Парад Победы в Москве продемонстрировал мировой общественности боевую мощь наших Вооруженных Сил. Россия показала планете танк Т-14 — первый в истории танк с необитаемой башней и новейшие боевые машины на базе платформы «Армата». Помимо этого все могли оценить образцовую выучку войск и высокий профессионализм российских пилотов.
Как недавно написала британская газета Telegraph, за последние 15 лет наша армия получила лучшее техническое оснащение со времен Холодной войны. Журналисты обращают внимание на то, что Вооруженные Силы России опережают армию США и Великобритании по числу танков, самоходных артиллерийских установок и систем залпового огня. Как пишут авторы статьи, у России сегодня есть 15398 танков, что вдвое больше, чем у США и в 37 раз больше, чем у Соединенного Королевства. По артиллерии наша страна превосходит Великобританию в 67 раз и в три раза — Соединенные Штаты. Трехкратное преимущество над США и 90-кратное преимущество над Великобританией у нас в системах залпового огня. При этом Telegraph отмечают, что военные траты России увеличиваются, а техника армии постоянно модернизируется.
«Владимиру Путину получилось укрепить армию, стабилизировать ситуацию на Кавказе и даже улучшить трудные условия национальной экономики», — пишет уже американское издание International business times.
Можно еще вспомнить, что российские системы ПВО С-300 и С-400 сегодня одни из самых лучших в мире и способны практически полностью защитить воздушное пространство от возможного нападения. Недаром такой переполох в мире вызвал контракт о поставках С-300 Ирану, ведь он ставит крест на любых планах «наказать страну-изгой»…
Сегодня можно констатировать, что наши Вооруженные Силы стали современными и способными защитить безопасность страны. Естественно, это не нравится тем, кто хотел бы видеть Россию зависимой. И не случайно активизировались силы внутри страны, которые пытаются убедить общество, что сильная армия нам просто-таки не нужна. «Зачем нам тратить деньги на танки и самолеты, если мы не собираемся ни на кого нападать, не лучше ли отдать средства сиротам и инвалидам?» — задаются вопросом некоторые артисты и журналисты.
Есть даже те, кто не согласен с широким празднованием Дня Победы. Мол, зачем вспоминать подвиг народа в Великой Отечественной войне, когда весь «цивилизованный мир» отмечает окончание Второй мировой намного скромнее. Дескать, патриотические чувства нужны только власти для «реализации имперских амбиций»…
Другая угроза для роста оборонной мощи — коррупционеры в системе управления Вооруженными Силами. На всю страну прогремел судебный процесс по делу Евгении Васильевой и компании «Оборонсервис», фигуранты которого причинили государству многомиллиардный ущерб…
Как говорит главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, несмотря на все трудности, сегодня мы можем гордиться нашей армией:
— Государство в лице президента Путина уделяло внимание своей военной составляющей. Путин прекрасно помнил свою чеченскую кампанию, как по всей стране не могли собрать 50 тысяч человек. Причем это были не полнокровные части, а приходилось выдергивать где роту, где батальон. С трудом набрали 50 тысяч человек для разгрома сепаратистского режима в Чечне. Поэтому создание сильной армии стало приоритетом государственной политики.
Не случайно министром обороны при Путине стал Сергей Борисович Иванов. Именно при нем начались конструкторские разработки, которые воплотились сегодня. Он уделял внимание укреплению Стратегических ядерных сил. Были сформулированы программные цели, связанные с поставкой в армию новейшей техники. Тогда началось укрепление фундамента армии.
По мере того, как появлялись ресурсы, страна направляла средства на переоснащение Вооруженных Сил. Вначале это были ограниченные комплекты оружия, но постепенно поток техники увеличился.
Особо интенсивно процесс укрепления армии пошел в последние два года, когда Министерство обороны возглавил Сергей Шойгу. Он вернул в войска некоторые советские методики, к примеру, внезапные проверки боеготовности частей, которые позволили оценить реальное состояние армии.
Правильные шаги делались и во времена Анатолия Сердюкова, хоть он и остается непопулярной фигурой. Началась гуманизация Вооруженных Сил, к солдату стали относиться как к гражданину. Была выиграна война 2008 года с Грузией.
Сегодня Российская Армия входит в пятерку лучших армий мира. По моим расчетам, мы уступаем только Соединенным Штатам с их фантастическим военным бюджетом. Но и с США мы удерживаем паритет в ядерных силах, за последние два года было много сделано по укреплению сил общего назначения. Мы сформировали целый ряд структур, которых раньше не было. В частности, появились Силы специальных операций, которые блестяще проявили себя в ходе крымских событий. Созданы Войска информационных операций, и мы можем реагировать на киберугрозы. У нас дееспособная арктическая группировка войск, активно строится система воздушно-космической обороны на базе новейших достижений отечественного ВПК.
Самое главное, что удалось сделать Шойгу — изменить моральный климат в армии. Сегодня армией снова гордятся граждане. Люди хотят служить, это касается срочников и контрактников. Вооруженные Силы снова стали социальным лифтом для молодежи, которая стоит на патриотических позициях.
Моральный дух, техническое оснащение войск позволяют говорить о том, что у нас отличная армия. Мы возвращаемся к временам, когда американские пилоты и моряки, встречаясь с нашими офицерами в воздухе и на море, предпочитают не связываться и уступить. Недавно был случай с перехватом самолета-разведчика, который не выполнил задания, развернулся и ушел, потому что мы показали свое мастерство. Мы помним, как американские эсминцы бежали от берегов Крыма после того, как российские Вооруженные Силы показали готовность.
Не удивительно, что восторженные оценки о нашей армии звучат из уст западных обозревателей и военных аналитиков. Мы можем гордиться нашей армией.
«СП»: — Как уберечься от повторения опыта «девяностых»?
— Должно быть сильное государство и сильная централизованная власть. Вот гарантия того, что мы не повторим судьбу России «девяностых».
Пацифизм сегодня непопулярен. Все прекрасно видят, кто собирает силы у наших границ. Америка и НАТО открыто объявили, что Россия — их военный противник.
Я думаю, что мы не будем наступать на прежние «грабли». Сильная армия — гарант свободного развития России и, в целом, — справедливого мироустройства. Даже страны с благополучной экономикой без сильной армии обречены стать жертвами. Мы, с нашими ресурсами и с нашими возможностями, построим лучшее будущее для нашего народа и наших союзников, мы построим более справедливый мир.
— Возрождение российской армии связано с позицией руководства страны, — говорит руководитель Экспертного совета по обороне Государственной Думы профессор Борис Усвяцов. — За последние 15 лет, учитывая сложную обстановку в мире, не уменьшали расходы на ВПК. За счет этого появилось новое вооружение, в том числе, собственные электронные компоненты. Советский задел был «съеден» в «девяностые». Но за последние 15 лет появились новые опытные разработки, которые позволили вывести Вооруженные Силы на новый уровень.
У нас появились современные танки, современные ракетные комплексы, новейшие атомные подводные лодки. У нас был небольшой сбой с ракетой «Булава», но проблемы решены, и не случайно конструктор ракеты Юрий Соломонов — один из немногих, удостоенных звания Героя Труда. Мы сделали прорыв в том, что было определено стратегически указами президента России.
Естественно, на Западе очень болезненно реагируют, что мы показываем новые танки с необитаемой башней, новые боевые машины пехоты. Ведь это уже не старые советские образцы, а новые российские разработки. Конечно, хотелось бы иметь больше такой техники.
«СП»: — Какую роль в становлении мощи армии сыграла геополитика?
— Никому в мире не нужна сильная Россия. Со времен Горбачева привыкли, что американцы сказали сократить некоторые виды вооружений — мы сократили. Скажем, огромная группировка наших войск в Германии должна была планово выходить в течение 10 лет, а ее вывели за полтора года в русское поле. Военные уходили из обжитых городских районов на пустые площадки, и это была трагедия. Мы пережили весь этот опыт и поняли, что слабая Россия хороша только для тех, кто ее делает слабой.
Сильная Россия вызывает уважение. Отсюда и все эти демарши Обамы и других западных лидеров, отказавшихся приехать на парад Победы. Но, как сказал наш министр иностранных дел Сергей Лавров, это наш праздник, и приехали те, кто хотел это сделать.
«СП»: — Какое значение имели старые традиции конструкторов, промышленников, военных?
— Старые умы, которые долгое время были не востребованы, были привлечены около десяти лет назад. Они получили заказы, финансирование. Кстати, Россия всегда отличалась наличием «светлых голов». В итоге мы получили нынешний эффект.
«СП»: — Как не допустить к управлению армией коррупционеров?
— К сожалению, ошибки в истории имели место. Недавно в нашей армии были «хитрые блондинки», которые развалили военное образование, военную науку, дискредитировали людей в погонах. Но сейчас таким людям дана оценка.
«СП»: — Некоторые говорят, что раз мы не собираемся ни на кого нападать, то и армия нам не нужна.
— Пусть они читают военную доктрину Российской Федерации. Мы действительно не планируем ни на кого нападать. Но и ни одной пяди родной земли мы не отдадим. Ни в Арктике, ни на Западе, ни на Юге. И никто не вправе критиковать наши действия по размещению войск на нашей территории, будь-то в Калининградской области или в Крыму. Наше дело — защита безопасности России в XXI веке.
