красной площади 9 Мая. Среди военно-технических новинок самая ожидаемая - танк нового поколения Т-14 «Армата», характеристики которого, как и внешний облик, до сих пор секретны. Однако еще до появления дюжины Т-14 перед публикой, появилась информация о грядущем упрощении некоторых систем танка.

Так, в конце февраля заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев в интервью СМИ заявил следующее:

— Мы пойдем по пути упрощения некоторых систем. Характеристики, которые мы обеспечили, — очень дорогое решение. Упростив некоторые вещи, мы не потеряем свойства этой машины, но очень много сэкономим в цене.

Правда, Бочкарев подчеркнул, что в опытной партии, которая появится на брусчатке, после чего будет отправлена на испытания в войска (серийное производство Т-14 намечено на 2016−2017 годы — «СП»), машины будут выполнены с максимумом возможностей, реализации которых военные требовали от разработчика: «Все, что мы придумали, все, на что была готова наша промышленность… Все сделано по требованию заказчика. А когда начнется эксплуатация и станет понятно, что некий параметр мало востребован, значит, от него можно отказаться».

Добавим, что в ноябре 2014 года Бочкарев отметил крайне высокую стоимость новых машин. По его словам, контракт с НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ), производящим эти танки, подписан на три года. Цена боевых машин, которые должны поступить на вооружение в следующем году, уже определена.

— Но дальше надо будет работать, мы критикуем УВЗ за высокую стоимость, — отметил тогда Бочкарев.

О завышенной стоимости танка говорят уже не первый год. Также не первый год идут споры между УВЗ и Минобороны. По некоторой информации, на разработку «Арматы» и создание технологической линии производства было выделено 54 млрд руб., из которых 15 млрд. уже истрачено. Звучат различные оценки стоимости серийного танка — от 200 млн. рублей до 400 млн. за единицу. Для сравнения: бывший первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенант запаса Юрий Коваленко оценивал стоимость Т-90А примерно в 70 млн руб. за единицу, американского Abrams — в 217 млн руб., французского Leclerc — в 255 млн., немецкого Leopard-2 — в 167 млн., а украинского Т-80 — в 120 млн руб.

Напомним, закрытая демонстрация «Арматы» состоялась в сентябре 2013 года в Нижнем Тагиле. Тогда высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца военной техники на базе новой унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата»: основной боевой танк, тяжелую боевую машину пехоты и бронированную ремонтно-эвакуационную машину.

Перечислим ожидаемые особенности Т-14:

— «необитаемая башня», то есть экипаж машины располагается в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса, защищающей людей в случае поражения бронемашины, управление вооружением осуществляется дистанционно;

— передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту, способную выдержать прямое попадание любого типа существующих сегодня снарядов — подкалиберных и кумулятивных;

— активная защита танка (комплекс «Афганит») расположена по всему периметру башни на различных уровнях, обеспечивая гарантированную защиту наиболее важных элементов машины, в том числе и с воздуха;

— Т-14 должен быть оснащен уникальной РЛС, способной одновременно контролировать до 40 наземных и 25 воздушных целей в радиусе 100 километров;

— информация о боевой обстановке выводиться на мониторы танка с лазерных, телевизионных и тепловизионных датчиков, а панорамный обзор позволяет командиру и наводчику просматривать поле боя аж на 360 градусов; Т-14 способен «вести диалог» — обмениваться данными с другими бронемашинами и командным пунктом;

— модульность машины: вооружение и оборудование можно заменить в зависимости от поставленных задач;

— основное вооружение Т-14 — 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с боеприпасами различного типа и назначения, в дополнение — модернизированный пулемет Калашникова калибра 7,62 и роботизированный крупнокалиберный пулемет «Корд».

