Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Армии и войны
16 января 2016 10:15

Сирии придется подождать «Адмирала Кузнецова»

Наш авианосец впервые выйдет в Средиземное море с полноценным авиакрылом. Но когда?

44935

Одна из главных интриг продолжающейся в Сирии войны: почему к боевым усилиям нашей авиагруппы, ежедневно штурмующей позиции боевиков ИГИЛ * с авиабазы «Хмеймим», до сих пор не подключен единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»? Ведь любой подобный конфликт с участием американцев как раз и начинается с того, что к берегам противника подходят авианосные ударные группы, а палубные самолеты поднимаются в воздух с максимальной бомбовой нагрузкой. Почему мы не действуем так же? Если без «Адмирала Кузнецова» можно обойтись и в Сирии, то к чему он вообще нашей стране?

Тем более, что сам корабль, судя по сообщениям Министерства обороны РФ, усиленно готовится к походу именно в Средиземное море. В конце августа, когда, видимо, в Москве уже было принято решение о вступлении России в войну с ИГИЛ, авианосец спешно завершил трехмесячное докование в плавдоке ПД-50 судоремонтного завода в Росляково под Мурманском. К середине октября его системы и механизмы были восстановлены до полной готовности. И с той поры «Адмирал Кузнецов» практически не покидает полигоны Северного флота в Баренцевом море.

С конца октября летчики 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка на тяжелых истребителях Су-33 энергично летают с его палубы. Все они минувшим летом прошли обучение на крымском тренировочном комплексе НИТКА (Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный), в точности воспроизводящем палубу «Адмирала Кузнецова». И сейчас уже в море отрабатывают взлеты и посадки с авианосца.

Вообще-то это очень не вовремя. Потому что в Заполярье сейчас полярная ночь и в почти круглосуточной тьме летчикам сложно приступать к восстановлению навыков подобных полетов над морем. Считается, что в условиях Северного флота целесообразнее это делать летом или ранней осенью. А к зиме единственному российскому авианосцу желательно выбираться на боевую службу куда-нибудь значительно южнее. Там и совершенствовать летное мастерство пилотам можно в более благоприятных условиях, и корабль сохраннее.

Предыдущие семь боевых служб «Адмирала Кузнецова» за всю четвертьвековую историю этого корабля по такой схеме и строились. Их хроника на этот счет сомнений не оставляет.

В 1995 году авианосец вышел в дальний поход в Средиземное море 23 декабря, вернулся в Североморск 22 марта 1996 года.

Второй и третий выходы в Северную Атлантику (с 27 сентября по 24 октября 2004 года и с 23 августа по 24 октября 2005 года) во внимание можно не принимать — они были слишком короткими, однако все же начались и завершились до начала полярных ночей в Баренцевом море.

А вот дальше все пошло по плану. На четвертую боевую службу в Средиземное море «Адмирал Кузнецов» отправился 5 декабря 2007 года (возвращение в главную базу — 3 февраля 2008-го).

Пятый поход, тоже в Средиземноморье, начался ровно через год, с 5 декабря 2008 года (до 27 февраля 2009-го).

Шестой, туда же, стартовал 6 декабря 2011 года. Вернулся авианосец 17 февраля 2012-го.

Сроки «крайней» вылазки «Адмирала Кузнецова» в Средиземное море — с 17 декабря 2013 года по 17 мая 2014-го.

Таким образом, график боевого использования авианосца и его авиакрыла в предыдущие годы выдерживался четко. Начинать пробные взлеты-посадки с палубы в самое неподходящее для этого время года могли заставить только чрезвычайные обстоятельства. Очевидно, война в Сирии к таковым и относится. Тогда почему же «Адмирал Кузнецов» до сих пор не на пути в восточное Средиземноморье?

Ответ на днях дал командующий Морской авиацией ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин. По его словам, к 1 декабря 2015 года в Ейске, в 859-м флотском Центре боевого применения и переучивания лётного состава, сформирован второй в России отдельный корабельный истребительный авиаполк. Он получил номер 100. На вооружении — двадцать четыре практически новеньких легких палубных истребителя МиГ-29КР и МиГ-29КУБР. Все очень современные, выпущены промышленностью в 2013—2015 годах. Все предназначены для пополнения авиакрыла «Адмирала Кузнецова». Поэтому скоро 100-й авиаполк будет переброшен на Северный флот. На тот же аэродром, на котором давно базируется его 279-й собрат. И тогда, наверное, из них сформируют корабельную авиационную дивизию.

Тем не менее, по словам генерала Кожина, 100-й окиап полноценной воинской частью пока не стал, поскольку, хотя и целиком укомплектован летным составом, не имеет достаточного количества летчиков, подготовленных для полетах на палубных истребителях. По этой причине большая часть МиГов в Ейске не эксплуатируется и стоит на аэродроме на хранении.

Почему? Ведь 859-й Центр как раз и создавался для того, чтобы пилоты морской авиации приобретали и оттачивали на нем необходимые навыки. Причем, строился с 2012 года как современная альтернатива крымскому НИТКА, который тогда принадлежал Украине. Киев, которому доставшийся от СССР НИТКА вообще ни к чему, поскольку украинской палубной авиации не существует даже в проекте, годами строил нам различные козни в использовании этого комплекса. И вынудил-таки начать собственное строительство на берегу Азовского моря.

В итоге на побережье Ейского лимана мы возвели не только трамплин, подобный палубе авианосца. В море на якорях поставили еще и платформу, способную имитировать килевую качку для корабельных вертолетчиков.

Формально новый Центр начал работать еще осенью 2014 года. Но судя по тому, что сидящий в Ейске 100-й авиаполк к работе в полном объеме так и не приступал, все это пока не очень-то оправдывает ожидания. Во всяком случае, в минувшем декабре министр обороны Сергей Шойгу заявил: «Необходимо, чтобы уже к концу первого квартала следующего (то есть, 2016-го — „СП“) года морские летчики приступили к тренировкам в 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава. Подобных комплексов в нашей стране нет. Он позволит сократить время на первоначальную подготовку пилотов, обеспечит поддержание и повышение их квалификации».

Правда, не совсем понятно, почему, если не готов ейский тренировочный комплекс, не использовать и для пилотов МиГов тот, что в Крыму? Почему на Су-33 из-под города Саки летать можно, а на МиГ-29КР нельзя?

Но полноценный ответ на этот вопрос знают, наверное, только генералы Кожин и Шойгу. Нам остается принять к сведению главное: тот отдельный корабельный истребительный авиаполк, что под Североморском, на «сушках» успешно садится на палубу «Адмирала Кузнецова». А тот, что под Ейском, пока такого не умеет. Учиться начнет только во втором квартале 2016 года. И то, если указание министра обороны насчет ввода в строй тренировочного комплекса его подчиненные сумеют выполнить в срок.

Каков главный вывод? Он прост. Раньше грядущего лета авианосец «Адмирал Кузнецов» к Сирии не пойдет. Авиакрыло просто не успеют подготовить.

Причем, командующий Морской авиацией на этот счет настроен, кажется, еще более пессимистично. О грядущем походе он высказался максимально туманно: «Задача (100-го окиап — „СП“) стоит уже в этом году к выходу на боевую службу на авианесущем крейсере „Адмирал Кузнецов“ — это очень важно. Это основная задача 2016 года. И я думаю, мы с ней справимся».

Таким образом, если российский авианосец нечеловеческими усилиями удастся выпихнуть в Средиземное море даже не к лету, а к хотя бы грядущему декабрю, это (по генералу Кожину) тоже станет успехом.

Но почему? Почему если полк МиГ-29КР мы не успели подготовить к началу войны в Сирии, «Адмирал Кузнецов» не может отправиться туда, как и прежде — только со знающими дело летчиками Су-33 на борту?

А все дело в том, полагаю, что впервые этому нашему кораблю приходится собираться именно на войну. А для победы в ней необходимо демонстрировать реальную, а не потенциальную силу. Вот с нею, реальной, на «Адмирале Кузнецове» пока плоховато.

По имеющимся данным, в составе 279-го отдельного корабельного истребительного полка сегодня всего четырнадцать боеготовых Су-33. Восемь из них на борту авианосца и шесть — пока на береговом аэродроме. То ли по причине недостаточной технической готовности, то ли из-за малого числа асов, способных в условиях полярной ночи Су-33 поднимать с палубы. Между тем, полный состав авиакрыла на «Адмирале Кузнецове» (по разным данным) — от 36 до 50 летательных аппаратов (в это число, правда, должны войти и корабельные вертолеты Ка-252 радиолокационного дозора, Ка-27 в противолодочном и поисково-спасательном вариантах).

Так вот: ни в одном из семи предыдущих дальних походов нашему авианосцу и близко не удавалось собрать на своем борту хоть что-нибудь подобное. Во время двух «крайних» боевых служб в Средиземном море с его палубы взлетали всего от 6 до 10 Су-33. Для тренировок летчиков и экипажа этого, может, и хватало. Чтобы напомнить миру, что у России все же есть какой-никакой авианосец — тоже. Для реальной войны мало. Даже в Сирии.

Поэтому и решено было возвращаться к идее, которая заложена в «Адмирал Кузнецов» изначально, еще в советские времена. Базироваться на него должны были одновременно и тяжелые, и легкие истребители. Их потенциалы должны дополнять друг друга.

Допустим, Су-33, имеющие большую дальность полета без подвесных баков, высокую маневренность и тяговооруженность, возможность подвески одновременно 12 ракет «воздух-воздух» средней и меньшей дальности, призваны вести бой на дальних подступах к кораблю. А МиГ-29КР встречать только тех врагов, которые сумеют прорваться через этот заслон.

К тому же у МиГов шире номенклатура средств поражения, которые можно на них подвесить. Прежде всего — ракет «воздух-поверхность». Что незаменимо против боевиков в Сирии. Так что они там очень бы пригодились. Но если пилоты МиГов пока не готовы к таким боевым действиям — что делать в Средиземном море «Адмиралу Кузнецову»?

Зачем же тогда эта торопливость с тренировочными полетами С-33 в полярную ночь? А потому что война. И кто знает, как и чем она обернется.

Наберемся терпения. Подождем, пока новорожденный 100-й окиап научится летать.


* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня