Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

На Иран пойдут «Леклерки»

Зачем Саудовской Аравии понадобились снятые с производства французские танки

22400

Саудовская Аравия рассматривает возможность закупки французских танков «Леклерк».

Как сообщает российский военный блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, со ссылкой на французские СМИ, Саудовская Аравия изучает возможность закупки нескольких сотен танков, и проявляет интерес к танкам AMX-56 «Леклерк», который уже стоит на вооружении ОАЭ. Об этом заявил источник во французском ВПК.

По его информации, об этом якобы велись переговоры с производителем этих танков компанией Nexter Systems, причем речь шла о фантастических количествах — в несколько сотен танков.

Отмечается, что группа Nexter в 2015 году объединилась с германским концерном Krauss-Maffei Wegmann (производитель танков «Леопард 2») и закрыла линию по производству «Леклерк» еще в 2000-х годах. Впрочем, по словам источника, эту линию можно расконсервировать. По его мнению, в ожидании начала производства французская армия, на вооружении которой имеется 290 танков «Леклерк», может сдать в аренду саудовцам некоторое количество своих танков. По его словам, «можно подумать над тем, чтобы передать им наши танки на время развертывания производства».

Эксперты обращают внимание на тот факт, что в марте 2015 года министерство обороны Франции подписало контракт с Nexter стоимостью 330 млн. евро на модернизацию 200 машин из имеющегося парка танков «Леклерк» на период до 2020 года.

Основу танкового парка Саудовской Аравии составляют около 750 танков американского производства - до 350 М1А2 «Абрамс» и до 400 старых М60А1/А3, а также некоторое количество сохраняющихся французских танков AMX-30S (288 машин, большая часть которых находится на хранении). В 2015 году Франция подписала с Саудовской Аравией контрактов на сумму всего 100 млн. евро, то есть менее 1% от общего объема новых контрактов.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что сообщение об интересе Саудовской Аравии к закупке французских танков «Леклерк» можно рассматривать в двух плоскостях.

— Первая: реально ли такое приобретение? Вторая плоскость: данная информация подтверждает, что КСА в последнее время активно взялось за новую методику — запугивать своих потенциальных партнеров тем, что перспективные контракты могут быть отданы другим игрокам.

В этом смысле показательна ситуация с самолетами, где явно «черные метки» отсылаются как Великобритании, так и США. Напомню, в январе появились сообщения о том, что министр обороны Саудовской Аравии и заместитель наследного принца Мухаммад ибн Сальман обратился к Парижу с просьбой в течение ближайших недель предоставить предложение на поставку 72 истребителей Dassault Rafale. И это при том, что саудовское министерство обороны ведет переговоры с Лондоном о расширении формата контракта Al-Salam на поставку 72 истребителей Eurofighter Typhoon. Таким образом, гипотетически тема «Леклерк» может быть использована для оказания давления на партнеров по военно-техническому сотрудничеству.

Но вернемся к первому аспекту вопроса. Во-первых, Саудовская Аравия много теряет техники в Йемене и волей-неволей ей нужно пополнять состав бронепарка. Плюс какая-то часть техники выходит из строя по ресурсу — те же старых М60А3 или французских АМХ-30.

Во-вторых, исходя из нового витка противостояния между Саудовской Аравией и Ираном, не исключено, что саудовцы гипотетически допускают возникновения большой войны. А, как известно, танки — это сейчас все еще весомый аргумент на поле боя, тем более с учетом того, что у Ирана не такая сильная авиация, чтобы их выбивать.

В-третьих, разговоры о продаже Саудовской Аравии российских танков Т-90 постоянно возникают в информпространстве. Возможно, что сообщения о закупке танков «Леклерк» — сигнал России, хотя, честно говоря, я никогда не верил в реальность военных контрактов с КСА. Но, как говорится, чем черт не шутит…

В-четвертых, возможен и вариант, при котором сами французы решили закупить танки. И теперь, как мы с индийцами за их деньги разрабатываем системы вооружений, так и они пытаются за саудовские пытаются перезапустить линии.

В-пятых, это может быть и меткой немцам, которые упорно не хотят продавать саудовцам «Леопарды» уже который год, причём не сама фирма, а именно правительство (для замены М60А3 и АМХ-30 КСА предполагалось приобрести 800 новейших немецких «Леопард-2А7» — «СП»). Дизельный «Леопард», который худо-бедно серийно производится, был бы наиболее разумным вариантов для Саудовской Аравии. Тем более что это — один из лучших в мире танков, если на брать «Армату».

Да, с одной стороны, саудовцам в дополнение к стоящим на вооружении американским М1А2 «Абрамс» приобретать еще и французские бронемашины, снятые с производства, — не вариант, с другой — разношерстность в технике КСА никогда не останавливала.

«СП»: — Возможно, что военачальники КСА остались недовольны тем, как показывает себя американская бронетехника в боевых действиях в Йемене? Почему они не хотят закупить дополнительную партию «Абрамсов»?

— Возможно, что не хотят получать танки из наличия, хотя и американцы сейчас поставляют машинокомплекты Египту для сборки на заводе под Каиром. Кстати, теоретически была бы красивая схема: саудовцы покупают танки на египетском заводе, тем самым еще и косвенно поддерживают своих друзей…

Что касается недовольства, то оно может быть, но не в смысле, что «Абрамс» — плохой танк. Дело в том, что мы видим видео подбитых и горящих «Абрамсов» в том числе и потому, что применение бронемашин с газотурбинным двигателем в горах — не самое лучшее решение.

Одно дело по пустыне ездить, другое — в горах. А танком с дизельным двигателем легче маневрировать. Поэтому саудовцы и стали отправлять туда дизельные М60 и АМХ-30. Кстати говоря, возможно, что на саудовцев произвели впечатление результаты эксплуатации и применения эмиратских танков «Леклерк» (танк состоит на вооружении только двух стран — ОАЭ и собственно Франции — «СП»). Ведь не одной битой бронемашины до сих пор не зафиксировано, при том, что известно о пяти поврежденных. И, судя по всему, они все находятся в строю. Возможно, что «Леклерк» в боевых условиях Йемена показал себя более живучим при прочих равных.

«СП»: — На ваш взгляд, могут ли французы после практически 15-летнего простоя линий запустить производство танков?

— Причем не только дизельных двигателей, пушек, но это и всего набора других систем… Может быть, сам завод еще и существует, но далеко не факт, что субподрядчики смогут воспроизвести этот танк. Тем более за 15 лет технологии ушли вперед. Как в свое время кто-то хорошо сказал, мол, при всем желании вертолетный двигатель ТВ3−117 в России сейчас не воспроизвести хотя бы потому, что надо будет из «бумаги» все переводить в электронные чертежи и т. д., — то есть, по сути, нужно создавать новый двигатель.

С танком «Леклерк» то же самое: несмотря на кажущуюся легкость, фактически придется под тем же названием делать новый танк. Я думаю, что по цене он выйдет как минимум не дешевле южнокорейского K2 «Чёрная пантера» - за 10 млн. долларов за танк с учетом НИОКР, а то и больше.

Последние новости
Цитаты
Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня