Военно-Морские силы США готовятся к большому празднику. В нынешнем году в их боевой состав планируют ввести головной атомный авианосец нового типа CVN-78 «Джеральд Р. Форд», который достраивают на верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии. Самый высокотехнологичный в истории, он должен заменить отслуживший свое знаменитый «Энтерпрайз» (CVN-65) типа «Нимиц». Всего за океаном собираются построить до 10 «систершипов» «Джеральда Р. Форда» с темпом по одному каждые пять лет.
Будущий гигантского размера новобранец ВМС, способный принять на борт до 90 летательных аппаратов (в том числе — беспилотников и ударных самолетов пятого поколения F-35), за океаном уже заслужил кучу восторженных эпитетов по поводу высочайшего уровня автоматизации и обошелся казне в рекордные 15 миллиардов долларов. И потому столь оглушительно недавно прозвучало мнение ряда уважаемых американских военных экспертов: возможно, перед нами самая дорогостоящая в мире потенциальная супермогила для многотысячного экипажа. Огромный корабль, претендующий на символ океанского могущества США, устареет раньше, чем будет достроен.
Статья на эту тему опубликована в авторитетном заокеанском журнале The National Interest. Ее автор — старший научный сотрудник одного из исследовательских центров Гарри Казианис. В частности, он пишет: «Государства, обладающие технологиями, особенно такие великие державы, как Китай и Россия, разрабатывают ракетные системы большого радиуса действия, которые могут наносить массовые удары с нескольких точек. Подобное оружие при точном использовании высококвалифицированным экипажем в сочетании со средствами обнаружения целей в открытом океане может превратить американские суперавианосцы в могилы стоимостью миллиарды долларов для тысяч американских моряков».
Причем, Гарри Казианис не одинок в этом экспертном мнении. В минувшем году в том же журнале The National Interest на ту же тему весьма остро высказался директор программы стратегии и оценки обороны в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security) капитан 1 ранга в отставке Джерри Хендрикс. По мнению Хендрикса, умопомрачительные финансы, ассигнованные на строительство серии новых кораблей типа CVN-78 «Джеральд Р. Форд», выбрасываются на ветер. «Золотой век» авианосцев ВМС США завершился ровно в тот самый момент, когда Россия и Китай сумели поставить на боевое дежурство на своем побережье береговые ракетные комплексы большой дальности.
Хендрикс уверен, что высокий потенциал российских и китайских противокорабельных крылатых и баллистических ракет, а также сил ПВО в случае войны заставит авианосные ударные группы ВМС США держаться в сотнях, а то и в тысячах километров от вражеского побережья. Что сделает удары палубной авиации по наземным объектам недостаточно эффективными. К тому же за любыми перемещениями АУГ легко наблюдать из космоса и заранее планировать меры противодействия.
Арифметика тут простая. Основная ударная сила любого современного авиакрыла ВМС США — 30−40 палубных истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» («СуперХорнет») на борту одного корабля. Боевой радиус такого самолета — порядка 800 километров. Чтобы F/A-18 оказались в состоянии хотя бы угрожать ракетно-бомбовыми ударами по целям на берегу вражеской территории, они должны взлетать с палубы за 400 морских миль от объектов будущего удара.
Однако подобраться на такое расстояние, скажем, к российскому берегу у американской авианосной ударной группы (АУГ) вряд ли получится. Прежде всего потому, что далеко в океане она может быть атакована специально созданными для борьбы с авианосцами сверхзвуковыми дальними бомбардировщиками Ту-22М3 с противокорабельными ракетами Х-22, принятыми на вооружение еще в СССР. Каждый Ту-22М3 способен брать на борт до трех таких ракет. Причем, как минимум одна из них может быть с ядерной боевой частью. Дальность стрельбы Х-22 — до 4 тысяч километров. Дальность полета самолета-носителя практически неограниченна. Поскольку предусмотрена заправка в воздухе.
Если каким-то чудом американская АУГ избежит этого ракетного удара, то ближе к нашему берегу корабли окажутся в зоне пуска подвижных береговых ракетных комплексов «Бастион-П» со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами П-800 «Оникс» (дальность полета по высотной траектории — до 450 километров). Пока «Бастионы» выстроены под Севастополем, Анапой, на Кольском полуострове, на Новой Земле и на Курильских островах. Есть основания полагать, что в ближайшей перспективе такие же ракеты встанут на боевое дежурство под Калининградом и на Камчатке.
Дополнительно в Крыму до 2020 года планируют развернуть первый в России комплекс «Бастион-С» шахтного базирования (до 36 противокорабельных крылатых ракет).
Особенность залпа «Ониксами» в том, что к атакованному кораблю они подходят на сверхмалой высоте в строю фронта. То есть — одновременно, «стаей». Исключив, таким образом, возможность последовательного обстрела средствами корабельной ПВО. Если повезет, за считанные секунды, пока сверхзвуковые «Ониксы» промчатся сквозь зону поражения зенитных ракетных и артиллерийских комплексов, можно сбить или повредить часть из них. Однако оставшаяся часть гарантированно воткнется в борт.
Не забудем еще о российских многоцелевых атомных подводных лодках, которые тоже могут встретиться на пути АУГ. Допустим, «Северодвинск», головной ракетоносец проекта 885 «Ясень». На нем тоже те самые «Ониксы» в количестве до 32 штук.
Есть еще малые ракетные корабли со ставшими знаменитыми на весь мир «Калибрами» в противокорабельном варианте. Есть дизельные подводные лодки типа «Варшавянка» проекта 636.3 с тем же оружием. Есть подвижные береговые ракетные комплексы «Бал», бьющие противокорабельными крылатыми ракетами Х-35У на расстояние до 260 километров.
Но все это может показаться детскими погремушками, если в России удастся запустить массовое производство гиперзвуковых противокорабельных крылатых ракет 3М22 «Циркон». Судя по всему, некоторым количеством «Цирконов» наша страна уже располагает. Они испытаны и приняты на вооружение. Буквально на днях объявлено, что гиперзвуковыми ракетами уже к 2018 году будет перевооружен тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», который находится сейчас на модернизации в Северодвинске.
Дальность стрельбы «Цирконами» пока тайна. Хотя некоторые эксперты полагают, что она не меньше, чем у «Ониксов». Зато скорость полета у нового оружия больше в разы. Что в разы же сокращает время преодоления зон поражения корабельных комплексов ПВО и, как следствие, обессмысливает вообще любые попытки уберечь авианосец и корабли сопровождения от продырявливания «Цирконами».
Мало того. Поскольку перевооружение «Адмирала Нахимова» подразумевает, что в одни и те же пусковые установки на его борту в зависимости от предстоящих задач можно будет устанавливать и «Ониксы», и «Цирконы», и «Калибры», логично предположить, что массогабаритные характеристики всех этих ракет максимально унифицированы. Стало быть, новейшие российские гиперзвуковые крылатые ракеты без проблем можно поставить и на «Бастионы». Тем самым исключив даже кратковременное приближение авианосцев в зону пуска «Цирконов» с берега.
Логично предположить, что эти рассуждения — не секрет и для американских экспертов, письменно почти «похоронивших» многомиллиардного «Джеральда Р. Форда» прямо на верфи. Какой же выход они предлагают?
Уже упомянутый Гарри Казианис в National Interest уверен, что необходимо срочно браться за разработку ударных беспилотных летательных аппаратов большой дальности, способных подниматься с палубы авианосца. Видимо, дальность полета этих БПЛА должна быть достаточной для того, чтобы пулять ими, не заходя в зону пуска российских береговых ракетных комплексов.
«Боюсь, если мы не оснастим самое дорогое вооружение США техникой, которая необходима для нанесения ударов на дальние расстояния, авианосец может присоединиться к кораблям прошлого в качестве плавучего музея быстрее, чем хотелось бы», — заключает Казианис. Но, во-первых, как сетует сам автор статьи, в планах Пентагона пока нет намерений заниматься созданием подобных БПЛА. А во-вторых, кто обещал Казианису, что в России параллельно не примутся за работу по увеличению дальности полета своих противокорабельных ракет?
Кстати
Вы обратили внимание на важную особенность нынешней войны в Сирии? Она стала первой за последние несколько десятилетий, в которой не участвуют американские авианосцы. У берегов Ливии, Югославии, Ирака, близ Афганистана без них не обошлось. А к Сирии со стороны Средиземного моря не подходят. И вовсе не потому, что США опасаются вооруженных столкновений с российской авиагруппой, летающей с авиабазы Хмеймим. В конце концов, наши летчики базируются в Сирии с минувшего сентября, а война в этой стране идет уже около пяти лет. Просто в 2013 году Россия поставила Дамаску не менее двух береговых ракетных комплексов «Бастион» со сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт» (экспортная вариант «Оникса»). Дальность стрельбы «Яхонтами» до 300 километров. Вот американский 6-й флот, включая авианосцы, и предпочитает держаться за пределами этой зоны.