«СП»: — Какую роль играет патриотическое воспитание в укреплении обороноспособности страны?
— Патриотическое воспитание стоит на первом месте. Можно создать самую современную технику, но если не будет людей, преданных делу защиты страны, грош цена всем техническим разработкам.
Поэтому кадетское образование, военное образование, военно-патриотическое воспитание выходят на первый план в государственной политике.
Заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием Владимир Шварёв считает, что за последние годы Россия сделала большой скачок вперед в плане укрепления своей обороноспособности:
— Рост мощи нашей армии обусловлен двумя вещами. Первая — жесткая политика Путина, который с момента прихода к власти в 2000 году взял курс на всестороннюю поддержку оборонно-промышленного комплекса и совершенствование армии. Все действия руководства страны в этом направлении были совершенно адекватными, хотя и есть вопросы ко времени, когда Вооруженными Силами руководил Сердюков.
Об успехе проводимой политики можно судить по тому, что сейчас на вооружение российской армии поступает самая современная техника, а количество уклонистов от службы резко сократилось.
Второе направление работы — совершенствование промышленного комплекса. В 2008 году разразился мировой экономический кризис, сейчас разразился кризис. Но нашему ВПК сильно помог военный экспорт. В начале 2000-х годовая выручка от экспорта составляла около 5−6 млрд. долларов, сейчас — около 15 млрд. Эти деньги шли на развитие предприятий, закупку оборудования.
Благодаря комплексному подходу мы вышли на приемлемый уровень боеготовности.
Конечно, западные СМИ несколько искажают факты, представляя российскую армию чуть ли не самой сильной и оснащенной в мире. Да, Россия имеет современные войска, но мы уступаем совокупной мощи НАТО. Как по количеству вооружений, так и в целых сегментах. Скажем, у нас есть отставание от НАТО в беспилотных летательных аппаратах и в сфере связи. Но мы делаем всё возможное, чтобы сократить отставание.
«СП»: — Повлияла ли на государственную политику общая обстановка в мире?
— Геополитическая ситуация сейчас для России сложная, а кроме армии и флота у нас союзников нет. Есть страны, которые с нами сотрудничают в рамках ОДКБ, ШОС и других структур. Но военная ситуация может измениться в один момент, и нам придется полагаться только на собственные силы.
«СП»: — Что можно ответить тем, кто призывает не тратить средства на оборону, а распределить их на социальные нужды?
— Если мы не хотим кормить свою армию, то нам придется кормить чужую. Сейчас мы окружены базами НАТО практически со всех сторон. К нашим границам Альянс приблизился в Прибалтике на расстояние пушечного выстрела. Про нынешнюю ситуацию на Украине не стоит и говорить. Да, у нас есть экономические проблемы. Можно урезать другие расходы, в том числе и социальные траты, хотя уровень жизни народа должен быть приемлемым. Но расходы на армию сокращать просто невозможно.
Мы должны понимать, что Соединенные Штаты взяли курс на устранение России как самостоятельной страны. Из этого и надо исходить.
«СП»: — Есть люди, которые на военных расходах хотят нажиться.
— Наращивание коррупционной составляющей в стране началось с приватизации «девяностых». Сейчас принято решение не поднимать старые дела, но в будущем жестко применять закон. Бюрократический аппарат в России огромен, победить коррупцию сразу нельзя. Но пример Васильевой говорит о том, что руководство страны борется с этим явлением. На мой взгляд, важно, чтобы она и члены ее команды получили заслуженное. Это и будет пример для других, кто не чист на руку, но близок к государственному бюджету.
«СП»: — Есть мнение, что не стоит уделять большое внимание героическим примерам из прошлого.
— Примеры действий солдат Красной Армии в годы Великой Отечественной войне — непреходящая ценность. На подвигах той войны будет воспитываться еще не одно поколение. И нам надо помнить о своем прошлом. Мы видим, к чему приводят переписывания истории. Кто бы мог подумать, что на братской Украине будут так пересматривать прошлое.
У нас есть примеры героизма и в ходе войны в Афганистане и операции в Чечне. Много примеров и в наше мирное время. Мы помним, как в прошлом году подполковник Серик Султангабиев спас солдата, накрыв собой во время учений боевую гранату. Таких случаев масса. И на этих примерах можно воспитывать глубинное чувство патриотизма, а не поверхностное.
Снимок в открытие статьи: танки Т-14 «Армата» во время генеральной репетиции парада Победы на Красной площади/ Фото: Алексей Дитякин/ТАСС