Армии и войны / Война в Сирии

Авиабаза «Хмеймим» ждет подкреплений

К войне в Сирии спешно готовят авианосец «Адмирал Кузнецов» и истребители Су-35

  
65619
Российская авиационная группа, размещенная на аэродроме "Хмеймим" в Сирии
Российская авиационная группа, размещенная на аэродроме «Хмеймим» в Сирии (Фото: ТАСС)

В понедельник, 12 октября, воюющая в Сирии группировка российских боевых самолетов и вертолетов совершила рекордное количество вылетов — 88. Уничтожены, по словам официального представителя Минобороны РФ генерал-майора Игоря Конашенкова, 86 объектов противника.

Из этих данных следуют, как минимум, два важных вывода. Первый: если учесть, что на сегодня на авиабазе «Хмеймим» мы располагаем всего восемнадцатью фронтовыми бомбардировщиками Су-34 и Су-24М, а также двенадцатью штурмовиками Су25, значит, каждый из ударных самолетов авиагруппы за сутки совершил почти по три боевых вылета. Если даже часть этой штабной статистики пришлась на вертолеты огневой поддержки Ми-24П — все равно нагрузка на российских летчиков близка к предельной. Тем более что летать им приходится не только днем, но и ночью. Отдыхать просто некогда. Некогда и толком готовить полеты.

С такой интенсивностью воевать можно несколько дней, не больше. Дальше не выдержат ни люди, ни машины.

Второй вывод. В среднем получается, что на уничтожение одного объекта врага нашим пилотам потребовался один боевой вылет. Но ведь невозможно поверить, что в Сирии российские летчики используют исключительно высокоточное оружие типа бомб КАБ-250. В этом просто нет необходимости, если по докладу генерала, в качестве целей в понедельник оказались не только хорошо замаскированные склады боеприпасов и заглубленные командные пункты исламистов, но и отдельные грузовики и бензовозы. На штурмовку подобных объектов во избежание промахов Су-25 обычно летают парами и используют самые обычные бомбы и ракеты. Однако, говорит нам Конашенков, на уничтожение, скажем, автоколонны бандитов в провинции Алеппо в понедельник был направлен всего один российский штурмовик. С чего бы это?

Читайте по теме

Полагаю, ответ прост. Бои с исламистами сегодня одновременно развернулись в провинциях Ракка, Латакия, Хама, Идлиб и Алеппо. Почти всюду сирийская армия уповает, главным образом, на поддержку российской авиации. И, видимо, слезно умоляет ее усилить. Однако боевые возможности нашей группировки на базе «Хмеймим» достаточно скромные. По сути, оттуда в воздух сегодня поднимается всего один усиленный смешанный авиаполк. Но одним полком (правда, десантным) как мы помним, министру обороны Павлу Грачеву в свое время не удалось взять даже город Грозный. Тем более, такими малыми силами не выиграть войны в целой Сирии.

Что же тогда? По логике — одно из двух. Либо мы вскоре, надорвавшись, будем вынуждены понемногу сворачивать свою боевую активность в сирийском небе. И тогда примемся воевать, как воюют сегодня американцы в этой стране — понемногу летаем, понемногу бомбим… Рушим инфраструктуру бандформирований, но не наносим им решительного поражения. А армия Асада пусть с врагами разбирается сама.

Либо, если действительно хотим победить, надо решительно наращивать свои силы в Сирии. Прежде всего — ударную авиацию. И появились сведения, что дела скоро могут пойти именно в этом направлении.

Иракская газета Al-Raid со ссылкой на свой источник в международном координационном штабе (Россия, Сирия, Ирак, Иран) в Багдаде сообщила сенсационную новость. По ее сведениям, российское командование уведомило союзников по борьбе с «Исламским государством» *, что принято решение в ближайшей перспективе увеличить среднее число боевых вылетов в Сирии более, чем втрое. С примерно 60 до 200 ежесуточно.

По словам источника, «это — минимальное требование, которое обеспечит эффективное наступление атакующих сил с целью захвата поставленных стратегических целей».

Собеседник газеты продолжает: «Первая волна атак была не более, чем разведкой боем реакции, готовности и оборонительной стратегии врага… Тем не менее, такого количества вылетов совершенно недостаточно для подготовки наступления. Текущая военная операция требует минимум 200 вылетов в день для достижения поставленных целей… Театр военных действий охватывает огромную территорию в Латакии, Джиср аш-Шугур и Алеппо, общей площадью более 20 тысяч квадратных километров.

Для сравнения: Израиль во время войны 2006 года совершал 300−400 вылетов в день над территорией в 3 тысячи квадратных километров".

Совершенно точно, что для осуществления такого плана, если он на самом деле существует, численный состав авиационной группировки Воздушно-Космических сил России в Сирии в ближайшие недели придется увеличить раза в три-четыре. Мало того. Аэродрома, который наши летчики используют под Латакией, будет недостаточно, поскольку там всего одна взлетно-посадочная полоса и необходимой интенсивности боевой работы при таком обороте дела она не обеспечит.

По словам все того же источника из координационного штаба в Багдаде, работа в этом направлении уже идет. Еще один сирийский аэродром будет передан Воздушно-Космическим силам РФ «уже в следующем месяце».

Эти данные заставляют по новому оценить сведения, которые с начала октября циркулируют в израильской прессе. Там как о деле совершенно решенном, пишут о скором прибытии в Сирию новейших российских многоцелевых истребителей Су-35. Способных, напомню, работать и по наземным целям. Для чего в арсенал каждого Су-35 входит неуправляемое вооружение общей массой до 8 тонн. В том числе и 500-килограммовые бомбы, а также 120 неуправляемых ракет в шести блоках Б-8М1.

Правда, допустим, израильская газета «Курсор» 6 октября сообщала, что пополнение из России на авиабазу «Хмеймим» прибудет 9 октября. Дата давно прошла, а Су-35 над Сирией пока не зафиксировано. Но теперь-то кажется, что это ничего не значит. Планы командования могут корректироваться. Допустим, по той причине, что новый сирийский аэродром российским военным пока так и не передан. Подождем следующего месяца.

И вот еще многозначительная новость. В Мурманске на днях спешно свернут продолжавшийся всего четыре месяца — невообразимо мало для столь огромного корабля! — ремонт единственного нашего авианосца «Адмирал Кузнецов». На следующей неделе он уже встанет на рейде Североморска, в конце октября примет самолеты 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота. И тут же выйдет в Баренцево море для обеспечения тренировочных полетов.

Читайте по теме

Спешка для нашей флотской действительности просто невообразимая. Ведь обычно даже корабли куда меньших размеров и боевых возможностей после ремонта месяцами стоят в базах. Пополняют запасы и проводят корабельные учения. С их палуб не слазят проверяющие всех рангов. Из экипажей штабы веревки вьют, налаживая боевую организацию. Потом — постепенная сдача курсовых задач.

А тут от заводской стенки — и сразу в море? Такое бывает лишь в экстренных обстоятельствах.

Разве вы сильно удивитесь, если и «Кузя», как ласково называю на флоте авианосец, в первой половине следующего года тоже окажется у берегов Сирии? Ему и дополнительные взлетно-посадочные полосы ни к чему — своей хватит. А численность российской боевой авиации в регионе немедленно возрастет на пару десятков достаточно грозных единиц. И это плохая новость не только для «Исламского государства».


* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня