В Вашингтоне — военно-политический скандал. Палата представителей Конгресса США приняла проект бюджета, который предусматривает сокращение социальных расходов на 5 трлн долларов в течение последующих 10 лет. При этом военные расходы планируется повысить на 40 млрд долларов (на 7% - до 531,3 млрд) уже в 2016 финансовом году.
Голосование по проекту бюджета в Сенате — верхней палате Конгресса — может состояться в ближайшее время. Ожидается, что и там документ получит поддержку: впервые за шесть лет проект был предварительно согласован обеими палатами американского парламента.
Драматизм ситуации заключается в том, что единодушное желание Конгресса увеличить расходы «на оборону» идет вразрез с позицией президента Барака Обамы. Администрация Белого дома ранее заявила, что глава американского государства намерен наложить вето на закон в случае его принятия Конгрессом, поскольку урезание «социалки» ставит крест на ключевой реформе Обамы — новой схеме медицинского страхования, которую СМИ окрестили Obamacare.
Проблема в том, что игнорировать мнения парламентариев президент США не может. Так, в проекте бюджета предусмотрена поправка, которая позволяет Сенату ограничить финансирование программы Obamacare, приняв соответствующее решение простым большинством голосов. В результате, как указывает Reuters, решимость Обамы может поколебаться, и президент США пойдет на компромисс с республиканцами, в том числе — на увеличение военных расходов.
По сути, в Америке понемногу начинает раскручиваться маховик новой гонки вооружений. Напомним: текущий военный бюджет-2015 предусматривает выделение почти 64 миллиарда долларов на зарубежные военные операции. Кроме того, 5 миллиардов долларов запланированы на операции против группировки «Исламское государство» *.
На этом фоне дополнительные 40 млрд долларов представляются внушительной суммой, которую можно пустить, например, на борьбу с новыми угрозами, которые сам Обама неоднократно озвучивал. В их числе — «агрессия России против Украины».
В последний раз Обама публично назвал топ мировых угроз 28 апреля, на совместной пресс-конференции с премьером Японии Синдзо Абе, который находился в Вашингтоне с официальным визитом. И что симптоматично, на этот раз «агрессия России против Украины» оказалась в числе угроз на первом месте.
Это значит, что США, в случае принятия милитаризированного бюджета, увеличат военную активность и на Ближнем Востоке, и в Восточной Европе, и на Украине. И Россия едва ли сможет оставить действия американцев без ответа.
Что на деле стоит за решением Конгресса США, и чем оно обернется для мира и для России?
— Думаю, Обаме придется пойти навстречу «ястребам», — уверен директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Отстаивать социальные программы любой ценой для него не имеет смысла. Успеха эти программы и прежде не имели, а сейчас, когда у Обамы заканчивается президентский срок, ему удобнее сохранить «социальную» риторику, но непублично пойти с «ястребами» на компромисс.
На мой взгляд, велики шансы, что все дополнительные 40 млрд на военные расходы американский президент, немного поупрямившись, одобрит.
«СП»: — С точки зрения военного бюджета США, это большая сумма?
— На фоне общих военных расходов Америки сумма не так велика. Но если 40 млрд будут направлены на несколько отдельных программ, это будет вполне серьезное финансирование.
Например, Белый дом может пустить часть этих денег на борьбу с «Исламским государством». Это вполне вероятный сценарий. Несмотря на выпады против России, США прекрасно осознают, что главная опасность для них исходит с Ближнего Востока.
Скажем, по поводу украинского кризиса сегодня существует некий консенсус, шаткое согласие — благодаря усилиям Москвы, Берлина и Парижа. Главное, у всех сторон есть понимание правил игры, несмотря на попытки Киева обрушить мирный процесс, и несмотря на громкие заявления, что Украина снова готова начать войну.
В ситуации с «Исламским государством» этого понимания правил нет. С одной стороны, радикальных исламистов продолжает поддерживать Саудовская Аравия — главный союзник США в регионе. С другой, американцам нужно усидеть на нескольких стульях, и не потерять Израиль и тех же саудовцев в условиях, когда у Вашингтона улучшились отношения с Тегераном.
Есть еще важный момент. Именно сейчас Россия имеет шансы усилить свое влияние на Ближнем Востоке. Не заменить, конечно, собой Америку, но потеснить позиции американцев. США беспокоит возможность развития событий по такому сценарию, и можно не сомневаться, что Вашингтон примет меры противодействия России, и подкрепит их финансово.
Другая часть из 40 млрд долларов, с высокой вероятностью, может пойти на европейское направление. США демонстрируют желание усилить американское присутствие в Европе, которое было значительно ослаблено в предыдущие годы.
Дополнительно американцы могут профинансировать и украинское направление.
На мой взгляд, 40 млрд в итоге разделят так: 60% - на усиление в Европе, включая затраты на Украину, 40% - на борьбу с «Исламским государством».
«СП»: — Можно ли сказать, что США, наращивая военный бюджет, начинают новую гонку вооружений?
— В обозримом историческом прошлом полноценных гонок вооружений было немного. Прежде всего, это гонка вооружений перед Первой мировой, когда державы усиленно создавали броненосные флоты. Далее — неявная гонка вооружений перед Второй мировой, когда, в основном, масштабным перевооружением армий занимались Германия и Советский Союз. Наконец, гонка вооружений в Холодной войне — но это уже был замысел США с целью втянуть СССР в гонку на истощение. Как мы знаем, перекос в сторону военной промышленности стал, в итоге, одним из факторов распада Советского Союза.
Сейчас, на мой взгляд, полноценная гонка вооружений невозможна. И уж точно — втягивания в нее России не произойдет. Мы научены историей, кроме того, поменялась оборонная концепция нашей страны: российское руководство делает ставку на современную армию и высокоточное оружие, но вовсе не для того, чтобы «обогнать Америку».
— На мой взгляд, США увеличат военные расходы по трем направлениям: Китай, Украина, Ближний Восток, — убежден директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семен Багдасаров. — Конгресс США неслучайно проголосовал за поставки на Украину летального оружия. На мой взгляд, такие поставки — вопрос времени, причем основной объем этих вооружений будет оплачен из бюджета США.
Что касается Ближнего Востока, борьба с «Исламским государством», конечно, имеет для Вашингтона приоритетное значение, и требует дополнительного финансирования. В частности, речь идет о поставки вооружений иракским курдам — а это серьезные траты.
Наконец, американцам нельзя не учитывать ситуацию в Йемене. Сейчас там наблюдается временное затишье, но оно может закончиться взрывом. На сегодня арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией, при поддержке США, фактически блокировала Йемен с воздуха и моря. Иран такой расклад не устраивает. Разумно предположить, что Тегеран усилит активность на йеменском направлении, и противодействие ему вынудит США повысить расходы на поддержку коалиции.
Что касается Китая и противодействия китайским военно-морским группировкам, понятно, что на практике это обернется для Америки еще одной крупной статьей расходов, и уменьшить их Вашингтон не может.
«СП»: — Что означает наращивание американцами военных расходов для России?
— Главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав недавно заявил, что ополчением ДНР руководит командный состав Вооруженных сил России. Такие заявления не делают просто так, и они однозначно ведут к нагнетанию ситуации.
Мы в ответ, думаю, будем наращивать группировку войск на западной границе, в том числе — на границе с Украиной. Мы не можем не реагировать на то, что украинская армия пользуется поддержкой США и НАТО, и делать вид, что нас это не касается.
Мы будем вынуждены и перевооружать наши Вооруженные силы, и реагировать на действия США на Ближнем Востоке. Скажем, в 320 километрах от российских погранвойск, которые охраняют армяно-турецкую границу, на территории иракского Курдистана, размещаются три базы НАТО — две военно-воздушные, под F-16, и одна — под ударные вертолеты «Апач». Подлетное время F-16 до нашей армейской группировки на территории Армении — всего 3−5 минут, подлетное время «Апач» — около часа.
В этой ситуации, на мой взгляд, России следует размещать в Армении дополнительные силы, включая средства радиоразведки. Нам нужно, кроме того, решать, с кем на Ближнем Востоке выстраивать союзнические отношения. Возможно, таким союзником станет Иран…
*Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года «Исламское государство» признано террористической международной организацией, деятельность ИГ в России запрещена.
Фото: CTK Photo/Lubos Pavlicek/ Global Look Press