Стоит отметить, что первоначально на замену Т-72 разрабатывалась другая машина — под шифром «Объект 195» (Т-95, ОКР «Совершенствование-88») с пушкой калибра 152-мм в «необитаемой башне». Танк даже успел пройти испытания, однако в серию он не пошел, его разработки прекратили в 2010-ом. И в итоге «Объект 195» в новой программе вооружений сменила унифицированная тяжелая платформа «Армата». Именно поэтому многие эксперты склонны считать, что Т-14 — это облегченная версия Т-95.

Так, бывший начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ, руководивший разработкой танка Т-95, генерал-полковник Сергей Маев в 2013 году дал интервью СМИ по поводу Т-14, суть которого сводилась к двум тезисам: преувеличивать значение «Арматы» не стоит, так как этот проект будет хуже «Совершенствования-88″, а 125-мм пушка делает „Армату“ неконкурентоспособной на поле боя при любых обстоятельствах».

— С «Арматой» капитально промахнулись по цене при планировании Госпрограммы вооружений (ГПВ), — говорит один из ведущих экспертов в области броневой техники, член Общественного совета ВПК, полковник запаса Виктор Мураховский. —  Это вина, в том числе, и экономического блока правительства РФ, который заложил абсолютно нереальный показатель ежегодного дефлятора ВВП. А с тех пор цены на материалы и комплектующие существенно выросли (если не сказать в разы). Соответственно, стоимость и НИОКР, и серийной машины существенно выше, чем было предусмотрено в ГПВ.

Второй вопрос — технический. По некоторым элементам конструкции (не рискну называть конкретные) требуются существенные усилия от кооперации российский предприятий по выходу на передовой уровень. И здесь действительно возможен вариант — принимать «Армату» в несколько упрощенном виде на том технологическом уровне, который сегодня достигнут. В дальнейшем — повышать этот технологический уровень в ходе модернизации танка. Есть также очень дорогие компоненты, необходимые исключительно в военное время. Например, комплекс активной защиты (КАЗ). Здесь также можно пойти по такому пути: не включать пока КАЗ в комплектацию серийных машин.

«СП»: — Вы согласны с точкой зрения Сергея Маева по поводу Т-14?

— Я думаю, что, прежде всего, он имел в виду орудие калибра 152-мм, которое было на «Объекте 195», показавшее высочайшее характеристики по бронепробиваемости бронебойным оперённым подкалиберным снарядом. Калибр 152-мм позволял запускать через ствол управляемую ракету с гораздо более высокими характеристикам, чем это можно делать на калибре 125-мм.

«СП»: — Среди некоторых экспертов есть мнения о том, что вес российских танков, в том числе и Т-14, надо увеличивать…

— Это тупиковый путь. Есть два наглядных примера в истории мирового танкостроения. В Первую мировую войну немцы создали K-Wagen — проект ограничился только одним танком. А позже разработали Panzerkampfwagen VIII «Maus», которых было выпущено всего лишь две единицы, боевая масса каждой составляла — 180 тонн. Таким образом, чтобы не вставать на тупиковый путь развития, должно быть найдено оптимальное сочетание параметров: масса, габариты, бронирование, вооружение, подвижность.

Для перспективной платформы «Армата» параметры определены: максимальная масса для систем вооружений, которые будут базироваться на этой платформе — я имею в виду самоходную артиллерию — 65 тонн. Масса танка будет еще меньше — в пределах 50−55 тонн в комплектации с полной динамической защитой и т. д. В итоге наши машины будут весить на 10−15 тонн легче средней массы зарубежных танков типа Merkava, Challenger 2, Abrams М1А2 SEP. В этом случае мы все-таки лучше, чем на Западе, умеем вписываться в названные параметры.

Стоит сказать, что уровень нашего танкостроения на самом деле существенно превышает мировой. Напомню, что классическая компоновка, которая родилась в 1917 году на легком танке Renault FT-17, используется практически на всех образцах бронетехники в мире. Т-14 — это танк совершенно иной компоновки, которая позволила вывести ряд параметров на уровень выше мирового.

Снимок в открытие статьи: боевая машина на базе унифицированной гусеничной платформы «Армата"/ Фото: rostec.ru

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье