В воскресенье, 8 марта, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал к созданию общеевропейской армии. Об этом он заявил в интервью немецкой газете Welt am Sonntag.
«Такая армия помогла бы нам сформировать общую внешнюю политику и политику безопасности, а также вместе нести ответственность Европы за события в мире», — отметил Юнкер.
По словам главы Еврокомиссии, армию нельзя создать моментально, но двигаться в этом направлении необходимо. С армией ЕС сможет отреагировать на угрозу странам-членам Евросоюза и соседним государствам. Он добавил, что таким образом Европа даст понять России, что «мы серьезно относимся к отстаиванию ценностей Европейского союза».
Кроме того, по мнению Жан-Клода Юнкера, проект имеет символическое значение. «Общеевропейская армия покажет всему миру, что между странами ЕС никогда не будет войны», — заявил глава ЕК.
Речь не идет о конкуренции с НАТО, особо подчеркнул Юнкер. Задача — восстановление международного влияния. «Европа в последнее время изрядно потеряла престиж, даже во внешней политике нас перестают принимать всерьез», — сказал он.
В то же время, Жан-Клод Юнкер отметил организационные и финансовые выгоды европейских стран от участия в проекте. Речь идет об интенсивном сотрудничестве в разработке и приобретении современных систем вооружения, что сулит существенную экономию.
По данным Welt am Sonntag, предложение Юнкера уже нашло поддержку среди депутатов немецкого бундестага. По мнению главы комитета бундестага по международным делам Норберта Реттгена, «время создания такой армии настало».
В тот же день идею создания единой армии ЕС поддержало Минобороны ФРГ. Глава германского оборонного ведомства Урсула фон дер Ляйен в интервью немецкой радиостанции Deutschlandfunk заявила, что в настоящее время мир в Европе опирается «на прочную платформу», а страны-члены ЕС все чаще объединяют усилия, в том числе в вопросах политики безопасности. «За таким „переплетением“ армий с перспективой когда-нибудь иметь общую европейскую армию, по моему мнению, будущее», — отметила фон дер Ляйен.
Она же прозрачно намекнула, против кого нужно создавать общеевропейскую армию.
«Мы знаем, что в настоящее время Россия больше не является нашим партнером, однако нам следует обращать внимание на то, чтобы Россия не стала нашим врагом», — сказала глава германского оборонного ведомства. И добавила, что «мы должны делать все, чтобы не допустить разрушения мирового порядка, который мы выстроили в Европе после Второй мировой войны и после Холодной войны».
Что на деле стоит за желанием ЕС иметь собственную армию, какие риски несет это России?
— Когда заходит речь об общеевропейской армии, совершенно понятно, что главную скрипку в ней будет играть Германия, — уверен военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — ФРГ устала быть побежденной, существование с ощущением пережитого поражения давно тяготит немцев. И сегодня Берлин явно хочет выйти на другие позиции — прежде всего, в отношении собственной армии. С одной стороны, эта армия является одной из наиболее подготовленных в Европе, с другой — над ней довлеет общеевропейский пацифизм, связанный с поражением во Второй мировой войне. Заявляя о необходимости создания общеевропейской армии, немецкое руководство фактически посылает месседж — и Вашингтону, и Брюсселю, да и Москве — о том, что Германия хочет иметь другой статус.
«СП»: — Как новая военная структура будет делить сферы влияния с НАТО?
— Думаю, Германия заинтересована в создании структуры, альтернативной НАТО. Разговоры, что вооруженные силы ЕС не будут конкурировать с Североатлантическим альянсом — лукавство. Европейцы все сильнее заявляют о несогласии с натовской политикой, которую диктует Вашингтон. США, которые находятся за океаном, легко ввязываются в войны вдали от своей территории, а расплачиваться безопасностью зачастую приходится именно европейцам.
Есть еще один фактор, который толкает Европу к созданию собственной армии — страх в отношении России, подогретый украинским кризисом. Естественно, это надуманный фактор. Однако европейские политики с удовольствием используют его для реализации собственных целей.
«СП»: — Сможет ли ЕС построить эффективную армию?
