Британская газета The Guardian опубликовала внутренние документы и уставы «Исламского государства» *, провозгласившего халифат на захваченных территориях Сирии и Ирака. В них указаны основные принципы по вербовке и воспитанию новых членов, ведению пропагандистской работы, расширению международного влияния и поддержания власти на уже захваченных территориях. Как отметили источники газеты, благодаря которым к ней попали документы, главари ИГИЛ подчеркивают, что нацелены на «строительство государства, а не только на бесконечную борьбу».
Издание, в частности, цитирует 24-страничный документ под названием «Принципы управления «Исламским государством», который датирован 2014 годом. Он составлен для «подготовки новых кадров ИГИЛ», спустя несколько месяцев после объявления о строительстве халифата. Вот как выглядят ключевые пункты документа:
— В отличие от других террористических организаций, ИГИЛ ставит целью не только террор, но и построение подобия государства со своим видением экономической, политической и социальной политики.
— Практически все мужчины должны побывать в тренировочных лагерях, которые подразделяются в зависимости от уровня уже имеющейся подготовки — от «новичка» до «ветерана». Опытные террористы должны раз в год проходить двухнедельные сборы для знакомства с новыми видами вооружения и тактики. Пристальное внимание уделяется соответствующей пропаганде среди детей и их подготовке в лагерях.
— Особо отмечается важность формирования среди иностранцев и местных жителей, выразивших готовность вступить в ИГИЛ, «единой культуры», что должно сплачивать их в совместной борьбе.
В других документах ИГИЛ, оказавшихся в распоряжении The Guardian, говорится о формировании квазигосударственных институтов — 16 централизованных «министерств», в числе которых есть «министерство здравоохранения» и «министерство природных ресурсов», в задачу которого входит «управление» нефтяными ресурсами и памятниками архитектуры на подконтрольных ИГИЛ территориях.
Так, частным инвесторам «Исламского государства» запрещено вкладывать средства в добычу золота, нефти и газа, но разрешается покупать сырье для переработки. Руководители ИГИЛ также говорят о необходимости создания собственных независимых фабрик для производства продуктов и оружия, чтобы государство стало самодостаточным.
Кстати, согласно докладу американского исследовательского центра IHS, ежемесячный доход «Исламского государства» на конец 2015 года составлял $80 миллионов, при этом 43% доходов приходилось на торговлю нефтью.
«Если Запад рассматривает ИГИЛ как стереотипную банду психопатов, мы сильно рискуем их недооценить», — прокомментировал документы The Guardian отставной генерал США Стэнли Маккристал.
Что стоит за публикацией The Guardian, есть ли у ИГИЛ шансы реализовать свои планы?
— Запад через СМИ начинает продвигать идею, что халифат нужно признавать государством, — уверен директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — Ранее на ту же тему уже высказались турецкие СМИ. Пока, правда, об этом не говорят открыто. Та же The Guardian пишет, что мы имеет дело с «прототипом определенного государства». Но чем дальше, тем идея о признании ИГИЛ государством будет звучать более отчетливо.
На мой взгляд, с помощью таких манипуляций Запад пытается превратить ИГИЛ в потенциального партнера по переговорам. И речь на них, я уверен, пойдет о разделе Сирии и Ирака.
Потому что — если предположить, что коалиция во главе с США воспринимает какую-то умеренную часть ИГИЛ как партнера — возникает резонный вопрос: где эти «умеренные» будут жить, на Марсе? Это значит, части территорий Сирии и Ирака должны войти в состав халифата.
Именно поэтому я считаю, что за публикацией в The Guardian стоит намерение Запада расчленить Ирак и Сирию — ни больше, ни меньше.
«СП»: — Насколько важны обнародованные британским изданием подробности: как готовят боевиков, по каким внутренним правилам живет «Исламское государство»?
— Специалистам все это было известно и раньше. Публикация — это очевидно — вброс британских спецслужб.
«СП»: — Какие выводы следуют из этой ситуации для нас?
— На Россию эта информационная кампания Запада не влияет. Мы по-прежнему воюем в Сирии на стороне Башара Асада, и выступаем за сохранение территориальной целостности этой страны. С другой стороны, всем ясно: политико-дипломатические вопросы сирийского урегулирования будут решаться на поле боя.
«СП»: — Запад не считает, что признавая ИГИЛ государством в определенных границах, создает глобальную угрозу?
— Эксперты давно предупреждали, что сам процесс фрагментации государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке создает серьезные угрозы. И России совершенно не на руку расширение этого процесса. Напомню, что уже сейчас боевые действия ведутся всего в 300−350 километрах от Южного Кавказа. При неблагоприятном для нас сценарии там тоже могут начаться опасные процессы.
«СП»: — Как заявил президент Путин в интервью американскому журналисту Чарли Роузу накануне участия в Генассамблее ООН, ИГИЛ и другие террористические организации контролируют 60% сирийской территории. Почему их поддерживают, чем объяснить успех идей радикального ислама?
— Кризисом мировоззренческой системы Запада. Здесь и потеря нравственности, и двойные стандарты в политике. Проблема в том, что западный мир до сих пор пользуется приемами дипломатии XIX века, а они рассчитаны совершенно на другое общество. Сейчас общество намного более образовано, и дурить его можно только на первом этапе.
ИГИЛ — один из видов протеста против Запада. Но этот протест базируется на силах, которые толкают его в сторону Востока…
— The Guardian копается в деталях, но не пытается ответить на коренной вопрос: что такое ИГИЛ и кто за ним стоит? — считает президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами, в 1990—1992 гг. советник посольства СССР и РФ в США, политолог Вячеслав Матузов. — И здесь многое объясняет позиция, которую заняли журналисты Турции — шеф-редактор и корреспондент газеты «Республика» Джан Дюндар и Эрдем Гюль. Их, напомню, арестовали турецкие власти за публикацию статьи о поставках оружия ИГИЛ, которые осуществляет Анкара. По сути, журналисты подробно рассказали, как Турция помогает радикальным исламистам, а этот компромат им «слили» полковники и генералы турецкой армии.
Но если Турция занимает откровенно проигиловскую позицию, я полностью исключаю, что американцы не в курсе дела. И это помогает ответить на вопрос, кто и зачем создавал эту структуру.
Турция — член НАТО, влиятельная страна, — находится под полным американским управлением, что бы ни говорили про независимый нрав Эрдогана. Я считаю, турецкий президент слушается Вашингтон во всем. И российский Су-24М турки сбили только после того, как Эрдоган посоветовался с американским генералитетом.
На мой взгляд, США в этой провокации против России действовали такими же методами, как в 1990-м против Ирака. Именно американцы, напомню, спровоцировали Саддама Хусейна на вторжение в Кувейт. За несколько дней до вторжения Эйприл Гласпи — посол США в Багдаде — на персональной встрече с Хусейном сказала: мы знаем, что Ирак концентрирует войска для нападения на Кувейт, и не советуем это делать, но если дойдет до вторжения, США ничего предпринимать не будут.
Позже, на слушаньях в Конгрессе США, она заявила, что записи ее беседы с Саддамом не велись. Поверить в это невозможно — американские дипломаты безукоризненно соблюдают протокол, и после любой встречи обязаны записать содержание разговора и представить начальству. А потом Эйприл Гласпи внезапно умерла — вот как работают американцы.
Можно вспомнить и другие ситуации — например, «Ирангейт», крупный политический скандал в США во второй половине 1980-х годов. Он разгорелся, когда стало известно, что отдельные члены администрации президента США организовали тайные поставки вооружения в Иран, нарушая тем самым оружейное эмбарго против этой страны. Причем деньги американцам платили колумбийские наркодельцы. Когда факты всплыли, тогдашний советник по национальной безопасности президента США Роберт Макфарлейн лишился своего поста — но тем дело и ограничилось.
У американцев это в крови — и провокации, и создание дистанционно-управляемых террористических структур.
На мой взгляд, The Guardian пытается увести внимание от главных вопросов: уничтожения в Сирии российскими летчиками колонн бензовозов с контрабандной нефтью, ввода турецких войск на территорию Ирака без ведома иракского правительства, а также о 50 американских военных экспертах, которые, по всей видимости, отправились к курдам.
Последний пункт заслуживает отдельного рассмотрения. Неслучайно председатель энергетического комитета парламента Курдской автономии Северного Ирака Шерко Джевдет заявил, что бензовозы на снимках, опубликованных Минобороны РФ в качестве доказательства поставок в Турцию нефти ИГИЛ, якобы, принадлежат иракским курдам.
Это значит, американцы классно разыгрывают курдскую карту. Они сейчас будут строить Новый Курдистан — и им плевать, какой ералаш возникнет в результате на Ближнем Востоке.
ИГИЛ — часть этого ералаша. Я считаю, что американцы по-прежнему рассматривают «Исламское государство» как орудие для уничтожения сирийского режима и сирийской армии. Поэтому всерьез говорить о партнерских отношениях с США в борьбе с ИГИЛ — это нонсенс. Потому что американцы не будут уничтожать то, что сами создавали.
Да, американцы — не друзья бандитам из ИГИЛ. Но США создали этих бандитов по той же схеме, по которой сначала создавали моджахедов в Афганистане.
«СП»: — Какая судьба ждет ИГИЛ?
— «Исламское государство» обречено на уничтожение. Вопрос только в том, когда и кем оно будет уничтожено. Если США решат задачи, ради которых ИГИЛ создавалось и поддерживалось — американская армия легко и просто его ликвидирует. Вообще, уничтожение ИГИЛ — не проблема. Никто не побежит под знамена исламистов, если там не будет денег, оружия, мощной американской и турецкой поддержки. Уберите эти факторы, закройте сирийско-турецкую границу — и армия Асада раздавит ИГИЛ в течение месяца…
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.