Иордания сделала ключевой разворот в своей политике. Если раньше страна выступала на стороне США, Саудовской Аравии и Израиля, в том числе и по вопросам сирийского кризиса, то теперь она сближается с Россией. Об этом на днях сообщило известное израильское издание DEBKAfile, специализирующееся на анализе ситуации на Ближнем Востоке.
Источники СМИ в спецслужбах указывают на то, что король Иордании Абдалла II якобы принял решение объединиться с Москвой в плане обмена разведывательной информацией и координации усилий по урегулированию ситуации в регионе. Иордания не планирует закрывать американский командный центр Central Command Forward-Jordan, однако перенаправит военные и разведывательные усилия в пользу другого центра, расположенного в Багдаде.
13 января 2016 года президент США Барак Обама провел незапланированную встречу с Абдаллой II на базе ВВС Эндрюс неподалеку от Вашингтона и потребовал объяснений.
Как отмечает издание, Иордания внешне старается всячески преуменьшить партнерство с РФ: представляя себя здесь в качестве посредника между Москвой и Вашингтоном в борьбе против «Исламского государства» *. Однако, как считают аналитики, Амман явно не подходит для этой роли.
Для различных повстанческих формирований в Сирии, находящихся в Сирии, в том числе в израильских приграничных регионах, новый российско-иорданский военный союз — весьма плохая новость. В Иордании находились тренировочные лагеря для сирийских повстанцев. Кроме того, эта страна предоставляла коридор для снабжения группировок бойцами, оружием
А если Башар Асад восстановит контроль над югом страны, то дверь для заклятых врагов Израиля (надо понимать — бойцов «Хезболлы» — «СП»), которые воюют под командованием офицеров иранского КСИР, будет открыта. Таким образом, заключает издание, благодаря союзу с Иорданией, Кремль обошел премьера Нетаньяху и приобрел помощника для уничтожения сирийских повстанцев на юге Сирии.
Насколько сценарий, описанный израильским изданием, соответствует действительности?
Научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов отмечает, что иорданские политические и военные руководители после встречи 24 ноября Владимира Путина с королем Иордании Абдаллой II высказывались о возможности сотрудничества в рамках координационного центра в Багдаде и даже — перевода иорданских представителей в Ирак.
— Да и сам Абдалла II неоднократно заявлял о том, что необходимо более тесно взаимодействовать с Россией по вопросу борьбы с «Исламским государством». Но насколько это было реализовано — сложно сказать.
В целом, российско-иорданские отношения достаточно динамично развивались, но все-таки — рядом с Амманом (столицей Иордании) находится командный центр Central Command Forward-Jordan по мониторингу всего региона, а также лагеря по подготовке боевиков для последующей переброски их в Сирию.
Не исключено, что публикация такой информации в Израиле может быть вбросом, рассчитанным на реакцию Соединенных Штатов — чтобы они более активно работали на тем, чтобы действительно не произошло такого развития событий, озвученного DEBKAfile. Кроме того, внутренняя ситуация в Иордании достаточно сложна именно в плане усиления позиций радикальных исламистов. Это чревато для правящей династии Хашимитов, ведь все видят, что Соединенные Штаты не особо активны в плане подавления «Исламского государства», а Россия наоборот демонстрирует определенные успехи.
Но, резюмируя, я склонен считать, что хотя эта информация и рассчитана на США и Саудовскую Аравию и в какой-то степени соответствует действительности, но все-таки говорить о какой-то переориентации иорданского руководства в сторону Москвы нельзя. Слишком тесны связи иорданской династии с КСА и США.
Арабист, старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ Леонид Исаев также говорит, что есть определенные основания для появления подобного рода мыслей, но все-таки они в материале DEBKAfile слишком раздуты.
— Иордания по сравнению с КСА, Катаром и прочими представителями из лагеря государств, выступающих против Башара Асада, всегда проводила более взвешенную политику в отношении сирийского кризиса. Хотя понятно, что позиция Иордании была достаточно четкой. Страна входит в коалицию, которая собрала Саудовская Аравия, хотя понятно, что в этом объединении есть государства, которые ограничиваются только популизмом.
Иордания на протяжении второй половины сирийского кризиса постоянно обращала внимание своих союзников по антиасадовской коалиции на то, что кризис в САР дает побочные эффекты в виде террористических структур. Ряд экспертов не без оснований считают, что при определенном исходе сирийского кризиса Иордания рискует стать следующей страной, которая может превратиться в очередное failed state.
То есть основания для появления подобного рода материалов есть, но говорить о том, что Амман изменил свою позицию в отношении сирийского кризиса и перешел в лагерь сторонников сирийского правительства — к России и Ирану, было бы сильным преувеличением.
Кроме того, напомню, что по итогам венских переговоров по проблеме Сирии именно Иордании было поручено составить единый список террористических организаций, а также тех, кто будет представлять сирийскую оппозицию на переговорах 25 января. То есть на Иорданию возложена некая посредническая миссия, а для этого ей как минимум нужно занимать более гибкую позицию и не портить отношения со сторонами.
Да, Иордания сильно зависит от Саудовской Аравии в экономическом плане, но одно дело — деньги, другое — угроза национальной безопасности. Иначе саудитам и поддерживать будет нечего. Здесь уместно провести параллели с египетской ситуацией: Каир, получая поддержку, готов жертвовать своими интересами, но все-таки — до определенных пределов.
То есть в какой-то момент государства, которые нуждаются в поддержке монархий Персидского залива, указывают на черту, за которую они переступать не будут. Египет больше, чем Иордания зависит от поддержки стран залива, но при этом, сколько бы его не заставляли саудовцы реально воевать с хуситами в Йемене, он сопротивляется. С Иорданий то же самое — иорданцы останутся просаудовскими, но все равно дадут понять, что есть некая красная черта, которую они переступать не будут, потому что включается инстинкт самосохранения.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает, что информация, изложенная в DEBKAfile, не соответствует действительности.
— Иордания находится в сильной финансовой и политической зависимости от Саудовской Аравии и США. Иорданцы могут говорить все, что угодно, но в реальности все равно они будут делать то, что им скажут их покровители. И король Абдалла II никуда не денется. Мы что-то такое можем предложить Иордании, чего нет ни у американцев, ни у саудитов? Нет, конечно.
Как сообщали СМИ, на Иорданию возложена «почетная миссия» составления списка организаций, представители которых примут участие в политических переговорах по Сирии. Но 25 января мы увидим, кто сядет за стол переговоров и дружно посмеемся, поняв, что этот список — удачная шутка Обамы и Керри. Я уверен, что те, кого хотят усадить за стол переговоров, в действительности не имеют никакого влияния.
* Движение «Исламское государство"(ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.