Против единственного производителя БМП в России подан новый иск о банкротстве. 29 февраля в Арбитражный суд Курганской области поступило заявление о признании банкротом ОАО «Курганский машиностроительный завод», которое входит в концерн «Тракторные заводы».
«Курганмашзавод» — единственное в РФ предприятие, выпускающее БМП, которые состоят на вооружении армий почти 30 стран мира: БМП-2, БМП-3, машины на их базе, модернизированные БМП-1, БМП-2 и БМП-3, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л, а также унифицированное шасси на базе БМП-3 для создания на его основе различных систем вооружений.
Подробности документа не уточняются, но известно, что заявителем по делу является ОАО «Ковровский электромеханический завод», зарегистрированный во Владимирской области (город Ковров). Это уже второй иск о банкротстве компании с начала 2016 года. 24 февраля 2016 года стало известно, что арбитражный суд отклонил заявление «Группы МТЕ» о признании «Курганмашзавода» (КМЗ) банкротом. Ранее в пресс-службе суда отметили, что в отношении КМЗ в настоящее время нет правовых оснований для банкротства. Но, как сообщали СМИ, на тот момент у предприятия также имелась задолженность по зарплатам перед сотрудниками и долг за газ перед «Газпром межрегионгаз Курган».
Известно и о других исках к «Курганмашзаводу». Так, заявление подало ОАО «ГАК «Оборонпромкомплекс» на общую сумму 18,64 млн. рублей, а также — ОАО «Десятый подшипниковый завод» на сумму 11,1 млн. рублей (заявление подано в Ростовский арбитражный суд).
И это при том, что в конце февраля 2016 года, выступая перед ветеранами предприятия, первый заместитель исполнительного директора КМЗ Игорь Пермяков заявил, что завод обеспечен загрузкой до 2020 года, а объемы гособоронзаказа ежегодно увеличиваются.
Что происходит с КМЗ? Действительно ли, как пишут некоторые СМИ, уникальное предприятие, включенное правительством РФ в перечень стратегических организаций, в шаге от банкротства?
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий, главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, проблемы у «Курганского машиностроительного завода» есть, но все-таки они не носят глобальный характер.
— Крупные заказы появились у «Курганмашзавода» только в прошлом году — как в интересах Минобороны РФ, так и для иностранных заказчиков. Так, в 2015-м «Курганмашзавод» заключил с военным ведомством долгосрочный контракт на поставку в 2015—2017 годах более 200 БМП-3. Другие контракты (в том числе, на изготовление и поставку изделий и запчастей для оперативного восстановления техники) также носят долгосрочный характер и заключены на два-три года. До этого предприятие, что называется, перебивалось с хлеба на воду, выживая за счет производства небольших партий машин для десантников и экспортных поставок. В 2013 году доля экспорта составляла 88% (сейчас составляет одну треть в связи с ростом государственного оборонного заказа — «СП»), но контракты тогда были не особо крупные.
То есть те проблемы, которые сейчас возникли у «Курганмашзавода» — это отголоски не очень богатого на события и деньги прошлого. Сейчас веских причин для банкротства предприятия нет. Скорее всего, в ближайшее время проблемы решатся. Ведь понятно, что никто в ликвидации единственного в РФ предприятия, выпускающего БМП, которые стоят на вооружении армий десятков стран, не заинтересован.
Член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский поясняет, что причиной нынешней ситуации вокруг «Курганмашзавода» стала не совсем правильная финансовая политика прежнего руководства предприятия.
— Не так давно исполнительным директором КМЗ стал сам Альберт Баков — первый вице-президент и первый заместитель генерального директора ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы». Дело в том, что прежнее руководство КМЗ вело неправильную политику по «разруливанию» финансовых потоков. Сейчас положение исправляется и, скорее всего, вопросы будут решаться все-таки в досудебном порядке. На самом деле, у предприятия есть гособоронзаказ почти на 200 БМП-3, также есть заказы на боевые машины десанта БМД-4М, бронетранспортеры БТР-МДМ «Ракушка» и ОКР «Курганец», авиадесантные СПТП (самоходные противотанковые пушки) 2С25 «Спрут-СД». Все это оплачивается Минобороны.
«СП»: — Ситуация вокруг КМЗ схожа с той, в которую попал «танковый гигант» — «Уралвагонзавод» (УВЗ), который имеет миллиардные задолженности перед «Сбербанком» и «Альфа-банком»?
— Там проблемы связаны с дочерними предприятиями «Уралвагонзавода» — «ЧТЗ-Уралтрак» и «Омсктрансмаш». Первое занимается в основном гражданской техникой, но в его составе есть предприятие «Трансдизель», которое разрабатывает и производит двигатели для танков, в том числе и для перспективной «Арматы». И вот там из-за падения заказов на гражданскую технику возникла непростая ситуация.
Что касается «Омсктрансмаша», то это предприятие сейчас занимается модернизацией танков Т-72, плюс инженерной техникой. Там также из-за длительного отсутствия заказов были проблемы с регулированием финансовых потоков, то есть произошел кассовый разрыв (возникает в случае, когда сроки поступления денежных средств на предприятие не совпадают со сроками платежей — «СП»). Уже известно, что проблемы с кредитами будут решаться через пролонгацию. Перекредитование невозможно из-за слишком высоких ставок.
В общем, беспокоиться не надо — вопросы с КМЗ и УВЗ будут сняты в рабочем порядке.