Почему самолет ОКБ Антонова потеснил наш Ил-214
Wall Street Journal опубликовала тревожную статью о том, что Россия способна причинить финансовый вред США. Правда, вряд ли редакция с этим согласна. Таково мнение четырех сенаторов — республиканцев Джона Маккейна и Боба Коркера и демократов Клэр Маккаскил и Джека Рида, которые в апреле направили сердитое письмо президенту Бараке Обаме.
В письме говорится, что из-за политических проволочек страна может упустить выгоду размером в 9 млрд. долларов. Именно во столько оцениваются контракты на поставку истребителей трем странам Персидского залива — Кувейту, Катару и Бахрейну. Речь идет об истребителях Lockheed Martin F-16 и выпускаемых компанией Boeing F-15 и F/A-18.
При этом сенаторы обеспокоены не только экономическим аспектом: «Америка не должна упустить возможность расширить свое влияние на Ближнем Востоке и обеспечить дальнейшее промышленное доминирование США, не должна уступить эту сферу нашим конкурентам или противникам, среди которых находятся Китай и Россия».
Однако для американского доминирования в регионе США должны изрядно досадить своему старинному региональному политическому союзнику и военному партнеру — Израилю. Поскольку Иерусалим крайне негативно высказывается о продаже серьезной военной техники странам, которые могут использовать его против Израиля.
Решение дилеммы, как утверждают сенаторы, лоббирующие американскую оборонку, слишком затянулось. Надо спешить. Одна из причин необходимости придания ускорения трем ближневосточным контрактам заключается в том, что в последнее время великолепный имидж американских истребителей стремительно улетучивается. Воздушные операции российских самолетов в Сирии продемонстрировали арабам, что не только Boeing и Lockheed Martin могут производить прекрасные крылатые машины. Более того, как показала практика, действия российских ВКС в Сирии оказались гораздо более эффективными, чем продолжительные налеты американских ВВС.
Но, конечно, запугивания Обамы возможными поставками Су или МиГов в Кувейт — это явная страшилка, так сказать, психическая атака. Поскольку Катар является, по сути, необъявленным штатом США, на котором располагаются две крупнейшие на Ближнем Востоке американские военные базы. Кувейт также вечный должник Вашингтона, который спас страну от захвата вероломным Саддамом. Поэтому закупок у России быть не может. Во всяком случае, в ближайшее время.
Почему самолет ОКБ Антонова потеснил наш Ил-214
Однако с Китаем у арабов может что-нибудь и получится. Они вполне смогут закупить какую-нибудь пробную партию самолетов. Поскольку китайские авиастроители продемонстрировали свою состоятельность и конкурентоспособность.
И такой прецедент уже отчетливо замаячил на горизонте. Пакистан, также партнер США в своем регионе, намеревался закупить 8 истребителей F-16 по льготной цене, за 270 млн. долларов. Переговоры продолжались долго и напряженно. 3 мая США заявили, что продадут самолеты только за полную стоимость — 700 млн. долларов. В результате Исламабад решил приобрести самолеты совместного китайско-пакистанского производства JF-17 Thunder (китайское обозначение Chengdu FC-1 Xiaolong).
Разумеется, это не совсем эквивалентная замена. Хотя бы потому, что JF-17 — легкий истребитель-бомбардировщик, способный нести 3,7 тонны полезной нагрузки. Но нагрузка вполне современная — управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». И летные характеристики у самолета вполне приличные: максимальная скорость — 1900 км/ч, боевой радиус — 1500 км. Но при этом и прекрасная стоимость — 20 млн. долларов. То есть 8 самолетов стоят 160 млн. долларов.
У этих самолетов неплохие коммерческие перспективы. Пакистан проводит переговоры о продаже JF-17 именно в те страны, о которых так печется четверка сенаторов — в Катар и в Кувейт, а также в Шри-Ланку.
Но вот европейских производителей истребителей американцам следует опасаться всерьез. В сентябре прошлого года Кувейт совершил «вероломный» поступок, заключив договор о покупке 22-х одноместных и 6-и двухместных учебных самолетов Eurofighter Typhoon, которые являются совместной разработкой компаний Германии, Италии, Испании и Великобритании. Стоимость контракта — 9 млрд. долларов. То есть столько же, сколько две крупнейшие американские компании намереваются получить с трех ближневосточных стран.
Правда, цена сделки подозрительно высокая. Но на этой цифре настаивает авторитетное издание Defence News. Можно предположить, что в нее входят серьезные сервисные затраты. К тому же необходимо переучивать кувейтских пилотов, привыкших к американской технике, модернизировать аэродромы.
Кувейт — страна с одним из самых высоких жизненных уровней в мире, вполне может себе позволить приобретение более современного истребителя поколения 4++, который более перспективен, чем американские самолеты не первой свежести. У него меньшая заметность и более высокая маневренность. В 2005 году Typhoon доказал свое превосходство над F-15 во время показательного боя, на котором настояли американцы. За короткое время «европеец» в одиночку поразил сразу двух условных американских противников.
Typhoon не только находится на вооружении четырех стран-производительниц — Германии, Италии, Испании и Великобритании, но и продается в другие страны. Австрия закупила 15 истребителей, Саудовская Аравия — 55 и заказала еще 72, Оман заказал 12 машин. К ним приплюсовались и еще 28 истребителей для Кувейта.
Необходимо сказать, что при решении столь грандиозных с финансовой точки зрения вопросов не последнюю роль играет и политика. А она с началом «арабской весны» существенно изменилась. О чем красноречиво свидетельствовал скандальный визит Обамы в Саудовскую Аравию, где ему был оказан чрезвычайно холодный прием. Лидеры стран Персидского залива крайне озабочены сближением Вашингтона с Тегераном. А также провокационной политикой США в Сирии. Да и сам американский президент перед визитом выступил со слоновьей грациозностью, которая была присуща Бушу-младшему, назвав короля Саудовской Аравии покровителем террористов.
Если отношения и дальше будут развиваться в этом направлении, то в обозримом будущем дело может дойти и до закупок российских истребителей.
Так что не только протесты Израиля тормозят продажи американских самолетов. Их не особо-то и хотят покупать. Поскольку есть что выбрать помимо продукции компаний Boeing и Lockheed Martin. И не худшего, а лучшего качества.
Американцы «Раптором» пытаются заткнуть технологическую дыру
Есть у американского военпрома и еще один серьезный европейский конкурент — французская компания Dassault Aviation, которая производит истребители Rafale («Шквал»). Их охотно приобретает Египет. В то же время существуют перспективы продажи на двух очень емких рынках — в Индии и в Бразилии. К слову, в Бразилии американские F/A-18E/F проиграли тендер шведскому самолету JAS 39 Gripen.
Для американской оборонки на Ближнем Востоке, разумеется, еще не все потеряно. Правительства трех стран пока еще не порвали проекты договоров. Согласно которым Бахрейн намеревается купить 17 истребителей на сумму в 2 млрд. долларов, Кувейт — 24 на 3 млрд., Катар — 36 на 4 млрд.
Время, чтобы получить эти деньги, у США еще есть. Но его остается совсем немного.