Заместитель председателя Днепропетровской облгосадминистрации Игоря Коломойского Святослав Олейник в интервью каналу «112 Украина» 12 марта рассказал, что Генеральный штаб предложил лидеру экстремистского «Правого сектора"* Дмитрию Ярошу в каком-то качестве войти в его состав. Так Олейник попытался развеять опасения журналистов о том, что «Добровольческий украинский корпус Правый сектор» (ДУК-ПС) не подчиняется Киеву.
«Ярош будет в центре принятия решений. Тогда вообще снимется вопрос о том, что ДУК — отдельная структура», — заявил Олейник, добавив, что, по его сведениям, Ярош готов принять это предложение, как только оно будет оформлено официально. Ранее украинские власти уже предпринимали попытки инкорпорировать «Правый сектор» в государственные силовые структуры, но неудачно. Ярош отказывался от предложений и предупреждал, что любые попытки распустить его организацию могут привести к тому, что они будут защищаться с оружием в руках.
Пока что ПС остается единственным заметным вооруженным формированием на Украине, которое фактически не подчиняется государству. По Минским соглашениям, заключенным в феврале, все незаконные вооруженные формирования должны быть распущены. Формально к ним относится и ДУК-ПС, который некоторые эксперты связывают с фигурой Коломойского.
Предложение включить Яроша в состав Генерального штаба может свидетельствовать о том, что президент Украины Петр Порошенко понял бесперспективность попыток распустить «Правый сектор» и решил таким образом легализовать его статус и взять под свой контроль.
— Справиться с «Правым сектором» Порошенко просто нечем, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Под его контролем не МВД, не спецслужбы, а армия. Это в большинстве своем солдаты-срочники, которых самих охранять надо. Они хороши, если надо стрелять чем-то крупнокалиберным на большие расстояния, и то постоянно попадают не туда. Если бы дело обстояло по-другому, они давно бы взяли Донецк, при том численном превосходстве, которое у них есть.
А добровольческие батальоны плюс Ярош — это очень серьезная угроза, с которой режим вряд ли сможет справиться.
«СП»: — Согласится ли Ярош на предложение Генштаба?
— Мы должны быть очень корректны с формулировками. Если речь идет о включении «Правого сектора» в систему Министерства обороны — это одно, если о вхождении Яроша в состав Генштаба — другое. В первом случае это технологически возможно. Пойдет или не пойдет на это сам Ярош — отдельный вопрос. Но по-настоящему это ничего не изменит. Его люди так и будут подчиняться ему. Батько Махно ведь тоже был командиром Красной Армии, даже орден Красного Знамени имел. Это никак не мешало ему жить так, как он считал нужным. С Ярошем будет то же самое.
Что касается личного участия Яроша в работе Генштаба… Конечно, в революционной стране всё бывает, но о реальной работе лично Яроша в Генеральном штабе речи быть не может. Это то же самое, что нас с вами послать на атомную электростанцию нажимать кнопки. Работа в Генштабе — очень сложная и профессиональная деятельность, к которой готовятся 8−10 лет. Взять человека с улицы, который преподавал украинский язык в Днепропетровске и сделать его генералом Генштаба — это нонсенс. Если Ярошу не дадут ничего реально делать, Генштаб это переживет. Если дадут — не переживет.
То, что добровольческий корпус в этой ситуации перестанет быть независимым — это иллюзия. Вооруженные ребята так и продолжат подчиняться своему командиру. Они будут плевать на остальных генералов, как плюют сейчас, только при этом будут иметь более легитимную позицию.
«СП»: — К чему приведет включение Яроша в состав Генштаба?
— Это практически ничего не изменит в сегодняшней ситуации. Это просто легитимация этого объединения. В свое время Гитлер специальным указом ввел штурмовые отряды в состав силовых структур тогдашней Германии. Кончилось это все равно «ночью длинных ножей». Когда убили Сашка Билого, у меня появилась мысль, что все это очень похоже на историю со штурмовиками. Нынешние события доказывают, что эта история повторяется полностью.
Для Рэма в Германии тоже сначала создали специальное министерство, инкорпорировали штурмовиков, все было вроде хорошо. Но потом пришлось решать эту проблему с помощью бронемашин и артиллерии. Разница в том, что в Германии была маленькая, но боеспособная армия, которая смогла это сделать. Украинская армия не слишком боеспособна. Это в основном обычные люди, которые никогда не воевали. «Ночь длинных ножей» у Порошенко может не получиться.
Такие радикалы всегда нужны во время революции, и от них нужно быстро избавляться после нее. Но Порошенко даже на это не способен.
«СП»: — Как отреагирует Запад на включение такого одиозного политика, как Ярош, в состав Генштаба?
— Никакой реакции Запада не будет. Потому что Украина для них революционная страна, которая борется за свою свободу против «страшной империи», и для этого все средства хороши.
Профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Манойло не верит, что Ярош согласится принять предложение Генштаба.
— Такие предложения Ярошу делают уже давно, чтобы превратить добровольческий корпус «Правого сектора» в подразделение украинской армии, вместо неконтролируемой банды. В Киеве хотят, чтобы незаконное вооруженное формирование превратилось в обычное подразделение, которое подчинялось бы Генштабу и Минобороны, и, следовательно, президенту Порошенко.
Но каждый раз Ярош с возмущением эти предложения отвергал. Для него подчиниться кому-то невозможно в принципе. Он считает себя самостоятельной политической фигурой. Он чувствует силу, поскольку за ним стоит вооруженный добровольческий корпус, укомплектованный боевиками с опытом гражданской войны в Донбассе.
Официальная власть не пользуется поддержкой населения и чрезвычайно слаба. Организовать новый государственный переворот, используя военную силу того же «Правого сектора» или любого из территориальных батальонов — довольно простая задача. Ярош требует для себя не должность советника или чиновника в Генштабе, а пост в правительстве, равный тем, что занимают другие организаторы и исполнители госпереворота — Турчинов, Яценюк. Это Яроша бы устроило.
Но ни при каких условиях, пока ситуация будет позволять и пока спецслужбы не начнут уничтожать ДУК-ПС, он козырь давления на власть из своих рук не выпустит. ДУК представляет угрозу для Порошенко и его окружения. Для них идеальным сценарием было бы влить «Правый сектор» в украинскую армию, разбить на множество частей, чтобы они там постепенно ассимилировались. Иначе, когда произойдет очередное потрясение на Украине, ДУК бросит свои позиции в Донбассе, развернет штыки на Киев и пойдет устанавливать там свою власть.
«СП»: — А если Ярош примет предложение и займет пост в Генштабе?
— Сложно представить, чтобы Ярош пошел на эти условия. Если бы он был не такой одиозной фигурой и откровенным неонацистом, а более-менее вменяемым политиком, ему следовало бы задуматься над этим предложением. Но и со стороны Генштаба игра может быть более сложной и многоходовой. Порошенко очень озабочен тем, что Ярош создал параллельный генштаб и помимо своего ДУКа вовлек туда более десяти глав территориальных батальонов. А это уже боевая сила, сопоставимая по мощи с украинской армией.
Порошенко боится военного переворота. Поэтому у него есть два варианта — постараться отколоть батальоны от Яроша, а его самого интегрировать в вооруженные силы, чтобы он потерял свободу маневра и принятия решений. Либо получить повод, чтобы заняться уничтожением неподконтрольных ему формирований. Возможно, Порошенко получил карт-бланш от американцев на то, чтобы силовым образом разогнать и уничтожить националистов. Поэтому он делает предложение Ярошу, зная наперед, какой ответ он даст. И под легендой восстановления единоначалия он сможет начать зачистку незаконных вооруженных группировок и банд. Кстати говоря, Минские соглашения дают такие полномочия Порошенко, так как там напрямую прописано разоружение всех незаконных формирований.
«СП»: — А хватит ли у Порошенко для этого сил?
— Может и не хватить. Но у него другого выхода нет. Рано или поздно он столкнется с этой проблемой. На Украине усиливается экономический кризис и протестные настроения. Порошенко понимает, что назревает социальный взрыв даже без учета действий националистов. Если на это наложится мятеж вооруженных формирований, которые увидят шанс пересмотреть в свою пользу итоги майдана, и сделать президентом того же Яроша, Порошенко придется гораздо хуже, чем в свое время Януковичу.
Деваться ему некуда — либо заниматься этим сейчас, пока ополчение Донбасса не перебило боеспособные остатки украинской армии, либо ждать своей участи.
«СП»: — А как же поддержка Запада?
— Здесь ситуация двойственная. С одной стороны, если американцы увидят реальную силу Яроша, они не будут поддерживать Порошенко. Они поддерживают только кандидатуры, которые считают перспективными, и не будут спасать тех, кто явно «сливается».
С другой стороны, американцам бы не хотелось, чтобы дикие националисты и нацисты, которые в основной массе невменяемы и, соответственно, подконтрольны Вашингтону только ограниченно, взяли бы всю полноту власти. Потому что Порошенко управляем, они окружили его министрами из числа иностранных граждан, выстроили систему внешнего управления. А если к власти придут бандеровцы, они всю систему сметут под корень, посадят своих людей, с которыми сложно разговаривать на человеческом языке. Американцам придется с трудом заново выстраивать систему внешнего управления.
Поэтому вполне возможно, что они сами подталкивают Порошенко к превентивным действиям в этом направлении и готовы поддержать его оружием для санации «Правого сектора» или даже наемниками из числа частных военных компаний. Идея отправить радикалов в Донбасс, чтобы они все полегли от рук ополченцев, не нова. Порошенко и его люди давно начали ее реализовывать. Частично успешно, но от всех избавиться не удалось, и теперь это проблема.
* Решением Верховного суда РФ
Фото: Максим Блинов/РИА Новости