— Мне в это трудно поверить. Как смогут воевать немцы, французы и поляки в рамках одной военной структуры?! Скорее, армия ЕС будет фикций — как и некоторые другие европейские военные организации, например, боевые группы Евросоюза, в которых военнослужащие из стран-членов ЕС служат на ротационной основе. Эти группы не принимают участия в боевых действиях, поскольку очевидно, что они не справятся с задачами.
На деле, европейские вооруженные силы рискуют оказаться карточным домиком. Та же операция в Афганистане показала, что на европейские силы полагаться нет смысла — воевали, в основном, американцы и британцы. Контингенты других стран занимались охраной и строительством, и никуда не хотели ввязываться.
В итоге, велики шансы, что если общеевропейская армия и будет создана, то станет еще одной небоеспособной структурой, которая будет пожирать европейские деньги, в первую очередь немецкие. Но Германии, видимо, хочется заполучить такую игрушку, и она будет лоббировать этот проект.
«СП»: — Раз Германия хочет играть в общеевропейской армии лидирующую роль, контингент армии будет, в основном, немецким?
— В такой армии — хотя бы в опереточном виде — должна быть представлена вся Европа. А вот командование, видимо, действительно будет немецким. Такой вывод можно сделать из заявлений руководства — и ФРГ, и Евросоюза. Основные деньги ЕС дает Германия, в том числе на армию. Раз так, логично предположить, что немцы захотят этой армией и командовать — иначе зачем она им нужна?!
«СП»: — Как России следует относиться к инициативе европейцев?
— Если общеевропейская армия будет создана, рано или поздно она будет конкурировать с НАТО. России это только выгодно…
— Идея создания армии Евросоюза озвучивалась еще лет десять назад, но потом заглохла, — отмечает военный эксперт, полковник запаса Семен Багдасаров. — Причина понятна: в НАТО, куда входит абсолютное большинство стран Евросоюза, доминируют Соединенные Штаты. А это не всем в Европе нравится. У многих европейских стран существует понимание, что желательно вести самостоятельную политику, в том числе военную.
Сейчас эта идея возникла вновь. И можно не сомневаться: общеевропейская армия будет конкурентом НАТО. Все высшие командные посты в Североатлантическом альянсе занимают, как правило, американские генералы. В армии ЕС ключевые посты займут генералы европейские, и они будут проводить самостоятельные операции без поддержки США. По мнению европейских политиков, это укрепит Евросоюз как федерацию государств.
«СП»: — Удастся ли Европе построить свою армию, и в какие сроки?
— Думаю, на этот раз европейцы будут более последовательными в желании создать военную структуру. Другое дело, что США, действуя через институты НАТО, попытаются сорвать реализацию этой идеи. Но если европейцы выстоят, у них на создание армии уйдет 5−10 лет.
«СП»: — Нам стремление Европы на руку?
— С одной стороны, на руку, потому что создание общеевропейской армии будет означать ослабление НАТО. С другой стороны, со временем армия ЕС будет мощной группировкой, и станет нежелательным фактором для нас при проведении политики в Восточной Европе, на постсоветском пространстве — той же Украине, — и даже в Центральной Азии.
— Это не первый случай, когда европейцы хотят выйти из-под американской опеки в военной сфере, — напоминает академик Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — Так было, например, в 2003 году, когда европейцы отказались воевать против Ирака, а Германия, Франция и Бельгия заявили о том, что надо создавать собственные общеевропейские войска.
Европейцам надоело таскать каштаны из огня для американцев и мировой финансовой олигархии, и они пытаются создать свои вооруженные силы, чтобы быть более независимыми. Конкретный состав и вид этих вооруженных сил не так уж важен. Одно их наличие позволит ЕС принимать решения без оглядки на США — например, по Украине.
Другой вопрос — позволят ли американцы такой шаг ЕС? Еще канцлер ФРГ Гельмут Коль пытался организовать пул европейских государств как альтернативу НАТО. Но не получилось — ни у Коля, ни у его преемника Герхарда Шредера. Посмотрим, получится ли это у Ангелы Меркель…
Снимок в открытие статьи: глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер/ Фото: EPA/ ТАСС