Армии и войны / Война в Сирии

Су-35С в Сирии: не ракетами, так «чугуном»

Зачем новейшие истребители в САР используют в качестве бомбардировщиков

  
66100
Истребитель Су-35С
Истребитель Су-35С (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

В сети Интернет активно обсуждается скриншот из репортажа телеканала Russia Today из Сирии. На фото запечатлена подвеска осколочно-фугасных бомб ОФАБ-250−270 под российский самолет. Учитывая, что под левым крылом видны ракеты класса «воздух-воздух» малого и среднего радиуса действия — Р-73 и Р-27, блогеры делают вывод, что на снимке один из четырех новейших истребителей Су-35С, работающих в САР.

Напомним, 1 февраля газета «Коммерсант» сообщила, что Россия на фоне нового обострения отношений с Турцией 30 января перебросила четыре истребителя Су-35С в состав российской авиационной группировки на авиабазе Хмеймим близ Латакии. Отмечалось, что в Сирию перелетели истребители Су-35С самой последней постройки Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина, переданные ВКС России в октябре и ноябре 2015 года.

А 5 февраля телеканалы RT и ТВ «Звезда» показали репортажи, демонстрирующие Су-35С, приступившие к полетам и боевому дежурству. Как тогда заметил блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, показанный в репортаже истребитель Су-35С нес в составе подвесного вооружения шесть ракет класса «воздух-воздух»: две малой дальности Р-73 (или РВВ-МД), две средней дальности Р-27Т с тепловыми головками самонаведения, и две новейшие средней дальности РВВ-СД с активными радиолокационными головками самонаведения. Тогда это было первое публичное «появление» ракет РВВ-СД на строевых самолетах ВКС России.

Однако кадр, на котором запечатлены подвешенные на новейший истребитель свободнопадающие осколочно-фугасные авиабомбы (в простонародье — «чугун», «чугуний», «чугунки» — из-за того, что корпус авиабомб отливается из сталистого чугуна), вызвал шквал комментариев в различных военных блогах. Например, такие: «ну знаете, бросать неуправляемые боеприпасы с дорогого нового истребителя, выполняющего функции по контролю воздушной обстановки и прикрытию ударных самолетов, как минимум нецелесообразно». Или: «чем это „космонавт“ — пилот самолета, способного развивать скорость до 2500 километров в час и подниматься на высоту до 20 тысяч метров, будет прицеливать обычные свободнопадающие „чугунки“?». Отметим, что на платформе сверхманевренного Су-35С испытывались многие элементы конструкции и вооружения прототипа истребителя пятого поколения Т-50. Часть из них была воплощена в серийные варианты Су-35С.

Возникает вопрос: действительно ли привлечение истребителей Су-35С для поражения наземных целей в Сирии — это нечто из ряда вон выходящее и «до такого могли додуматься только в России»? Слово экспертам.

Бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Валерий Горбенко замечает: Су-35С — многофункциональный тактический истребитель, который может применять оружие как для поражения воздушных, так и наземных целей.

— У нас КБП ИА (курс боевой подготовки истребительной авиации) предусматривает обязательные упражнения и нормативы, когда летчик работает по наземным целям полигона. Скажем, летчики истребительно-бомбардировочной авиации — одного из родов фронтовой авиации, который в 90-е был ликвидирован, уделяли работе по земле столько же времени, сколько подготовке к воздушным боям и пускам управляемых ракет класса «воздух-воздух». Так что я не вижу ничего плохого в том, что новые «сушки» используют ОФАБ — это нормальное явление. Прицелы самолета позволяют точно метать даже не корректируемые авиабомбы с большой высоты.

— Само по себе замечательно, что новейшие самолеты испытываются в боевой обстановке, — говорит полковник ВВС в отставке Владимир Анохин. — Су-35С — многоцелевой истребитель, к нему можно хоть 500-килограммовую бомбу подвесить — оборудование позволяет. Ну хорошо, навесят на «сушки» ракеты класса «воздух-воздух», полетает он с ними, прикрывая фронтовые бомбардировщики, и с неиспользованными боеприпасами приземлится обратно на ВПП. А так есть возможность из положения «дежурство в воздухе» (когда самолеты непрерывно пребывают в воздухе в заданном районе) оперативно поразить наземную цель. Проще говоря, почему бы Су-35С не применить против ИГ *, если ему пока не с кем воевать в воздухе…

— Было бы смешно, если самолет поколения 4++ не мог бросать обычные «чугунки», — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Сейчас в Сирии каждый самолет на счету, поэтому чтобы Су-35 не летали «вхолостую», они, судя по всему, параллельно «разгружаются» в воздухе для непосредственной поддержки войск. А то, что на Су-35 можно тонну бомб подвесить — это совсем не лишнее решение.

Как происходит механизм прицеливания по наземной цели на новом истребителе — толком никто не знает. Известно только, что у него есть ИНС — бесплатформенная инерциальная навигационная система (автономно определяет местоположение самолета и параметры его движения в условиях отсутствия спутниковой навигации и связи с наземными службами — «СП»), с помощью которой истребитель, похоже, и осуществляет бомбометание свободнопадающими боеприпасами. Кроме того, он оснащен новой радиолокационной системой управления (РЛСУ) «Ирбис» с фазированной антенной решеткой, которая имеет возможность картографировать местность. То есть, грубо говоря, самолет может и по РЛС сбрасывать бомбы.


* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня