Как сообщило йеменское информагентство Saadah News, в конце февраля в крупнейшем городе Таиз встретились высокопоставленные полевые командиры хуситов и представители местных отрядов. На совещании также присутствовали губернатор Таиза Абдель-Мухаммад Аль-Джунди и генерал-майор Абу Али Хаким Аль-Хуси, начальник 4-й военного округа. Племенное ополчение побережья Таиза подтвердило свое согласие на участие вместе с армией Йемена в наступательной операции на юго-западе провинции против «агрессоров из коалиции».
Произошло это вскоре после того, как йеменские войска и «народные комитеты» смогли овладеть прибрежными районами Зубаб, а также внутренними областями Джабаль Аль-Хабаши и Вазия, которые защищают, в том числе и наемники из «Blackwater». В частности, в ходе зимних боев были уничтожены 42 сотрудника этого американского охранного предприятия, включая руководителя подразделения полковника Николаса Петроса.
Напомним, что в Йемене с одной стороны воют повстанцы «Ансар Аллах» (хуситы) и регулярные воинские части йеменской армии бывшего президента Али Абдаллы Салеха, с другой — коалиция во главе КСА при поддержке США, а также малочисленные сторонники нынешнего президента Абед-Раббо Мансур Хади.
Политологи, в том числе американские, признают, что Вашингтон и Эр-Рияд ответственны за ужасную ситуацию в этой стране. «Сегодняшние условия жизни в Йемене напрямую следуют из системных концептуальных и политических неудач тех, кто проектировал и администрировал управляемый переход от режима экс-президента Али Абдаллы Салеха, — пишет Стейси Филбрик Ядав, доцент политологии колледжа Хобарта и Уильяма Смита — Речь идет о плане, который противоречит основной цели восстания в 2011 году». По его словам, порядка 21,2 млн. йеменцев нуждаются в срочной помощи, причем 2,5 миллиона человек являются потенциальными беженцами, которых не выпускают из страны из-за морской и воздушной блокады.
Эта ремарка позволяет оценить степень вовлеченности США и Саудовской Аравии в йеменскую гуманитарную катастрофу. Ставка сначала на госпереворот, а потом и на силу, в рамках традиционной для США «революции достоинства» (под лозунгом которой молодые арабские активисты свергали Салеха), себя не оправдала. Теперь же западные эксперты не видят военного решения в этой стране. «Региональный конфликт между Саудовской Аравией и Ираном осложняет перспективы мира в Йемене, — утверждается в февральском отчете International Crisis Group. — В то же время вмешательство извне сплотило фронт йеменских сил, которые, однако, между собой имеют мало общего, кроме вражды (ненависти) к Саудовской Аравии».
Безусловно, в этом просматривается идеологическая полуправда. Во-первых, Тегеран предоставляет йеменцам помощь политической поддержкой и крайне скудно оружием и деньгами, тогда как Эр-Рияд снабжает и финансирует своих солдат и союзников по полной программе. Во-вторых, военный альянс Хути-Салеха претендует на статус народно-освободительного движения, которое противостоит вооруженному до зубов агрессору. В-третьих, надежды Эр-Рияда и Вашингтона на внутренний конфликт командиров и племенных лидеров тают на глазах. Несмотря на «слоеный пирог» общества, все стороны осознают опасность междоусобицы и видят будущее Йемена в формате союза религиозных, племенных и политических анклавов.
Важно отметить, что в отличие от Сирии у Йемена нет российской военной поддержки. В этих условиях коалиции, в состав которой входят США, вроде бы, не должно составить труда разгромить плохо вооруженные и разрозненные отряды. Добавим, что союзниками саудитов также являются боевики запрещенных террористических организаций. В частности, режиссер из Эр-Рияда Сафа аль-Ахмад (Safa al-Ahmad), снявший фильм о войне в Йемене, сообщил, что командиры отрядов Аль-Каиды* получают огромные деньги из королевской казны в качестве вознаграждения за боевые действия на стороне коалиции. В январе 2016 года ООН был вынужден признать и участие ИГИЛ** в боях с хуситами. Сафа аль-Ахмад, комментируя этот своеобразный союз американцев с фундаменталистами Аль-Каиды и с головорезами-салафитами, заявил: «Добро пожаловать на Ближний Восток».
О «военном братстве» саудитов, американцев и последователей Бен Ладана 23 февраля 2016 года говорил Абдул-Малик Аль-Хути, лидер хуситов. По его словам, против йеменской армии в боях в юго-западной провинции Таиз с частями армии КСА сражаются бок о бок отряды ИГИЛ, Аль-Каиды и «Братья-мусульмане» ***. Иранское «Аль-Алам ТВ», ссылаясь на свои источники, сообщает о единой военной координации этих соединений.
И все-таки достаточно мощные силы союзников КСА не в состоянии остановить наступление йёменцев. 14 февраля войска Салеха вернули контроль над стратегическим горным районом в провинции Аль-Джауф. На следующий день хуситы освободили Вади Аль-Кейл, а также нанесли тяжелые потери частям армии КСА в провинциях Таизе и Лахдж. Точному обстрелу подверглась военная база коалиции Beir al-Maraziq, в результате чего, как минимум, 50 военных уничтожено. 25 февраля ТАСС сообщило об уничтожении хуситами у побережья Красного моря ракетным ударом военного корабля коалиции.
Отступая, королевство хаотично бомбит всё подряд. 14 февраля разрушены жилые дома в Таизе и Сане. 15 февраля бомбовому удару подвергся город Каукабан — один из значимых исторических центров Йемена. 22 февраля взрывы гремели в жилых районах провинции Саада. 27 февраля атаке подвергся рынок на северо-востоке столицы Сана. Всего, начиная с марта 2014 года, погибли 8300 мирных жителей, среди них 2236 детей, и еще 16015 получили ранения. На прошлой неделе Европарламент в ответ на массовые и немотивированные убийства мирных жителей в Йемене ввел мораторий на продажу оружия Саудовской Аравии.
В глаза бросается отсутствие поддержки авиации Саудовской Аравии со стороны разведслужб США. Как итог, наблюдается низкая эффективность бомбовых ударов по йеменским боевым соединениям, и значительная смертность среди мирного населения. Правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч» утверждает, что самолеты КСА используют запрещенные кассетные бомбы. Вместо адресных ударов высокоточным оружием с неба льется огненный дождь, который не щадит никого.
Разница между эффективными действиями российских ВКС в Сирии и ковровыми бомбардировками авиации КСА в Йемене заставляет иначе взглянуть на возможности военных спутников, без которых современная война невозможна. Если неудачные воздушные атаки проамериканской коалиции в Ираке против ИГИЛ многие эксперты называли двойной игрой Пентагона, то провальные удары по отрядам хуситов трудно объяснить политической логикой. Ведь уход оккупационных войск из Йемена означает прямую угрозу безопасности всему нефтеносному региону Ближнего Востока. «Опасность агрессии альянса Хути-Салех для юга Саудовской Аравии зашкаливает», - комментирует Теодор Карасик, авторитетный аналитик из ОАЭ. По его словам, если хуситы войдут в провинцию Наджран, то королевство, в конечном счете, распадется на ряд государств — Эль-Хаса, Недж и Хаиль.
В этой связи вопрос, «почему Вашингтон не предоставляет качественные спутниковые данные Саудовской Аравии», является крайне актуальным для Эр-Рияда. Отсутствие точных координат йеменских командных пунктов, лагерей повстанцев и складов оружия — смерти подобно для королевства.
Последний раз, когда Пентагон пошел навстречу своим союзникам в качественной помощи разведанными, случился в ноябре 2015 года сразу же после терактов в Париже. Сенатор Маккейн, хотя и похвалил точный удар французской авиации в сирийской Ракке, назвал этот шаг не совсем правильным и подчеркнул, что «для Вашингтона было бы лучше, если отбомбились бы американские самолеты». По его словам, предоставленная информация может «пролить лишний свет китайцам и русским на возможности боевых спутников США, а это преждевременно».
В опубликованной в декабре 2015 года статье «Защищая наши спутники» вашингтонский военный эксперт, подполковник ВВС США Линкольн Боннер отметил, что, во-первых, «американские военные спутники обладают «непропорционально большими преимуществами над системами потенциальных противников». Во-вторых, защита спутников в оспариваемой космической среде сегодня имеет для Пентагона первостепенное значение. В этой связи «разведанные, сами по себе, несут массу интересных для врага сведений» о характеристиках космических аппаратов США. Линкольн Боннер убежден, что грамотный анализ этой информации может сделать «спутники бесполезными» (в случае войны — ред.). Кроме того, «потенциальные противники» повысят требования к наземной маскировке.
Главные усилия, по мнению Линкольна Боннера, в космической доктрине Пентагона сосредоточены в борьбе с противоспутниковыми ракетами, пилотируемыми летательными аппаратами и с аппаратурой РЭБ «потенциальных противников». Поэтому для Вашингтона важно сохранить строжайшую конфиденциальность о новых возможностях. Вероятно, этим и объясняется скудость американской разведывательной информации в целом и в йеменской войне в частности. Судя по всему, королевству придется довольствоваться результатами своей воздушной разведки и дозируемыми данными ВВС США. Иными словами, американцы не выйдут за рамки своих секретных программ, даже если хуситы приблизятся к Эр-Рияду. Следовательно, Кремлю есть над, чем задуматься.
* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
*** «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль Муслимун) — террористическая организация. Решением Верховного суда РФ