Если применять к ВВС Турции количественные критерии, то они обладают изрядной мощью. Число военнослужащих превышает 60 тысяч. На 34 аэродромах базируется более 400 самолетов. В структуре ВВС присутствуют все виды военной авиации, кроме Дальней. Есть истребительная авиация, штурмовая, бомбардировочная, транспортная, вспомогательная. Неслучайно ВВС Турции считаются одними из самых дееспособных в ряду европейских членов НАТО.
Что касается подготовки пилотов, то у командования ВВС к ним нет никаких претензий. Страна располагает большим парком учебных самолетов, их чуть ли ни 20% от общего числа летной техники. Пилоты проходят прекрасную подготовку и впоследствии значительное время тратят на тренировки. При этом приходится им периодически и повоевать совместно с натовскими коллегами.
Но вот с парком самолетов у Турции с середины прошлого века существовали серьезные проблемы. Законодатель авиационной моды — США, самые современные, а потому и необычайно дорогие самолеты туркам не дарил. Той же стратегии придерживались и прижимистые французы. А тратить много денег Анкара была не намерена. Поэтому в ВВС Турции находились в лучшем случае самолеты вчерашнего дня. Даже вчерашней войны. К 1990 году основную ударную силу представляли F-4, F-5, F-100, F-104, которые участвовали во Вьетнамской войне. И с которыми в воздушных боях с легкостью справлялся наш МиГ-21.
Дальше держать на вооружении эти реликвии «холодной войны» и считаться боеспособной армией было невозможно. В связи с чем было решено заменить давно устаревшие «Фантомы» и «Старфаеры» на более совершенные машины F-16. И Турция начала насыщать свои ВВС двумя модификациями этого самолета — многоцелевым истребителем F-16C и учебной спаркой F-16D. На первых порах на турецких предприятиях происходила сборка самолетов из американских комплектующих. Затем, к середине 90-х годов, когда был построен специализированный завод, комплектующие стали турецкого производства. К 2012 году наконец-то был сформирован парк из 230 F-16 двух модификаций. Однако истребитель, который просуществовал уже 35 лет, никак не может считаться современным и эффективным при столкновении с серьезным противником.
F-16, благодаря многофункциональности этого самолета, используют не только в качестве истребителя, но и для нанесения ракетно-бомбовых ударов. Однако на полноценный бомбардировщик он не тянет, имея боевой радиус в 550 км и бомбовую нагрузку в 7800 кг.
Совсем недавно появились и два самолета ДЛРО, без которых воздушные силы считаются не очень эффективными. Есть 12 вполне серьезных транспортных самолетов С-130 «Геркулес». И десяток самолетов помельче для десантирования до 12 парашютистов.
В качестве исторических реликвий в ВВС Турции до сих пор находятся 48 F-4E канадского производства.
Серьезные проблемы у турок со средствами ПВО. Они существенно «дряхлее», чем самолеты выпуска 70-х годов. ЗРС средней дальности представляют 72 американских комплекса MIM-14, принятые на вооружение в конце 50-х годов. Обсуждать их возможности не имеет смысла. Есть и 84 британских комплекса ближней дальности «Рапира». Они на 20 лет помоложе. Для выяснения их возможностей достаточно привести лишь один параметр — максимальную высоту поражения цели. Она равна 3000 метрам. И совсем экзотичными являются более сотни ПЗРК «Стингер», установленные на колесные шасси.
Этот явно слабый участок командование турецкой армии предполагало усилить за счет американских ЗРК «Патриот» или же наших С-300ПМУ2. С американцами пока не договорились, с нами договариваться уже поздно.
Асы регионального уровня
Рассматривая боеспособность ВВС Турции в контексте назревшего конфликта с российской авиационной группой, базирующейся в Сирии, необходимо произвести сравнение возможностей реально конкурирующих в воздухе самолетов. Нашего многоцелевого истребителя Су-30СМ, который во избежание повторения известного инцидента сопровождает наши бомбардировщики, и F-16C, от которых наши «сушки» и защищают бомбардировщики и штурмовики.
Надо сказать, что F-16C уже встречался в бою Су-30СМ. Правда, бой был учебный. И самолет был импортным вариантом этого истребителя — Су-30МКИ, находящемся на вооружении ВВС Индии. В 2005 году в Индии проводились учебные бои между американскими F-16C Block 50 и индийскими Су-30МКИ. Причем американцы были в более выгодном положении, поскольку использовали для поддержки своих истребителей ДРЛО AWACS E-3 Sentry.
США придавали этим маневрам важнейшее значение. Поскольку речь шла об очень серьезных контрактах на продажу истребителей в различные страны. И, следовательно, необходимо было доказать, что они являются лучшими в мире. Однако победу праздновали индийские пилоты. Громадный вклад в победу внесла бортовая РЛС «Барс», способная одновременно сопровождать 15 целей и обстреливать 4 из них.
Что же касается сравнения летных характеристик этих двух самолетов, то наш существенно превосходит «американца». За счет использования двигателей с отклоняемым вектором тяги он способен исполнять уникальные маневры. Наиболее эффектный из них — динамическое торможение («кобра Пугачева»).
У него значительно выше потолок при большей дальности полета. Исходя из физиологических возможностей пилотов, время полета с дозаправками в воздухе было специально ограничено до 8 часов.
Правда, скороподъемность у F-16 выше, что, впрочем, предопределено тем, что он относится к классу легких истребителей, а Су-30МКИ — тяжелых. Но это, как показали воздушные бои, существенного значения не имеет. Скорость у российского самолета выше, чем у американского «легковеса». Но ниже, чем у самолета той же весовой категории F-15.
Индийский истребитель разработки ОКБ Сухого громил в небесах не только американские самолеты. Во время британо-индийских учений Indra Dhanush-2006 Су-30МКИ «воевал» с евроистребителем-перехватчкиком Tornado F.Mk.3, стоящим на вооружении Королевских ВВС. По признаниям британских пилотов, которым дали «порулить» «сушками», они существенно превосходят машины, на которых им приходилось летать.
Абсолютно такая же история произошла и год спустя в рамках учений Garuda-III. На сей раз учебные бои происходили с французскими Dassault Mirage 2000.
Ну, а на учениях Garuda-IV, которые проходили в 2009 году, индийские пилоты разобрались не только с французским «Миражом», но и с совсем новым многоцелевым истребителем Dassault Rafale, который к тому времени эксплуатировался 4 года.
Так что и теоретически, и практически у американского истребителя турецкого «розлива» мало шансов доставить неприятности пилотам российских бомбардировщиков, которых сопровождают при выполнении боевого задания Су-30СМ. Не способны им в этом помочь и самолеты ДЛРО, которые могли бы выводить на цель сразу несколько истребителей. Поскольку в связи с тем, что Россия установила в Сирии комплексы радиоэлектронной борьбы Красуха", их возможность проводить разведку и осуществлять целеуказание будет полностью подавлена.
Если же турецких генералов охватит безумие (что, конечно, маловероятно) и они решат устроить массовый авианалет на базу в Латакии, то на этот случай имеется ЗРС С-400, которая способна обстреливать до 80 целей, находящихся в радиусе 400 километров.
Подводя итог, необходимо сказать, что турецкая авиация представляет значительную силу в своем регионе. Она способна сражаться на равных, а то и побеждать ВВС, скажем, Греции или Ирана. Для игроков же мирового класса — США и России — она явно слаба.
ЛТХ Су-30СМ и F-16C Block 50
Длина: 21,94 м — 15,03 м
Высота: 6,37 м — 5,09 м
Размах крыла: 14,7 м — 9,45 м
Площадь крыла: 62 кв.м. — 27,87 кв.м.
Нормальная взлетная масса: 24900 кг — 12800 кг
Максимальная взлетная масса: 34500 кг — 21770 кг
Тяга двигателей бесфорсажная: 2×7600 кгс — н/д
Тяга на форсаже: 2×12800 кгс — 1×13100 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2175 км/ч — 2115 км/ч
Практический потолок: 19800 м — 15200 м
Практическая дальность: 3000 км — 1200 км
Скороподъемность: 13800 м/мин — 16500 м/мин
Экипаж: 2 — 1
Стрелково-пушечное вооружение: одна 30-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка
Ракетно-бомбовая нагрузка: 8000 кг — 7800 кг