Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны / Проблемы ВПК
16 сентября 2015 18:36

Секретный А-60: удар по спутникам и ракетам США

Нужен ли России новый самолет-гиперболоид с лазерным оружием

66756

Новейшую модификацию Ил-76МД-90А ульяновского завода «Авиастар» оснастят боевым лазером.

14 сентября Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (ТАНТК) опубликовал на сайте госзакупок информацию о выполнении этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ».

В связи с этим блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, отмечает: индекс СЭ в таганрогской заявке означает современное название проекта «Сокол-Эшелон».

— По известным данным первый серийный Ил-76МД-90А № 01−03 передан на ТАНТК для достройки в качестве нового самолета ДРЛО А-100 по ОКР «Премьер», — говорится в посте блога. — Как сообщалось на одном из профильных форумов второй серийный самолет (№ 01−04) также был передан в апреле этого года не в ВВС, а в Таганрог для создания на его базе лазерного комплекса воздушного базирования в развитие летающей лаборатории А-60.

Отметим, что в СССР под шифром А-60 скрывался лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). На нем отрабатывались задачи борьбы с разведывательными спутниками и ракетами противника. Над проектом работали также специалисты ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с ЦКБ «Алмаз».

Читайте по теме

Тогда было создано два самолета, однако уцелел только один — 1991 года постройки. Дебютный полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60/1А1 совершил 19 августа 1981 года, а в 1984-ом им впервые была поражена воздушная мишень. Известно, что всего было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели — стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30−40 км.

Но в 1993 году работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены. Однако есть данные о том, что в 2003 году была снова открыта ОКР — именно под шифром «Сокол-Эшелон». А в 2012-ом появилась информация, что концерн ПВО «Алмаз-Антей», ТАНТК и Воронежская фирма «Химпромавтоматика» получили техзадание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет.

В США также долгое время занимались созданием боевой лазерной установки на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747−400 °F (Boeing YAL-1, ABL — AirBorne Laser), который планировалось использовать для противоракетной обороны. Как сообщали американские СМИ, в феврале 2010 года эта установка сумела поразить две баллистические ракеты на разгонном участке полета. Однако последующие испытания провалились, и в 2011 году Министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей. В итоге носитель боевого лазера в феврале 2012 года был отправлен на хранение на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG), более известной как «Кладбище» (The Boneyard).

Военный эксперт, историк Александр Широкорад замечает: с начала 70-х годов руководство ВС СССР проявляло огромный интерес к разработкам по лазерной тематике.

— Кроме лазерной установки воздушного базирования, существовали такие программы, как «Терра-3» (над ней работал Нобелевский лауреат по физике Николай Басов), проект под названием 1К17 «Сжатие» — прототип мобильной лазерной пушки на базе самоходной гаубицы «Мста-С», велись работы по космическому аппарату «Скиф», способному нести на себе лазерную пушку, и наземным лазерным комплексам «Стилет».

Но первоначально лазерные установки планировалось размещать на космических платформах, станциях и летательных аппаратах для уничтожения планировавшихся тогда к размещению США на орбите Земли спутников-перехватчиков. Теоретически лазер мог эффективно действовать в космосе. Но все существующие установки были привязаны к стационарным источникам энергии, что не отвечало требованиям военного космоса, где нужна была автономность. В итоге задачи по отработке лазерного оружия руководством Советского Союза была возложены на Военно-морской флот. Мощную силовую установку (так по документам называлась лучевая пушка) было решено установить на надводном корабле.

В 1976-ом главком ВМФ адмирал Сергей Горшков утвердил задание на переоборудование среднего десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно проекта 10030 «Форос». На нем планировалось испытать лазерный комплекс «Аквилон», предназначенный для поражения корабельных оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника. Первый лазерный выстрел с корабля был произведен весной 1980 года, причем сразу же было достигнуто попадание в мишень. В ходе последующих испытаний удалось сбить лучом лазера «низколетящую ракету» — скорее всего, ПТУРС типа «Фаланги». Но отмечу, что если стрельба длилась пару секунд, то на подготовку к ней потребовалось более суток (!).

Для испытания более мощного лазера в 1978 году в Ленинграде приступили к переоборудованию сухогруза «Диксон» в носитель лазерного оружия. Все работы были засекречены, получили название «Тема «Айдар». Первый свой лазерный залп «Диксон» произвел летом 1980 года с дистанции четыре километра по мишени на берегу. Но и тогда КПД луча составил всего лишь 5% - энергию луча «съели» испарения влаги с поверхности моря.

Таким образом, для вооружения надводных кораблей лазер был явно негоден, хотя этой идеей поначалу и загорелся адмирал Горшков.

Замечу, что после раздела Черноморского флота в 90-х экспериментальное судно «Диксон» с первой в мире боевой лазерной системой отошло к Украине, где было продан на металлолом. По одним источникам — в Индию, по другим — в США (в западных СМИ была информация, что в трюме одного судна из СССР представители Пентагона нашли 35-мегаваттные силовые генераторы, после чего любая информацию о технических возможностях новейшего советского оружия была засекречена).

Читайте по теме

В США регулярно проходят испытания лазерного оружия, что с большой помпой освещается в СМИ. Американцам удалось на полигоне в Калифорнии при идеальных погодных условиях распилить тонкой корпус ракеты (какой — неизвестно). Они смогли также сбить лазером какие-то маленькие мишени, типа беспилотников, сожгли двигатель надувной лодки с небольшого расстояния.

Но, по большому счету, все это — показуха. Эксперименты проводятся в специфических условиях, сродни лабораторным, и ни о каких испытаниях войскового уровня (в условиях низкой температуры, повышенной влажности воздуха, плохой видимости) не может быть и речи. Скажем, в 90-х Басов, отвечая на вопрос об итогах лазерной программы «Терра-3», сказал следующее: «Ну, мы твердо установили, что никто не сможет сбить боеголовку баллистической ракеты лазерным лучом, и мы здорово продвинули лазеры…».

«СП»: — То есть направление перспективное, но пока в реальных боевых действиях существующие лазеры не могут быть применены?

— Наверное, лазерное оружие может применяться в каких-то отдельных спецоперациях, в качестве средств подавления оптико-электронных систем и разведки (для выявления отражения от оптических прицелов биноклей, линз смотровых устройств), для контрснайперской борьбы, в прицелах снайперских винтовок и ПТУР, а также в космосе. Для этого, кстати, необязательно выводить туда носитель. В частности, лазер воздушного базирования, в принципе, может уничтожить какие-то космические аппараты по следующей схеме: самолет летит на высоте 15 км и осуществляет воздействие на объект, но не уничтожает, а просто выводит его из строя.

Руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко говорит, что лазерное направление все-таки нужно развивать, так за этими технологиями будущее.

— Несмотря на то, что в декабре 2011 года Пентагон закрыл программу разработки боевого лазера воздушного базирования ABL, который планировалось использовать для ПРО, работы по лазерной тематике там все равно идут. Американцы делают лазер наземного и морского базирования.

При работах с Boeing YAL-1 заокеанские специалисты столкнулись со следующими проблемами: со сложностью наведения лазера на цель, с прохождением луча через атмосферу, с точностью его выдерживания. В общем, была масса технических проблем, решение которым наука пока найти не может, хотя самолет был готов.

Замечу, что стоимость работ была очень высока. Как известно, в США нет ни одной крупной программы вооружения, которая бы укладывалась в первоначальные суммы. По данным из открытых источников, на финансирование программы американские военные потратили 5 млрд. долларов. А в США планировали построить восемь таких машин, чтобы они, попеременно сменяя друг друга, могли нести непрерывное дежурство в воздухе.

В России работы в этом направлении ведутся (что не раз находило подтверждение в различных публикациях), однако на уровне НИОКР. Говорить о лазере воздушного базирования как о какой-то системе вооружения, которая в среднесрочной перспективе могла быть принята на вооружение для уничтожения МБР, пока не приходится.

«СП»: — А какой принцип действия лазера воздушного базирования? Он не прожигает, а «ослепляет» оптические головки самонаведения баллистических ракет и спутниковые системы наблюдения?

— Высокоточную ракету, например, класса «воздух-воздух», имеющую инфракрасную головку наведения, можно «ослепить» и таким образом отвести от цели. Но боеголовка МБР имеет высокую защищенность, которую поразить лазером существующей мощности невозможно.

В Америке речь шла о поражении МБР на участке ее выведения, то есть на старте. Если твердотопливные ракеты поразить тяжелее из-за меньшей воспламеняемости топлива (т.н. инициирование взрывоопасного испарения), то стенки жидкостных более тонкие. Но для этого требуется огромные лазерные установки с аккумуляторами гигантских размеров, разместить которые на самолетах в обозримом будущем невозможно.

Надо понимать, что воздействие на цель лазером может быть осуществлено двумя способами — импульсным и непрерывным. Но для импульсного кратковременного воздействия должна быть крайне высокая мощность, а для непрерывного — обеспечение удержание точки на цели.

Читайте по теме

Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков также говорит, что сегодня в мировых СМИ сильно абсолютизируют лазерную тему, что в корне ошибочно.

— Установка лазера на боевых кораблях в интересах ПРО позволит его применить только в условиях, когда отсутствует облачность или туман. А туман на море — явление достаточно распространенное. Для решения задач ПРО встают вопросы прохождения луча через атмосферу и удержания его на цели. А вот поражение оптического оборудования возможно, так как оно применяется в условиях ясной погоды, когда лазер эффективен.

Но работы по этому направлению все равно надо продолжать, потому что за этим оружием будущее, особенно если идет речь о применении его в космосе. Для него не нужен боекомплект, при грамотном использовании лазера может быть обеспечено неограниченное количество выстрелов.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня