Лидер запрещенной в России радикальной группировки «Правый сектор"* Дмитрий Ярош заявил о возможном формировании нового «котла» в зоне т.н. «АТО». Информация опубликована во вторник в информационном периодическом бюллетене «Правого сектора».
«Они накопили силы для удара, будут обманные направления боя и будут основные. 3 — 4 ударных формирования у них есть. В Донецке есть, могут пойти на Константиновку. Славянск, для них это символично. Второе направление — Мариупольское. Третье — станица Луганская, Счастье, там напрашивается очередной „котел“. И Волноваха. Они будут ждать, пока высохнут поля, чтобы начать наступление. Мы не видим их шахматной доски, может, будет и авиация. Однозначных выводов нет», — полагает Ярош. По его словам, информация основана на данных разведки.
Кроме того, в другом материале в этом же документе Ярош заявил, что «боевое крыло» организации ДУК будет распущено только «после отвоевания Крыма».
«В нашем уставе написано: ДУК сформирован и действует только в период войны, — отметил он. — Крым вернем, территориальную целостность восстановим, тогда и распускать. Дисциплины у нас больше, чем у армейцев порой. Но пребывание командира, например, на передовой, линиях обороны или наступления — нормальное явление. Найдите таких генералов, которые приедут туда и будут руководить бойцами в окопах».
В то же время украинские силовики продолжают обстреливать Донецк и близлежащие к столице ДНР города. По информации пресс-службы Минобороны ДНР, за сутки украинские силовики более сорока раз обстреляли Донецк и его окрестности. При этом силовики используют тяжелое вооружение, запрещенное минскими соглашениями на линии соприкосновения, в том числе и минометы 120-го калибра, танки, зенитные установки, тяжелую ствольную артиллерию. Ополченцы же используют исключительно легкое вооружение: автоматы, пулеметы, РПГ.
Стоит отметить, что январское наступление ВСН, окончившееся созданием «дебальцевского котла» и взятием самого Дебальцево, а также донецкого аэропорта, было спровоцировано беспрецедентными варварскими обстрелами мирных городов Донбасса, не оставлявшими ополченцам иного выбора, кроме как силовым методом «отодвинуть» линию фронта.
Напомним, что недавно бывший заместитель министра обороны Украины генерал Леонид Поляков в эфире 112 канала заявил, что армия народных республик Донбасса не уступает лучшим армиям Европы, а по некоторым характеристикам она и вовсе их все превосходит, особенно в системах залпового огня. Все же, скорее всего, это заявление было сделано с целью объяснить поражение, нанесенные ВСУ ополченцами. На самом деле, ВСУ значительно превосходит ВСН по живой силе и технике. Тем не менее, по двум параметром украинские силовики все же, несомненно, уступают донбасскому ополчению: по наличию адекватного и авторитетного командования и по мотивации личного состава.
Стоит также отметить, что «минские соглашения», заключенные в феврале не удовлетворили ни одну из сторон и фактически не соблюдаются. Что касается ополчения Донбасса, подавляющее большинство его участников, считает «Минск» предательством их интересов и убеждено в необходимости довести войну до победного конца на территории противника или, как минимум, отбросить ВСУ за границы бывших Донецкой и Луганский областей — территории, где год назад прошел референдум о независимости, в пользу которой высказалась большая часть населения.
Удастся ли Киеву спровоцировать Донецк и Луганск на новое наступление, и, если да, ограничится ли оно созданием новых «котлов», или это будет начало полномасштабной войны со значительными переменами на карте боевых действий и смещением линии фронта?
По мнению политолога Василия Муравицкого, прекращение войны на Донбассе ждать не приходится, потому в стране сформировалась сеть предприятий, неплохо зарабатывающих на обслуживании армии. Сложились экономические связи и оформилась вертикаль. Из бюджета поступают огромные средства на обеспечение мобилизованных и ведения наступательных и оборонительных действий. Волонтёры присылают богатую помощь. Потому у целого слоя населения окончание войны будет связано с окончанием финансирования. Это скорбные реалии Украины.
Правый сектор относится к таким частным предприятиям, зарабатывающим на войне. Их заявление — только способ привлечь к себе внимание, а следовательно, и финансирование…
«СП»: — Когда ждать возобновления войны?
— Этого сейчас никто не может сказать. Но назначение Саакашвили говорит о том, что она неизбежна. Также есть сведения от транспортников на Украине, что то переброшены десятки единиц техники тяжёлой к границе Донбасса. Видимо задача скорее такая: два фронта. Пока Саакашвили не освоится в Одессе — месяц-два, наверное, ничего не будет…
«СП»: — Второй фронт где?
— Приднестровье. У Саакашвили же есть уже такой опыт в Южной Осетии, терять ему нечего.
«СП»: — То есть, Украина нападет на ПМР?
— Будет спровоцирован конфликт — этого достаточно. Не Украина — батальоны, бандиты. Или будет блокада как провокация к конфликту с возможными провокациям на Донбассе. Это идёт разогрев сейчас — обстрелы
Секретарь ЦК ОКП и экс-руководитель пресс-службы МИД ДНР в Москве Дарья Митина убеждена, что заявления Яроша — психологическая подготовка общественного мнения к более активным военным действиям со стороны ВСУ и неуклюжая попытка переложить с больной головы на здоровую.
— У ВСН есть чёткий приказ не открывать огонь первыми, ежедневные обстрелы со стороны Украины — попытка спровоцировать ополчение на активный ответ. Недавно западные хозяева намекнули Порошенко, что начинать сейчас наступление на позиции ВСН чревато — это будет расценено как выход из «минских договоренностей». Поэтому ВСУ, проводя активную подготовку к горячей летней фазе войны (очередной виток мобилизации, концентрация по линии фронта техники и людских ресурсов, модернизация и ремонт техники, перевооружение), будет провоцировать армию Новороссии на действия, которые можно будет преподнести западным партнерам как «начало наступления». Ярош просто отрабатывает пропагандистское сопровождение грядущего наступления ВСУ.
«СП»: — Если представить себе такую ситуацию, какое направление: славянское или мариупольское было бы более приоритетным для ополчения? Есть ли у них силы вести такую войну?
— Глава ДНР А.Захарченко говорит совершенно правильную вещь — необходимо очистить от украинского присутствия все населенные пункты Новороссии, где проходил майский референдум, освободить оккупированные территории хотя бы до административных границ ДНР и ЛНР. Совершенно очевидно, что предпочтительнее было бы достижение политических договоренностей, а не силовой путь освобождения, но сегодняшнее поведение Киева практически исключает такую возможность. С экономической и военной точки зрения, выделяются два приоритетных направления: мариупольское (Мариуполь — главный промышленный центр и главный логистический пункт для Донбасса) и станица Луганская — Счастье (поскольку открывает путь к самостоятельному обеспечению ЛНР и ДНР электроэнергией).
С моей точки зрения, успех для ВСН мог бы быть обеспечен в случае одновременной активизации на обоих направлениях, с целью рассредоточения сил ВСУ, которым будет весьма непросто вести полноценные боевые действия на двух далеких друг от друга участках фронта, но это возможно лишь при обеспечении хотя бы примерного паритета сил, чего ВСН пока что достичь не удается. Если бы силы были сопоставимы, то, конечно, такая тактика была бы самой верной.
«СП»: — «Минский формат» исчерпан?
— «Минский формат» был исчерпан в день заключения соглашений, он умер, не родившись — так называемые соглашения стоят не дороже бумаги, на которой они напечатаны. Ни один пункт соглашений не соблюден, и ответственность за их срыв полностью лежит на стороне Киева. Нынешнюю «зависшую» ситуацию стабильной не назовешь: международное сообщество играет в игру под названием «минские соглашения», закрывая глаза и зажимая уши, делая вид, что не замечает, не слышит артобстрелов с украинской стороны по всей линии фронта. На одно несчастное Широкино под Мариуполем ежедневно падает до 400 снарядов, последние дни заваливают снарядами Горловку, где счет погибших пошел на десятки, до сих пор обстреливаются пригороды Донецка, локальные перестрелки идут практически везде.
Возникает ощущение, что такая «зависшая», межеумочная ситуация выгодна всем, кроме, собственно, Новороссии: Украина копит силы, одновременно сколачивая себе дипломатическую поддержку, Запад и Россия тянут время, не готовые к принятию радикальных решений, в наивной надежде, что всё как-нибудь рассосётся само, и только Новороссия вынуждена платить за каждый день такого стагнирующего «пересменка» жизнями своих граждан.
По словам идеолога партии «РОДИНА», сопредседателя клуба «СТАЛИНГРАД» Федора Бирюкова, любая война рано или поздно завершается. Но недовоеванные войны вспыхивают вновь, пока та или иная сторона не одержит верх.
— Война между захваченной бандеровцами Украиной и восставшим русским Донбассом на сегодняшний день именно такая — «недовоеванная». У меня нет никаких сомнений, что конфликт так или иначе продолжится. Кроме того, важнейшим фактором служит то, что так называемая «АТО», помимо борьбы с ополченцами, преследует и другую, главную цель — провоцировать Россию. Провоцировать либо на резкие силовые действия, либо на беззубый нейтралитет. И то и другое приемлемо для основного заказчика этой драмы. Собирательно я назову его дядей Сэмом. Это консолидированные против России политические элиты США. Не только, скажем, Обама, Маккейн или Байден. Вся вашингтонская машина, усиленная НАТО, ООН, брюссельским модулем
Тем не менее, власти ДНР и ЛНР очень бы хотели, чтобы война действительно закончилась. К этому стремится и Москва, как главный миротворческий посредник между враждующими сторонами. И даже Киев был бы не прочь завязать с войной, но ему это сделать сложнее всего. Есть серьезные внешние и внутренние обязательства, предполагающие продолжение войны. Есть выпущенный из бутылки с «коктейлем Молотова» яростный джинн украинского нацизма, представленного в том числе Ярошем и его «Правым сектором». Для этих сил война — оптимальная среда обитания, без войны они не выживают. Поэтому слова Яроша и ему подобных — это прежде всего их личные желания. Они желают воевать. Тот же Ярош не раз говорил, что намерен перенести линию фронта по ту сторону российских границ. Но пока это ему не по зубам, он мечтает вернуться к боевым действиям на Донбассе. Тут, разумеется, играет роль не только жажда крови, но и жажда денег, легкой военной наживы.
При всем при этом именно украинские войска, нацгвардия и другие их подразделения регулярно нарушали и нарушают «минское» перемирие. Практически каждый день появляется информация о новых обстрелах, нападениях, убийствах
«СП»: — А стоит ли ожидать возобновления полномасштабной войны?
— Я полагаю, что возобновление войны «фронт на фронт» в ближайшее время возможно только при условии, что Киев получит соответствующий приказ из Вашингтона. Очень однозначный и жесткий приказ. Плюс — деньги, оружие, специалистов, новый виток холодной войны с Россией и прочее. Решатся ли на это американцы, это вопрос. Но в таком случае у дончан будут развязаны руки и они смогут победить врага без всяких дипломатических ограничений. Какого-то определенного мнения на этот счет нет ни у той стороны, ни у нашей, говоря в целом. Пока длится это странное, относительное и ожесточенное перемирие, продолжается война нервов, война интеллектов и интересов. В любом случае, ситуация на территории бывшей Украины будет оставаться очень сложной и драматичной ближайшие несколько лет. Эта муть скоро не закончится, это, к сожалению, довольно надолго. А для окончательного разрешения конфликта в пользу Донбасса и России необходимы сверхординарные меры.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал организацию «Правый сектор» экстремистской, её деятельность в России запрещена.