Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Гиперзвуковые убийцы американской ПРО

«Циркон» и изделие 4202 придут в армию к 2020 году

22705

Генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов в интервью порталу Rambler выразил уверенность в том, что к 2020 году в России будут разработаны гиперзвуковые ракеты, имеющие скорость 6−7М. Он считает, что такие ракеты существенно ослабят возможности сил ПРО вероятного противника: «Ясно, что с такими скоростями, когда ракеты будут иметь возможность летать в атмосфере со скоростью в 7−12 раз превышающей скорость звука, все системы защиты от них достаточно ослабеют».

Как утверждает Борис Обносов, в проекте создания гиперзвуковых ракет принимают участие несколько десятков профильных НИИ и промышленных предприятий. И КТРВ является одним из лидеров в данной тематике не только в России, но и в мире.

О гиперзвуковых ракетах в последнее время говорят много. Их уже даже планируют использовать в тех или иных ударных комплексах — как сухопутных, так и морских. Однако приступили к их созданию, как у нас, так и в США, значительно раньше.

В 70-е годы в дубнинском МКБ «Радуга», ныне входящем в КТРВ, стартовала НИР, цель которой заключалась в изучении возможности создания крылатой ракеты, скорость которой составляла бы 5 М и выше. Проблема на тот момент была мало изучена. Во-первых, на скоростях, превышающих 3 М, использование авиационного турбореактивного двигателя невозможно. Из-за резкого увеличения скоростного напора воздуха падает эффективность двигателя, поскольку резкое повышение температуры поступающей в камеру сгорания воздушно-топливной смеси снижает кпд. И чем выше эта температура, тем меньшая тяга. Также в процессе роста температуры существует угроза пластической деформации лопаток турбины с последующим их расплавлением.

В данной ситуации единственно возможный вариант — применение прямоточного воздушно-реактивного двигателя, в данном случае гиперзвукового — ГПВРД. Использование ракетного двигателя, жидкостного или твердотопливного, для крылатых ракет военного назначения невозможно, поскольку на всей траектории полет должен быть активно управляемым.

Читайте по теме

Конструкция ГПВРД проста, количество подвижных элементов сведено к минимуму. Теоретически он может развивать скорость до 25 М, но практический потолок составляет порядка 17−19М. Однако ГПВРД обладает существенным недостатком — его нормальная работа начинается примерно со скоростей, превышающих 3 М. До этой скорости ракету надо разогнать либо при помощи твердотопливного ускорителя, либо каким-то иным способом — используя для запуска какой-либо скоростной самолет.

Разумеется, остро стояла проблема перегрева ракеты. Необходимо было обеспечить такую теплозащиту, при которой на всем протяжении полета аппаратура управления работала бы не только без отказов, но и без сбоев.

На этапе ОКР на «Радуге» в 80-е годы были построены несколько опытных образцов крылатой ракеты, которая получила название Х-90 («Коала» по версии НАТО). Ракета весила 15 тонн, имела длину 9 метров, размах крыла — 7 метров. Дальность полета должна была достигать 3000 километров. Расчетная скорость — 5 М.

Проект продвинулся настолько, что было совершено несколько испытательных пусков. Во время последних из них устойчиво достигалась скорость в пределах от 3 М до 4 М. Ракета поднималась самолетом-носителем, после чего производился воздушный старт.

Все разработки гиперзвукового оружия строго засекречены. И лишь из-за того, что в 1992 году проект был закрыт в связи с отсутствием финансирования и развалом оборонной отрасли, в открытом доступе появились некоторые сведения об Х-90.

Однако по прошествии периода безвременья разработки возобновились. И сейчас можно с уверенностью сказать, что в России созданы и проходят этап испытаний как минимум две гиперзвуковые ракеты. Это противокорабельная крылатая ракета «Циркон» комплекса 3К-22, головным разработчиком которой является расположенное в подмосковном Реутове НПО Машиностроения, которое также, как и «Радуга», относится к КТРВ. Параллельно для ВМС Индии создается экспортный вариант ракеты, получившей название «Брамос».

Первые сведения о «Цирконе» появились в 2011 году. И это было смелое заявление уверенных в своей конструкторской победе людей. Потому что испытания изделия начались лишь год спустя. К настоящему моменту произведено 5 пусков, не считая первых, которые по традиции были бросковыми — проверялся выход ракеты из транспортно-пускового контейнера. При последнем пуске, который состоялся в марте этого года, ракета полностью отработала в штатном режиме.

Работы по созданию «Циркона» ведутся столь стремительно, что в следующем году предполагается завершить государственные испытания, а в 2018 году запустить серийное производство. В связи с чем прогноз гендиректора КТРВ относительно 2020 года выглядит довольно осторожным.

Правда, он говорит о скоростях 6−7М, у «Циркона» же расчетная скорость равна «всего» 5 М. По различным оценкам дальность может находиться в диапазоне от 400 км до 1000 км. Точных данных относительно двигателей не имеется, но существуют компетентные мнения относительно того, что разгон осуществляется реактивным твердотопливным ускорителем, в качестве маршевого двигателя конструкторами выбран ГПВРД.

Ракету уже «прописали» на двух вполне конкретных носителях — на тяжелых атомных ракетных крейсерах «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов». Также планируется вооружить ракетой перспективную атомную подводную лодку «Хаски», которая сейчас находится в стадии разработки.

А вот изделие 4202, похоже, способно превзойти заданный Борисом Обносовым скоростной уровень. И эта ракета создается тоже в НПО Машиностроения. Точнее — это не «самостоятельная» ракета, а боевой блок межконтинентальной баллистической ракеты. Но ведет он себя после отделения от ракеты-носителя именно как гиперзвуковая крылатая ракета, свободно маневрируя как по курсу, так и по тангажу.

По различным оценкам, скорость ракеты может находиться в пределах от 7 М до 12 М. Поэтому, как утверждают эксперты, перед ней абсолютно бессильны не только современные средства ПРО, но и те, к разработке которых в США еще не приступили.

Испытания опытных образцов производятся при помощи устаревших МБР РС-18Б «Стилет» шахтного базирования, которые служат для разгона гиперракет. После принятия на вооружение изделия 4202 оно будет устанавливаться как на новые МБР РС-28 «Сармат», так и на перспективные разработки. Ожидается, что это произойдет в период с 2020 по 2025 год. В первой партии запланировано производство двадцати гиперзвуковых боеголовок, которые сделают бессмысленным содержание американской системы противоракетной обороны. На каждый «Сармат» будут установлены 3 гиперзвуковых боевых ядерных блока.

Зарубежные перспективы

Американская ракета Х-51, создающаяся компанией Boeing в рамках концепции «быстрого глобального удара», должна развивать скорость в 6−7М. Испытания начались в 2010 году. Но все они были неудачными. Максимальная скорость, достигнутая ракетой, — 5,1 М. На стартовую высоту ракету поднимает стратегический бомбардировщик В-52. Однако все полеты завершались разрушением ракеты до окончания запланированного полета.

Ракета оснащена прямоточным гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем. Вес топлива — 120 кг. Дальность полета — 500 км. Планируется поставить ракету на вооружение уже в 2017 году. Однако, не проведя ни одного полностью успешного испытания, говорить о каких-то сроках крайне несерьезно.

Затевая этот дорогостоящий проект, США позиционировали его как создание средств для эффективных и молниеносных ударов прежде всего по террористическим формированиям. Однако, несомненно, в виду имелось и традиционное противостояние России, а также бурно развивающемуся Китаю. И все же Х-51, даже доведенная до серийного производства, поставленной задачи не решает, поскольку российская зенитно-ракетная система С-500 способна уничтожать и гиперзвуковые ракеты.

Более высокие скоростные характеристики продемонстрировала экспериментальная ракета Falcon HTV-2, создаваемая с 2003 года Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам. Ее удалось разогнать до 20 М. Правда, старт был не атмосферным, «Фалькон» был поднят ракетой-носителем в ближний космос, откуда ракета устремилась вниз, разогнавшись до чудовищной скорости. Впрочем, большой новости в этом нет — точно так же летали «Шаттлы» и наш «Буран». После второго испытания, которое состоялось в 2011 году, перспективная ракета была признана Пентагоном бесперспективной, поскольку она была, во-первых, практически неуправляемой, а, во-вторых, с ней невозможно было установить связь.

Активно работает в области гиперзвука и Китай. Его ракета WU-14, планирующая из космоса, начала испытываться в 2013 году. Причем ежегодно проводится до трех пусков, что требует значительных расходов на вооружение, на что китайцы пойти способны. Заявленная скорость ракеты — 10 М. Циркулируют противоречивые сведения относительно достигнутых результатов — от 1,5 М до 7 М.

Читайте по теме

WU-14, предположительно, запустят в серию во второй половине 20-х годов. Она должна устанавливаться на баллистические ракеты. Что для китайцев крайне важно. Сейчас у КНР небольшое количество МБР, способных достичь США. Поэтому американцы способны отбить ядерную атаку Китая. Это для Пекина не только обидно, но и невыгодно в дипломатических играх. С постановкой на ракеты гиперзвуковых боеголовок США будут вести себя более осмотрительно.

Еще одна задача, возлагаемая КНР на новое оружие, — уничтожение авианосцев. Их противоракетная оборона окажется бессильной против маневрирующих на скорости 10 М боеголовок.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня