Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Почему МиГ-35 проиграл в небесах Индии, Египта и Бразилии

Тендер — дело тонкое

69906

Индия — представляет собой крупнейший рынок, потребляющий самое разнообразное вооружение у ведущих мировых производителей. В связи с чем на Индостанском полуострове беспрерывно кипит борьба между конкурирующими фирмами и странами. Закупочные тендеры порой напоминают лихо закрученные детективные сюжеты, в которых чаша весов находится в беспрерывном движении. В ход идут самые разнообразные козыри — от технических и экономических до политических и психологических.

В области морского вооружения Россия уверенно сохраняет лидерство на индийском рынке, о чем мы недавно рассказывали. ВМС предпочитает российские авианосцы и субмарины, совместно с Россией создает крылатую ракету «Брамос». И авиагруппы, базирующиеся на авианосцах, тоже наши. Это МиГ-29К и МиГ-29КУБ.

С самолетами для ВВС дело обстоит сложнее. На прошлой неделе стало известно, что в захватывающем и бесконечном сериале под названием «Индийский тендер», словно бы снимаемом в Болливуде, наступил очередной сюжетный поворот. Шведы предприняли результативную атаку на позицию французов.

Все началось в далеком 2000 году, когда правительство Индии объявило о внеконкурсной закупке для ВВС 126 легких французских истребителей Mirage 2000, которые должны были заменить устаревшие МиГ-21, МиГ-27 и Jaguar.

Однако до подписания контракта дело не дошло, потому что спустя два года изменилось индийское законодательство, которое уже требовало проведения тендера. Условия тендера сформулировали так, что его с легкостью должен был выиграть Mirage. Однако в дело вмешались американцы, используя тяжелую дипломатическую артиллерию, они добились включения в число претендентов Boeing F/A-18E/F. Хоть он индийцам был и не нужен, поскольку это был уже не легкий, а средний двухдвигательный самолет. И тут же в схватку включились новые «середняки» — евроистребитель Eurofighter Typhoon и российский МиГ-29. А также легкие Lockheed Martin F-16 и шведский Gripen.

Читайте также

Надо сказать, что Россия в тот момент переживала эйфорию от заключения контракта на поставку Индии и лицензионного производства 225 тяжелых истребителей Су-30МКИ.

При этом по условиям тендера на сей раз приобретались лишь 18 самолетов, а остальные 108 должны были строиться по лицензии в Индии.

Резкое изменение условий игры, которая теперь происходила под давлением политиков и контролировалась местной бюрократией, привело к столь чудовищному затягиванию конкурса, что в конечном итоге он просто потерял смысл.

События развивались столь медленно, что самолеты, принимавшие участие в конкурсе начинали морально стариться. В 2005 году был разослан запрос о предоставлении технической информации. Через два года — запрос на предоставление коммерческих предложений. Конкурсное ристалище началось в 2007 году, когда французы прекратили серийное производство «Миражей». Таким образом, идея обновления парка нужных Индии легких истребителей провалилась.

Французы начали раскручивать новый истребитель среднего класса Rafale, который впоследствии был включен в тендер. Любопытно, что в 2011 году, задолго до окончания тендера, министр обороны Франции заявил, что производство этих самолетов будет свернуто, если на него не найдется иностранных заказчиков.

Некоторое время в лидерах находился американский F/A-18E/F. Однако к концу десятилетия стало понятно, что США не намерены передавать Индии технологии в полном объеме. В связи с чем в 2011 году был сформирован шорт-лист, в который вошли Typhoon и Rafale.

Не попал в число фаворитов и российский МиГ-35, который заменил в конкурсе постаревший к тому моменту МиГ-29. Что объясняется, как минимум, двумя причинами. К тому моменту ОКБ Микояна пребывало в Объединенной самолетостроительной корпорации на правах Золушки. Это касалось не только финансирования и структурирования с производственными мощностями, но и представления интересов компании на международной арене. Ведущие мировые фирмы, включая и наше ОКБ Сухого, имеют мощные лоббирующие структуры. И за счет этого удается добиваться дополнительных преференций в борьбе за внешнего заказчика.

Главная же причина заключается в том, что МиГ-35 до сих пор не пошел в серию. И тут уж бесполезно внушать заказчику, что это и самый дешевый самолет, и самый маневренный, и самый скоростной из всех претендентов. И что разработчик готов передать заказчику абсолютно все технологии и наладить у него серийное производство. А в ответ: а что ж вы у себя не наладили?

Забегая вперед, с горечью констатируем, что по той же причине МиГ-35 проиграл в конце прошлого года «Рафаэлю» египетский тендер на поставку 24 истребителей. Хоть два года назад египтяне и относились к нему в высшей степени благожелательно.

А в 2013 году Россия «пролетела» в бразильском тендере на поставку 36 истребителей и лицензионного производства еще 70-и уже по иной причине. Бразилии нужен был легкий и дешевый истребитель. Но мы предложили тяжелый и дорогой Су-35С. Который вполне естественным образом проиграл шведской машине стоимостью в 50 млн. долларов.

Немая сцена

В 2012 году был объявлен победитель. Им стал французский истребитель Rafale. Однако до реализации грандиозного проекта, на который правительство Индии выделило в 2000 году 5,4 млрд. долларов, было далеко. Закупочная сумма к 2012 году подросла до 10 млрд.

Однако в 2013 году компания Dassault заявила, что удовлетворить заказ индийских ВВС она вряд ли сможет и за 20 млрд. евро. Но это была лишь вводная часть заявления. При изучении производственно-технологического потенциала Индии французы установили, что при его нынешнем уровне гарантировать качество своих истребителей они не могут. И что потребуется неизвестно сколько средств, чтобы подтянуть индийские технологии до мирового уровня.

Возникла немая сцена, как в финале пьесы Гоголя «Ревизор». Обретя дар речи, индийцы заявили: но мы же делаем самолеты поколения 4++, каковыми являются российские Су-30МКИ.

Нет, ответили французы, российские технологии существенно отстают от французских.

В этот момент в сюжет вплелись политические мотивы. В процессе предвыборной борьбы за парламентские кресла оппозиционные партии насели на правящую, которая намеревалась разбазарить «народные денежки».

Проект забуксовал. Точнее — абсолютно обессмыслился. В случае его реализации первые «Рафаэли» индийской сборки появились бы не раньше 2020 года. Весь заказ был бы выполнен к 2028 году. То есть спустя 40 лет после первого полета истребителя. При этом истребитель должен прослужить в Индии не менее 30 лет. Столь солидным возрастом обладают лишь самолеты военно-транспортной авиации. Жизнь истребителей гораздо короче.

А в конце января этого года проект, условно говоря, ожил. Индия подписала договор о намерениях (юридически никого ни к чему не обязывающий) покупки 36 «Рафаэлей» за 9 млрд. долларов. То есть не 126, а 36. И при этом никакого лицензионного строительства налажено не будет.

Вполне понятно, что это был блеф. Желание не портить отношения с французским президентом Олландом, который в тот момент посетил Индию с визитом. И сейчас это стало почти очевидно. Индия заинтересовалась шведским истребителем Grippen компании Saab, который она отвергла в ходе скандального тендера. Правда, это уже не совсем тот истребитель, а новый — Grippen NG, оснащенный современной авионикой. В частности, на нем появилась РЛС с активной фазированной антенной решеткой.

Истребитель, конечно, тоже не совсем молодой, — свой первый полет он выполнил в 1988 году. Был принят на вооружение в 1997 году. Но последняя модификация относится уже к XXI веку.

Его боевые возможности поскромнее, чем у «Рафаэля». Хотя бы потому, что относится к классу более легких истребителей. Но при этом и существенно дешевле. Еще одно громадное преимущество у шведов по сравнению с французами состоит в том, что они с готовностью передадут все свои военные технологии. Потому что не столь воинственны, как французы, которые по призыву Вашингтона готовы наводить порядок в любой точке мира.

Читайте также

Правда, ситуация с нескончаемым индийским тендером столь запутана, что можно ожидать еще не одного резкого сюжетного поворота. Болливуд отдыхает.

ЛТХ Rafale, Grippen NG и МиГ-35

Длина, м: 15,27 — 14,10 — 17,30

Размах крыла, м: 10,80 — 8,40 — 12,00

Площадь крыла, кв.м.: 45,7 — 30,0 — 42,0

Масса пустого, кг: 9500 — 7100 — 11000

Максимальная взлетная масса, кг: 24500 — 14300 — 23500

Тяга двигателей, кН: 2×50 — 1×62 — 2×53

Тяга на форсаже, кН: 2×75 — 1×98 — 2×88

Максимальная скорость, М: 1,8 — 2,0 — 2,25

Боевой радиус, км: 1400 — 800 — 1000

Практический потолок, м: 17000 — 15300 — 17500

Управляемый вектор тяги: нет — нет — есть

РЛС с АФАР: есть — есть — есть

Масса боевой нагрузки, кг: 9500 — 5300 — 6500

Количество узлов подвески: 14 — 10 — 10

Пушечное вооружение: 1×30-мм — 1×27-мм — 1×30-мм

Стоимость, млн. долл.: 120 — 48 — 45

Первый полет: 1986 — 1988 — 2002

Год принятия на вооружение: 2001 — 1997 — ориентировочно 2017.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня