США оказывают на Турцию давление, чтобы она обеспечила «безопасность участков границы с Сирией». Вашингтон предлагает укрепить ее в том числе и с помощью своей техники. Об этом недавно сообщило издание Defense News.
Как ожидается, в конце февраля Турцию посетит министр внутренней безопасности США Джей Джонсон, который предложит местным властям использовать американские технологии по обеспечению безопасности на границе, в том числе аэростаты-разведчики, оборудование, определяющее тип взрывчатки в самодельных взрывных устройствах, и другие.
Планируется, что стороны обсудят «усиление роли воздушной базы в Диярбакыре в борьбе против пунктов ИГ * в Сирии», пишет издание.
Сейчас турецкие власти решили строить бетонные заборы на границе, чтобы предотвратить проникновение боевиков, отмечает Defense News.
Однако источники других СМИ с мест событий сообщают о том, что на северо-востоке Сирии турецкая армия занята совсем другим делом, а именно — проведением новой пограничной линии. Турецкая граница на некоторых участках якобы переносится вглубь территории Сирии. Представители курдского населения представили видеозапись, на которой турецкие бульдозеры сооружают укрепления на территории САР. Возможно, это и есть элементы так называемой буферной зоны. Руководство Турции давно заявляло о подготовке спецоперации на территории сопредельного государства.
В связи с этим возникает ряд вопросов: действительно ли США заинтересованы в перекрытии коридора в районе сирийско-турецкой границы (между городами Азаз и Джарабулус)? Зачем США усиливать роль базы в Диярбакыре в районе, где сейчас идет настоящая война между турецкой армией и РПК, если американцы до этого успешно использовали другую базу — Инджирлик? Отметим, что в Диярбакыре расположена база второго тактического командования ВВС Турции. Именно с этого аэродрома турецкая авиация наносит удары по позициям РПК, и именно оттуда 24 ноября взлетел F-16, который потом совершил атаку на российский бомбардировщик Су-24М.
Советник директора Российского института стратегических исследований, востоковед Елена Супонина считает, что США озаботились вопросом безопасности сирийско-турецкой границы исключительно после того, как на ее прозрачность указало российское военно-политическое руководство.
— Свою роль здесь сыграли и теракты в Париже, после которых возмутилась Франция. Ее роль в сирийском кризисе совсем неоднозначна, но, тем не менее, после терактов французские власти начали ставить вопрос о том, что коридор на границе открыт для джихадистов всех мастей. Известно, что террористы, участвовавшие в атаках на Париж, проходили обучение в Сирии и несколько раз свободно перемещались из Сирии в Турцию, затем — в Европу и обратно.
— Цель Турции известна — во что бы то ни стало создать буферную зону, разместить там беженцев, чтобы прикрыть известный коридор от авиаударов и оградить свою территорию от курдов, — говорит военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид). — Собственно, от этой зоны и зависит — победит или проиграет Турция в САР. И как я понимаю, для американцев важно, чтобы турки, в конце концов, начали наземную операцию, потому что больше никаким другими способом эту буферную зону создать невозможно, учитывая работу в том районе российской авиации. Американцы, как обычно, манипулируют турками, играя в свои классические игры в духе «разделяй и властвуй», чтобы в конечном итоге столкнуть игроков в конфликте.
Директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов считает, что Вашингтон блефует, озвучивая в СМИ планы по поводу предоставления Турции помощи технического характера.
— В конце ноября уже были сообщения в прессе о том, что администрация президента США Барака Обамы требует от Турции направить дополнительные войска для защиты турецко-сирийской границы, через которую перемещаются боевики. Премьер Давутоглу тогда заявил следующее — для того, чтобы полностью запечатать границу потребуется выставить более 30 тысяч солдат и установить сторожевые вышки через каждые три метра. В аэростатах и оборудовании для определения СВУ смысла нет, нужно простое желание, а Анкара просто заигралась.
Старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов замечает: если вооружать и снабжать какую-либо страну, то она еще больше будет зависеть от поставщика, особенно в таких чувствительных вопросах как безопасность.
— Мы видим, что успехи США в борьбе с ИГ в Сирии и Ираке, мягко говоря, незначительны. Нежелание Вашингтона бороться с «халифатом» породило в экспертном сообществе массу теорий, вплоть до конспирологических, мол, США сами создали ИГ и сами же им управляют.
Замечу, что в августе 2015 года Турция и США заключили техническое соглашение в сфере обороны. Оно подразумевало, что на авиабазе Инджирлик должно усилиться американское присутствие, а также — в Диарбакыре. Причем в конце августа около 300 военнослужащих без учета гражданского персонала должны были туда прибыть, что, скорее всего, было сделано — в районе была замечена активность военно-транспортных самолетов С-130. А учитывая имеющие контакты США на самом высшем уровне с представителями РПК, есть определенные моменты, которые позволяют направлять Турцию в нужное русло. Так, в августе бойцы РПК, незадолго до заключения соответствующего соглашения, атаковали базу, один человек был убит. После этого турки стали более сговорчивыми на сотрудничество со Штатами.
Кстати, в этой связи вызывает недоумение распространяемые в интернете новости о том, что Штаты якобы уходят из Инджирлика, вывозят ЗРК Patriot, в общем — в испуге оставляют стратегическую базу без прикрытия.
Но я бы здесь обратил внимание на другой момент. В свое время база в местечке Пиринчлик в районе Диярбакыр была пограничным постом НАТО для контроля Советского Союза и Ближнего Востока. Там располагились первые в мире радарные системы наблюдения, предназначенные для обнаружения ракет в пространстве — AN/FPS-17 и AN/FPS-79, причем даже в далеком Капустин Яре.
Официально объект был закрыт 30 сентября 1997 года — в ельцинский период, когда у нас с Западом были вроде как дружеские отношения. Но формально база была законсервирована и какой-то американский персонал там, судя по всему, находился. Поэтому я не исключаю, что в настоящий момент США, которые уверенно усиливают свое военное присутствие, могут восстановить там какую-то инфраструктуру.
Экс-начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин говорит, что в 2012 году в турецкой провинции Малатья в рамках поэтапного адаптивного подхода ПРО в создании системы ПРО в Европе заработала радарная система дальнего обнаружения AN/TPY-2.
— Она используется для раннего обнаружения иранских баллистических ракет, с задачами последующего возможного их поражения противоракетами SM-3 из Румынии или с американских крейсеров, оснащенных системой ПРО Aegis. На российском военном потенциале это не отражается. Больше о планах США по наращиванию инфраструктуры в Турции я, честно говоря, не слышал, — отмечает эксперт.
Заметим, что в СМИ появлялась информация о том, что в Турции будет развернуто два противоракетных радара — не только в Малатье, но и в Диярбакыре. Когда в 2011 году, когда было объявлено о размещении радара в провинции Малатья, российские эксперты, комментирую данное натовское решение замечали: развертывание мобильной наземной РЛС американской системы противоракетной обороны в Турции прямо не угрожает России, однако ее характеристики позволят США контролировать воздушно-космическое пространство во всем кавказском регионе.
Добавим, что AN/TPY-2 — мобильная многофункциональная РЛС X-диапазона с фазированной антенной решеткой и высокой разрешающей способностью. Станция может использоваться как отдельный компонент обнаружения в составе эшелонированной системы ПРО, так и в составе комплексов противоракетной обороны THAAD (Terminal High Altitude Area Defense).
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает, что вряд ли Штаты блефуют, предлагая помощь технического характера для контроля сирийско-турецкой границы.
— Ситуация становится уж слишком неприличной — уже всем понятно, что Турция поддерживает «халифат». И с этим что-то надо делать. По-видимому, все-таки американцы предложат помощь, чтобы Турция, так сказать, могла сохранить лицо и сделать вид, что она все время с «халифатом» как могла боролась.
Что касается Диярбакыра. Если Штатам нужно будет там что-то дополнительно поставить, они это сделают без каких-либо объяснений и предлогов. Думаю, что усиление в том районе нужно американцам для того, чтобы каким-то образом хотя бы частично контролировать ситуацию на юго-востоке Турции, где сейчас идут бои турецкой армии с РПК.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.