18+
воскресенье, 25 сентября

Российский «Президент-С» против «Стингера»: чья возьмет?

Есть ли у нашей авиации в Сирии надежная защита от американских ПЗРК

  
30090
На поступивших в Сирию вертолетах ВКС Ми-24 установлен новейший, серийно производящийся с середины прошлого года бортовой комплекс обороны (БКО) «Президент-С»
На поступивших в Сирию вертолетах ВКС Ми-24 установлен новейший, серийно производящийся с середины прошлого года бортовой комплекс обороны (БКО) «Президент-С» (Фото: ТАСС)

Вечером 12 марта к северу от провинциального центра Хама (220 км от Дамаска) был сбит истребитель ВВС Сирийской Арабской Республики МиГ-21. По информации сирийского телеканала «Сурия», самолет подбили при заходе на посадку. Как передает агентство Sputnik, один пилот истребителя смог катапультироваться, однако был убит огнем с земли, второй выжил. По другим данным, катапультировавшийся летчик благополучно приземлился в деревне, которая контролируется армией, а второй предпринял попытку совершить аварийную посадку на военном аэродроме Хама. Посадка была неудачной, и пилот погиб.

По сведениям катарского телеканала «Аль-Джазира», истребитель МиГ-21 был подбит наземными зенитными средствами во время воздушного рейда на контролируемый вооруженной оппозицией город Кфар-Набуда к северу от города Хама в 220 километрах от Дамаска. При этом представитель вооруженной оппозиции обвинил сирийские ВВС в нарушении режима прекращения огня. Сирийские источники, однако, утверждают, что самолет бомбил позиции «Ан-Нусры» *.

На фоне новостей об атаке боевиков на МиГ-21 обращает на себя внимание другая информация.

Две недели назад министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр в интервью немецкому еженедельнику «Шпигель» заявил, что его страна намерена поставить умеренной сирийской оппозиции переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер» для борьбы с авиацией.

При этом аль-Джубейр провел параллель: «Ракеты „земля-воздух“ поменяют расстановку сил так же, как это произошло в Афганистане». Саудовский министр явно имел в виду поставки «Стингеров» афганским моджахедам. Тогда советская авиация несла серьезные потери от ударов американских ПЗРК.

Есть ли у нас сейчас противоядие от этих комплексов? Есть.

На поступивших в Сирию вертолетах ВКС Ми-24 установлен новейший, серийно производящийся с середины прошлого года бортовой комплекс обороны (БКО) «Президент-С», разработанный в самарском НИИ «Экран», входящем в концерн «Радиоэлектронные технологии».

Афганские моджахеды с американским переносным зенитно-ракетным комплексом "Стингер", 1988 год (Фото: репродукция Фотохроники ТАСС)

«Стингеры», поставлявшиеся американцами моджахедам, действительно, были эффективным оружием, применявшимся против советской авиации во время Афганской войны. Тепловые ловушки, отстреливавшиеся самолетами при обнаружении атаки ракетой «земля — воздух», оказались не слишком эффективной защитой. Ловушки способны обмануть ракеты предыдущих поколений, в которых головка самонаведения работала в инфракрасном спектре. В «Стингер» же был введен еще один канал — ультрафиолетовый.

Это американское изобретение, а также наша «Игла», которая в целом ряде стран производится пиратским способом, способны поражать низколетящие цели, к которым относятся вертолеты, а также снижающиеся для нанесения ракетно-бомбовых ударов штурмовики и бомбардировщики. Максимальная высота поражения цели у «Стингера» — 3800 метров при дальности от 200 до 4500 метров. У «Иглы» эти характеристики таковы: высота — 3500 метров, дальность — до 6000 метров. Правда, у ракеты есть еще и инерционный полет после того, как выгорает топливо. При этом скорость ракеты постоянно снижается, и вероятность поражения цели существенно меньше.

Летательные аппараты с БКО «Президент-С» неуязвимы для современных ПЗРК. Даже если это вертолет, зависший в воздухе в непосредственной близости от стрелка, то нацеленная на него ракета пройдет мимо. При этом комплекс способен противостоять ракетам не только с инфракрасным/ультрафиолетовым, но и с радиолокационным наведением.

Сражение в инфракрасном диапазоне

Аппаратура более интеллектуального способа борьбы, чем отстрел тепловых ловушек, против ракет с инфракрасным наведением начала появляться в середине 80-х годов. На отечественные вертолеты начали устанавливать станцию оптико-электронных помех «Липа». Их размещали в верхней части фюзеляжа.

Они представляют собой мощную ксеноновую лампу, работающую в инфракрасном спектре. Оболочкой лампы является фонарь с вращающимся отражателем-прерывателем со сложной конфигурацией прорези и системой линз. «Липа» создает для головок ИК-наведения громадное пятно неправильной конфигурации с постоянно изменяющимся центром. В связи с чем ракета не способна точно определить цель. Использование таких станций в Афганистане позволило снизить количество потерь вертолетов Ми-8 и Ми-24.

Однако американцы нашли способ увеличить чувствительность и избирательность своих ИК-приемников, сместив рабочую частоту с 1−3 мкм, сделав ее равной 3−5 мкм. Что позволило «захватывать» в полете не обманку, а излучение двигателя. Помимо этого было введено охлаждение ГСН ракеты жидким азотом, что ослабило собственные тепловые шумы.

На Украине в настоящее время производится аналог «Липы» — станция «Адрос». Любопытна история ее создания и дальнейшая судьба. Чертежи и опытный образец инфракрасной лампы украинцы получили от осужденного брянским судом директора фирмы «Андрон». Через некоторое время контрразведка Украины арестовала сотрудника предприятия «Завод 420 гражданской авиации», который передал материалы по «Адросу» чешскому атташе.

Нечто похожее на «Липу» пытались применить для защиты штурмовика Су-25Т. Была создана станция помех «Сухогруз», работающая на том же самом принципе. Однако штурмовик в серию не пошел, была выпущена лишь опытная партия из двадцати самолетов. Что объясняется отнюдь не низкими качествами штурмовика, а развалом отрасли в начале 90-х годов. Правда, «Сухогруз» обладал существенным недостатком. Станция устанавливалась в хвостовой части фюзеляжа и защищала лишь заднюю полусферу, что было актуально лишь при столкновении с истребительной авиации. «Стингером» же самолеты обстреливаются со всех сторон.

Похоже, что скоро доработанный аналог «Сухогруза», в конце концов, займет место в штурмовой авиации. Самолет Су-25ТМ (Су-39) в настоящее время проходит испытания с такой станцией на борту. О ее возможностях и принципе действия не сообщается, но, вероятно, это нечто родственное «Президенту-С».

Как это работает

В состав комплекса входят:

— устройство управления на основе бортового компьютера;

— станция предупреждения о радиолокационном облучении;

— станция предупреждения о лазерном облучении;

— станция предупреждения о ракетной атаке;

— некогерентная станция оптико-электронного подавления;

— лазерная станция оптико-электронного подавления;

— станция постановки активных радиопомех;

— устройство выброса ложных тепловых целей;

— устройство выброса патронов с передатчиками радиопомех одноразового использования.

Это полный набор блоков, которые в зависимости от типа и назначения летательного аппарата могут быть размещены в качестве основных и дополнительных опций. Как видим, в БКО входит и аналогичная «Липе» некогерентная станция оптико-электронного подавления. А также отстреливаемые тепловые ловушки. Определенной новизной обладают отстреливаемые патроны одноразовых радиопомех.

Но новейшая функция БКО, которая делает его поистине неуязвимым, — противодействие при помощи лазерной станции оптико-электронных помех. Она работает следующим образом.

Стация предупреждения о ракетной атаке фиксирует старт ракеты и передает ее угловые координаты в вычислительный блок. После чего вычислитель совместно с оптико-механическим блоком отслеживает перемещение ракеты и наводит на нее лазер. В нужный момент лазер включается и засвечивает инфракрасную головку самонаведения ракеты. Ракета «слепнет» и теряет способность отслеживать цель.

Комплекс способен отражать залп из двух ракет. Дальность действия — от 500 до 5000 метров. Рабочий сектор по азимуту — 360 градусов, по углу места — 90 градусов. В дежурном режиме потребляет 3 кВт, в рабочем — 6 КВт.

Аналогичный алгоритм использует станция постановки активных помех при противодействии ракетам с радиолокационным наведением.

Помимо вышеперечисленного оборудования комплекс может поставляться с активной буксируемой радиолокационной ловушкой, которая принимает на себя ракетный удар. Длина буксировочного троса — 150 метров.

«Президент-С» — универсальный комплекс. Как по видам летательных аппаратов, так и по атакующим ракетам. Ракеты могут запускаться не только с переносного, но и стационарного ЗРК. Работает комплекс и с ракетами «воздух — воздух».

Что же касается типов летательных аппаратов, то тут, как утверждают разработчики, ограничений нет, поскольку комплекс производится как для установки внутри фюзеляжа, так размещаемый в подвесных контейнерах. «Президент-С» начали выпускать пока еще недавно. И в первую очередь его устанавливают на наиболее уязвимых для атак ПЗРК аппаратах — на вертолетах. Оснащен комплексом также борт номер один — лайнер президента России. В дальнейшем следует ожидать внедрения БКО и во фронтовую авиацию, и в транспортную, и в гражданский воздушный флот.


* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Севастополь по-украински Севастополь по-украински

В годовщину бандеровской блокады крутые иномарки с «жовто-блакитными» номерами стали неотъемлемой деталью Крыма

Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье