18+
понедельник, 25 июля
Армии и войны / Проблемы ВПК

Долетит ли Х-101 до Вашингтона?

Сирийская премьера нашей крылатой ракеты прошла отлично

  
185332
Ракетоносец Ту-160 Дальней авиации Военно-космических сил России
Ракетоносец Ту-160 Дальней авиации Военно-космических сил России (Фото: Снимок с видео. Управление пресс-службы и информации Минобороны РФ/ТАСС)

Запад находится под большим впечатлением от использования российской Дальней авиацией в Сирии новой крылатой ракеты с уникальными характеристиками. Речь идет о крылатой ракете «воздух-поверхность», которая впервые в истории была применена в боевых условиях. Ракета была запущена со стратегического ракетоносца Ту-160.

Впечатление было столь велико, что некоторые западные комментаторы начали ракету мифологизировать. Так, американский журнал «Популярная механика» называет Х-101 межконтинентальной ракетой с дальностью, превышающей 10 тыс. километров. Это означает, что «если запустить ее в Москве, она может ударить по практически любой части США». Журнал так завершает свою апологию русскому оружию: «И это сильно беспокоит Пентагон!».

Справедливости ради следует сказать, что Пентагон возлагает большие надежды на гиперзвуковую ракету Х-51. Однако она еще не готова и неизвестно когда будет принята на вооружение. А AGM-129, которая представляла в линейке «воздух-поверхность» ракеты дальнего действия, напротив, была снята с вооружения 8 лет назад. Так что у ВВС США в настоящий момент существует громадная дыра в сегменте стратегических крылатых ракет, которые позволяют бомбардировщикам выпускать боекомплект задолго до вхождения в зону действия ПВО противника. В настоящий момент самые дальние американские ракеты — AGM-86C/D — проигрывают Х-101 более чем в 4 раза. Действительно, Пентагон это не может не волновать.

Переход с атома на фугас

До 17 ноября 2015 года, когда состоялись международные «смотрины» Х-101, главной ракетой российской стратегической бомбардировочной авиации считалась Х-55, принятая на вооружение в 1983 году. И по нынешним временам это очень серьезное оружие, оснащаемое как фугасной, так и ядерной БЧ. Существует несколько модификаций ракеты. Самая дальнобойная из низ — Х-55СМ — способна улетать на расстояние в 3500 км. При этом ядерная боеголовка имеет мощность 250 кт.

Надо сказать, что КВО (круговое вероятное отклонение от цели) у ракеты равнялось 100 метрам. Для ядерной боеголовки столь невысокая точность стрельбы была не критичной. Но в 1987 году после подписания Договора о сокращении ядерных ракет средней и малой дальности пришлось заменять ядерные боеголовки на фугасные. В связи с чем необходимо было существенно уменьшать КВО. На Х-55 были проведены определенные мероприятия, которые улучшили точностные характеристики. Кстати, то же самое были вынуждены делать и американцы со своими AGM-86.

Но качественный рывок в повышении точности удалось совершить лишь в результате глубокой модернизации ракеты, разработанной в МКБ «Радуга». Испытания новой ракеты Х-555 начались в 2000 году. А на вооружение она была принята в конце 2004 года.

За счет того, что ядерная боеголовка была заменена более тяжелой фугасной, дальность ракеты сократилась до 2000 км (с топливными баками — до 2500 км). Однако главную задачу конструкторы решили — КВО Х-555 составило 20 метров. Этого удалось достичь за счет модернизации системы управления. В ней помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация.

Помимо этого ракета приобрела дополнительные возможности для эффективного преодоления ПРО противника. Во-первых, за счет использования композиционных материалов и коррекции внешнего дизайна была существенно снижена ее видимость для РЛС. Во-вторых, ракета получила возможность изменять профиль полета.

Баллистическая дальность по настильной траектории

К разработке Х-101 МКБ «Радуга» приступило в 1995 году, стремясь создать лучшую в мире дальнюю крылатую ракету. Что конструкторам удалось в полной мере. Одновременно с ней появилась и ее «сестра-двойняшка» Х-102, отличающаяся наличием ядерной боеголовки.

У новой ракеты была существенно повышена точность наведения. Этого удалось добиться за счет введения в систему управления, помимо имевшихся у Х-555 механизмов, двух эффективных и надежных узлов коррекции траектории. Прежде всего, это система глобального позиционирования ГЛОНАСС. А также использование оптико-электронной системы коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Новая система управления полетов обеспечивает КВО для Х-101 около 5−6 метров. У ядерной Х-102 этот показатель несколько больше.

Существенно снижена и видимость ракеты в радио- и инфракрасном диапазонах. В Х-101 максимально использованы стелс-технологии. Благодаря чему эффективная площадь рассеяния (ЭПР) новой ракеты не превышает 0,01 кв.м. Конструкторы для этого не только максимально использовали материалы, поглощающие радиоволны, но и несколько сплющили корпус по вертикали, добиваясь максимальной обтекаемости ракеты лучом РЛС.

Благодаря коррекции конструкции удалось убить и еще одного зайца — пространство в бомбоотсеке используется более рационально, появляется возможность загрузки дополнительных ракет. Х-101 вооружены два наших стратегических бомбардировщика — Ту-95МС и Ту-160. Для турбовинтового ветерана такая коррекция профиля ракет не имеет существенного значения, поскольку они в количестве 8 единиц располагаются на внешних подвесках. А вот в бомбоотсеке Ту-160 удалось разместить 12 ракет.

Испытания ракеты начались в 2007 году. А в 2013 году она была принята на вооружение в частях Дальней авиации ВВС.

Разработчики раскрывают далеко не все параметры Х-101/Х-102. Это связано с засекреченностью всех возможностей нового оружия. Поэтому к некоторым сведениям, приводимым в открытых источниках, следует относиться с осторожностью. В то же время они, как говорится, не противоречат здравому смыслу, способностям и возможностям наших конструкторов и оборонной промышленности. Например, можно встретить информацию о том, что одна из модификаций ракеты имеет разделяющуюся на две части боеголовку.

Упомянутый в начале статьи американский журнал «Популярная механика» взял не с потолка дальность в 10 тыс. километров. Такая цифра порой мелькает в СМИ. Но при этом существуют сведения о том, что МКБ «Радуга» продолжает работы по ракете с целью улучшения ее характеристик. Так что и 10 тыс. километров в будущем могут оказаться не такой уж и фантастикой.

Х-101 — дозвуковая ракета. Как, в принципе, и все существующие в мире ракеты этого класса. Для сверхзвука требуется много топлива, в связи с чем дальность неизбежно сократится. Собственно, сверхзвуковая скорость и не требуется, когда речь идет о стелющемся полете, небольших габаритах, низких тепловых излучениях и малой заметности для систем ПРО.

Знакомясь со сведениями о двигатели ракеты, напрашивается вывод о том, что в обозримом будущем одна из модификаций Х-101, действительно, сможет улетать на 10 тыс. километров. Сейчас на ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РД-95ТМ-300, развивающий тягу в 500 кГс. Однако в конце 90-х годов была идея использования винтовентиляторного двигателя, имеющего два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Такие двигатели позволяют существенно снизить потребление топлива при обеспечении скорости летательного аппарата до 900 км/ч. Соответственно, и дальность ракеты также должна существенно возрасти. Вполне вероятно, что сейчас конструкторы вернулись к этой идее.

И, наконец, о боеголовках. У Х-102 она такая же, как и у Х-55 до момента ядерного разоружения ракет средней и малой дальности, — 250-килотонная. БЧ неядерной ракеты массой 400 кг может быть двух видов — проникающего и кассетного.

ТТХ Х-555, Х-101, AGM-129 и AGM-86D

Длина, м: 8, 9 — 7,45 — 7,35 — 6,32

Диаметр, мм: 770 — 742 — 740 — 620

Размах крыла, м: 3,1 — 3,0 — 3,12 — 3,65

Стартовая масса, кг: 1500 — 2400 — 1250 — 1950

Масса БЧ, кг: 410 — 400 — 200 — 540

Масса топлива, кг: н/д — 1250 — н/д — н/д

Тяга двигателя, кГс: 400 — 500 — 330 — 275

Скорость крейсерская, км/ч: 720 — 720 — н/д — 775

Скорость максимальная, км/ч: 970 — 970 — 800 — 1000

Дальность, км: 2500 — 5500 — 3700 — 1200

Маршевая высота полета, м: 40/110 — 30/70 — н/д — н/д

ЭПР, кв.м.: 0,1 — 0,01 — 0,01 — 0,2

КВО, м: 20 — 5 — 30 — 3

Эксплуатация: 2004-н/в — 2013-н/в — 1993−2007 — 2002-н/в

Рамблер новости
СМИ2
24СМИ
Цитата дня
Комментарии
Первая полоса
Рамблер новости
СМИ2
Фото дня
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитаты
Семен Багдасаров

Политический деятель

Юрий Кнутов

Военный эксперт, директор музея войск ПВО

Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-Юг
СП-Поволжье