Стремясь переписать историю, Запад постоянно требует от нас покаяния
18 августа 1914 года началась Галицийская операция Юго-Западного фронта Русской императорской армии. Ее результатом стал полный разгром австро-венгерских войск, взятие Львова и завоевание восточной Буковины, восточной Галиции и осада Перемышля.
Русский интерес
В Первую мировую войну Россия вступила, строго придерживаясь своих союзнических обязательств по отношению к Франции и Англии. Порой они шли вразрез со своими стратегическими интересами, что сказывалось на результатах боевых действий.
Неудачной оказалась операция в Восточной Пруссии, которую Русская императорская армия начала в августе 1914 года с целью отвлечь германские войска от успешных действий против французов на Западном фронте. Положение французской армии было чревато не только ее полным разгромом, но и выходом Франции из войны. Французская армия была спасена ценой разгрома 1-ой и 2-ой армий под командованием генералов Ренненкампфа и Самосонова.
В то же время Россия была заинтересована в наступлении на Юго-Западном фронте на позиции австрийцев, поскольку речь шла об освобождении земель, некогда принадлежавших исторической Руси. Помимо этого такая операция была необходима для оказания помощи Сербии, отчаянно сопротивлявшейся австро-венгерским войскам.
Проигранная операция в Восточной Пруссии оттянула на себя 33,7% ресурсов российской армии. В резерве находилось 14,1%. На Юго-Западный фронт были выдвинуты основные силы — 52,2%. Здесь, блистательно проведя Галицийскую операцию, российская армия добилась впечатляющих успехов.
Стремясь переписать историю, Запад постоянно требует от нас покаяния
Это была мощная группировка, но силы ее были неоднородны. Диспозиция была такова. На правом фланге находилась слабая 4-я русская армия престарелого генерала А.Е. фон Зальца. Против нее развертывалась более сильная 1-я австро-венгерская армия генерала Данкля.
Восточнее находилась 5-я русская армия энергичного генерала П.А. Плеве. Ей противостояла более крупная 4-я австро-венгерская армия Ауффенберга.
Основные силы Юго-Западного фронта находились на востоке у Луцка и Проскурова, причем эта группа армий была оторвана от северной примерно на 90 км. Здесь сосредотачивались 3-я русская армия генерала Н.В. Рузского и левофланговая 8-я русская армия блистательного генерала А.А. Брусилова. Им в районе Львова противостояли уступавшие в 2 раза 3-я австро-венгерская армия генерала Брудермана, группа Кевеса и германская группа под командованием генерала Ремуса фон Войшра.
Численный перевес был на нашей стороне: миллион солдат против 850 тысяч. Силы артиллерии примерно равны — 1700 орудий против 1600.
Путем искусного маневра
Начало Галицийской операции выявило полную беспомощность разведки противника. Располагая аэропланами и конными дозорами, австрийцы имели крайне смутное представление о силах русской армии и расположении ее войск. Они не смогли обнаружить сосредоточение главной ударной силы противника — армий Рузского и Брусилова. И о начале наступления русских войск 18 августа узнали лишь через неделю.
Первоначально продвижение наших армий на запад ко Львову не встречало сопротивления, ибо его просто не заметили. 20 августа 8-я армия уже переправилась через р. Збруч. На следующий день наконец-то состоялось первое сражение. 10-я кавалерийская дивизия Ф.А. Келлера у Ярославица героически разбила 4-ю австрийскую кавалерийскую дивизию, захватив 6 орудий и 160 пленных. 7 эскадронов новгородских драгун и одесских улан схватились с 8 вражескими эскадронами. В пылу боя генералу пришлось кинуть в атаку весь штаб и конвой.
21 августа практически без боя был взят Львов, а на следующий день — Галич.
За восемь дней марша 8-я армия прошла 150 километров и развернулась на фронте в 45 километров. Не менее успешно продвигалась и 3-я армия, которая к 25 августа вышла к реке Золотая Липа. Недельное наступление осталось почти незамеченным противником, который продолжал оставаться уверенным, что в этом направлении ему ничто не угрожает. Ведь разведка ничего не доносит, а русские просто не могут так быстро мобилизоваться. Будучи абсолютно спокойным за Брудермана и Кевеса, начальник Генерального штаба генерал Конрад фон Гетцендорф начал первые бои на левом фланге 23 августа.
Здесь австрийцы добились определенного успеха. 4-я армия фон Зальца не смогла противостоять 1-й австро-венгерской армии генерала Данкля и была вынуждена отступить.
Австро-венгерское командование, не имея представления о том, какие силы русские сосредоточили на их правом фланге, решили, что в лице 4-ой армии они полностью разгромили противника. И отдали приказ о наступлении по всему фронту, посчитав, что будут гнать русских беспрепятственно.
Российский Генштаб в связи с осложнением ситуации перегруппировал силы, существенно укрупнив свой правый фланг. А вместо фон Зальца командующим 4-ой армии был назначен генерал А.Е. Эверт.
В результате искусного маневра Эверт не только смог остановить наступление противника, но и начал 30 августа мощную контратаку.
Но далеко не те, что ему приписывают противники всего советского
Героически сражалась против превосходящих сил 3-я армия генерала Рузского. 27 августа состоялось крупное сражение на реке Золотая Липа, в результате которого австрийцы были остановлены и начали отступать к реке Гнилая Липа. Особый успех в первый день сражения имел 9-й корпус генерала Д.Г.Щербачева, захвативший в плен 2000 человек и 16 орудий. Во второй день отличился 11-й корпус генерала В.В. Сахарова — 3500 пленных и 32 орудия.
Итоги
Окончательный и бесповоротный перелом в противостоянии наступил 3 сентября, когда командующий фронтом М.В. Алексеев отдал приказ об общем наступлении с целью отбросить противника к Висле и Сану.
Противник отступал, слабо сопротивляясь русским войскам. 11 сентября Конраду стало ясно, что сопротивление бессмысленно, и он отдал приказ о всеобщем отступлении. Австрийцы бежали столь стремительно, что не встречавшие сопротивления пять русских армий потеряли их из виду.
Командование Юго-Западным фронтом, планировавшее форсировать реку Сан и продолжить наступление дальше, было вынуждено отказаться от этого плана. В результате начавшихся 15 сентября обильных дождей река вышла из берегов, снеся все мосты.
Потери австрийцев составили до 400 000 человек (против наших 230 000), в том числе было взято 100 000 пленных и 400 орудий.
Важнейшим результатом Галицийской битвы стал полный моральный разгром австро-венгерской армии. С тех пор на протяжении всей войны она уже не привлекались к самостоятельному участию в крупных военных операциях.