Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Стилетом» в спину Москвы

Киеве торжествует: совместный украинско-белорусский ЗРК позволит сбивать российские самолеты

67000

В украинских СМИ появились сенсационные фотографии железнодорожного эшелона, без особой огласки прибывшего в эту страну из Белоруссии. На открытых платформах — недавно поставленные на конвейер в Минске колесные шасси МЗКТ-6922 для зенитно-ракетных комплексов. Украинский журналист не скрывает восторга: Александр Лукашенко «дает нам возможность создать оружие, которое будет сбивать самолеты только одной страны — России».

Однако прежде — о том, что такое шасси МЗКТ-6922 и для чего оно может пригодиться Киеву?

Новая машина создана относительно недавно и очень быстро. В 2006 году в Москве состоялась защита технического проекта, а уже в 2007-м в нашей стране на сверкающее свежей краской шасси установили первый самоходный зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2Э». Далее белорусские изделия стали использовать и для прочих современных зенитно-ракетных комплексов дивизионного звена российских Сухопутных войск — «Бук-М2» и «Оса-1Т» 9К33−1Т.

Успех МЗКТ-6922 предопределили его технические характеристики. Расчет — три человека. В отличие от шасси БАЗ-5937, использовавшегося в прежних версиях ЗРК «Оса», новая машина не амфибийная. Но способна быстро продвигаться практически по любым дорогам, поскольку легко меняет клиренс, оснащена средствами навигации, топопривязки, связи, жизнеобеспечения и электропитания. Вес и габариты позволяют сконструированные на основе МЗКТ-6922 зенитно-ракетные комплексы быстро перебрасывать по воздуху на военно-транспортных самолетах Ил-76.

Словом, горячая заинтересованность России в этом изделии Минского завода колесных тягачей абсолютно прозрачна. Но в чем интерес Киева, доселе неспособного к самостоятельному производству собственных эффективных средств противовоздушной обороны? Как выясняется, в одиночку — да, пока неспособен. Но с помощью белорусов — вполне.

Все началось задолго до известных трагических событий на киевском Майдане. Белорусское предприятие «Тетраэдр» и киевское КБ «Луч» еще в 2009 году приступили к совместной модернизации доставшихся обеим странам от СССР зенитно-ракетных комплексов «Оса-АКМ». Интерес к затее военных обеих стран очевиден. Серийное производство этого ЗРК СССР прекратил еще в 1989 году. Между тем, и в украинских, и в белорусских арсеналах устаревших «Ос» и сегодня немало. Порядка 125 ЗРК - у Киева и около 48 — у Минска.

Для новой машины шасси взяли то самое — разработанное совместно с Россией и уже готовое МЗКТ-6922. Поставили новую электронику, что повысило помехозащищенность комплекса. Разработали комбинированную оптико-электронную систему наведения с тепловизионными каналами и лазерным дальномером.

То, что получилось в итоге совместной работы украинских и белорусских конструкторов, назвали зенитно-ракетным комплексом малой дальности Т-38 «Стилет». Как утверждают авторы, за сравнительно небольшие деньги получилось оружие, эффективность поражения целей которым сравнима с той, что у российского самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности"Панцирь-1С".

Воздушного противника «Стилет» способен обнаруживать на дальности до 40 километров. Причем, одновременно до 48 целей. Дальняя граница зоны поражения — до 20 километров. Этот важнейший показатель вдвое выше, чем у «Осы-АКМ».

На каждой пусковой установке одновременно по восемь двухступенчатых ракет.

Первые демонстрационные боевые стрельбы «Стилетом» были проведены с 4 по 7 ноября 2011 года на 174-м учебном полигоне ВВС и войск ПВО Вооружённых сил Республики Беларусь Доманово (Брестская область). Вероятно, при этом использовались старые штатные зенитные управляемые ракеты (ЗУР) от «Осы-АКМ». Поскольку работа над новой ракетой для «Стилета», названной Т382, в КБ «Луч» продолжалась еще, по крайней мере, и в 2014 году.

Там испытывали проблемы с созданием боевой части и планера перспективной ЗУР, пиропатронов и пороха. И справились ли с этим к сегодняшнему дню — неизвестно. Но на худой конец на складах Вооруженных сил Украины ждут своего часа тысячи старых, сделанных еще в Советском Союзе «осиных» ракет. Стрелять ими с пусковой установки «Стилета», как показали учения на белорусском полигоне, тоже возможно. Хотя и не с той, конечно, эффективностью, как хотелось бы разработчикам.

Скорее всего, старыми зенитными ракетами в ноябре 2011 года все низколетящие мишени над Доманово были поражены. Правда, несмотря на это пока не было сообщений, что новый ЗРК принят на вооружение армиями Белоруссии и Украины. Известно лишь, что первые две батареи «Стилетов» уже поставлены Азербайджану.

Но, во всяком случае, для Киева все могло резко измениться в нынешнем году. Еще в минувшем декабре секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов объявил: «Восстановление потенциала ПВО определено на 2016 год как приоритетная задача для нашего государства».

Очевидно, раз задача приоритетная, значит, под ее решение выделены и немалые финансовые средства. Что конкретно из новых ЗРК намерена закупать украинская армия — не оглашалось. Но логично предположить, что в этом секретном перечне значатся и «Стилеты». По крайней мере, ничего более современного из средств ПВО Киев пока не производит. Пусть даже и не в одиночку, а в кооперации с Минском. С нашими, как считается, самым ближайшим военно-политическим союзником.

На фоне происходящего в Донбассе, на фоне общего контекста нынешних практически разорванных российско-украинских отношений, такая двойственность позиции Белоруссии, согласитесь, выглядит, мягко говоря, странной. Причем, есть ощущение, что меняется та самая позиция прямо на глазах. И вовсе не в сторону укрепления союзнических обязательств со стороны президента Лукашенко.

Для краткости всю новейшую историю военно-технического сотрудничества Украины и Белоруссии рассматривать не станем. Возьмем лишь ту же эпопею с разработкой «Стилета».

Читайте также

Зимой 2013 года, сразу после того, как на киевском Майдане под проклятия в адрес России запылали горы автомобильных покрышек, компания «Тетраэдр» приостановила сотрудничество с украинцами в этом проекте. На 7-й международной выставке вооружений MILEX-2014 об этом сообщил официальный представитель «Тетраэдра» Игорь Новик. Он, в частности, заявил: «Мы взяли паузу в работе с КБ „Луч“ из-за политической и экономической ситуации, которая сложилась с конца прошлого года на Украине. В том случае, если положение в дальнейшем будет ухудшаться, у нас есть различные альтернативные варианты и замены».

Понятно, что «Тетраэдр» приостановил совместную с Киевом работу не по собственной инициативе. Для этого необходимо было политическое решение президента Лукашенко. И поначалу, стало быть, оно оказалось именно таким. Но вскоре, как показали события, сменилось на противоположное.

В декабре 2014 года лидер Белоруссии лично прикатил в Киев. Содержание своей беседы с Петром Порошенко Александр Григорьевич вкратце прилюдно пересказал так: «Петр Алексеевич, надо будет от Беларуси что-то — скажи. Мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь. Все, что президент Украины ни просил, публично говорю, мы всегда все делали. И так будет впредь».

При этом Лукашенко заметил, что помогает своему коллеги не из личной выгоды, а «потому, что мы родные люди».

Неизвестно, вели ли два президента в тот раз разговор и о возобновлении совместной работы над «Стилетом». Но судя по тому, что эшелон с колесными шасси МЗКТ-6922 на днях прикатил на украинскую станцию, сотрудничество решено продолжить.

Нет сомнения, что это создает дополнительное напряжение между Минском и Москвой. Известно, что российская сторона не прочь радикально решить проблему: просто взять, да и целиком выкупить контрольный пакет акций Минского завода колесных тягачей. Тем более, что 70 процентов его продукции идет в Россию. В Минске выпускают не только шасси для почти всех наших мобильных зенитно-ракетных комплексов. Но и для российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Торнадо», зенитных ракетных систем С-300 и С-400 и для подвижных грунтовых ракетных комплексов Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж».

Как выяснилось, переговоры на эту тему с союзниками Москва ведет годами. Без результата. Об этом в апреле нынешнего года откровенно и с явной обидой рассказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Вот его слова: «Они три года продавали нам этот МЗКТ, но так мы ни о чем не договорились. Не хотят продавать — не надо, мы на КАМАЗе наладим производство».

Наладить производство собственных шасси для ракетных комплексов мы, может, и наладим. Но сколько денег для этого потребуется? И когда завершится такое импортозамещение?

А до тех пор Минск в состоянии крепко держать нас за горло в едва ли не самой чувствительной области военно-политического сотрудничества. И даже, как оказалось, одновременно беззастенчиво сотрудничать с нашими врагами (а кем иначе считать нынешний киевский режим?). Не прерывая прибыльной риторики о верности союзническому долгу.

Хотя, конечно, речь все же о суверенной стране. С кем хочет — с тем и сотрудничает. Но некий осадок насчет такого удивительного союзничества, согласитесь, не может не остаться.

Справка «СП»

Создание зенитно-ракетного комплекса Т-38 «Стилет» — не единственный совместный проект Минска и Киева в области военно-технического сотрудничества. Уже упомянутым киевским КБ «Луч» и белорусской компанией «Пеленг» разработан и запущен в производство переносной противотанковый ракетный комплекс «Скиф». Его особенность - возможность наведения ракеты на цель с закрытых позиций и укрытий, что снижает риск поражения наводчика ответным ударом противника. На Украине выпускается под названием «Стугна-П». От базового образца отличается лишь украинским прибором наведения НП-И. Широко и кроваво применяется в ходе так называемой АТО на юго-востоке этой страны.

В 2011 году на международной выставке вооружений «IDEX-2011» был впервые продемонстрирован самоходный ПТРК «Каракал», совместная разработка белорусской компании «Белтех» и все того же украинского КБ «Луч». В ноябре того же года несколько самоходных пусковых установок ПТРК «Каракал» приняли участие в военном параде в столице Туркмении Ашхабаде.

Читайте также

Новейшая белорусская высокоточная дозвуковая крылатая ракета оперативно-тактического назначения «Аист» оснащена турбореактивным двигателем МС-400 разработки украинской компании «Мотор Сич». По сообщениям СМИ, в 2016 году производство малоразмерных двигателей МС-400 будет развернуто на Оршанском авиаремонтном заводе.

Летом 2014 года, когда в Донбассе уже вовсю громыхала гражданская война, стало известно, что Оршанский авиаремонтный завод и украинское АО «Мотор Сич» совместно модернизируют украинские транспортно-боевые вертолеты Ми-8. При этом на 40 процентов обновляется обшивка, ставятся металлокерамические бронеплиты, новые двигатели, ракетное и стрелковое вооружение, бортовое радиоэлектронное оборудование. «Из старого вертолета мы делаем практически новый», — заявили в Минске.

В мае нынешнего года лидер Радикальной партии Украины Олег Ляшко в Верховной Раде заявил, что в конце 2015 года «в режиме строгой секретности» Гособоронзаказ Украины заключил соглашение с Белоруссией о поставках Киеву в 2016 году 120 произведенных в Минске грузовиков МАЗ-6317. В дальнейшем в Черкассах планируется развернуть лицензионное производство этих военных грузовиков из белорусских комплектующих.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня