Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Американские «Орлы» против русских МиГов и Су

Первенец в четвёртом поколении F-15 заменит в ВВС США новые F-35 и F-22

19596

Минобороны США, наконец, решило проблему с нехваткой истребителей. На днях информационное агентство CNN сообщило о том, что вместо возобновления программы по производству F-22 Raptor американские ВВС модернизируют имеющиеся у них самолёты F-15 Eagle.

Задержки в программе по созданию истребителей F-35 вынудили Конгресс США поднять вопрос о перезапуске программы по разработке истребителей пятого поколения F-22 Raptor. ВВС США планировали заменить весь парк F-15 на стелс-истребители F-22 уже к 2025 году, но производство последних было заморожено в 2009 году. Было произведено всего 188 из 749 истребителей, заказанных Пентагоном.

Согласно новым планам, на модернизацию F-15 Eagle планируется потратить порядка 12 млрд. долларов - компания Boeing должна модернизировать 435 истребителей, продлив срок их службы до 2040 года. Обновлённые самолёты будут поступать на вооружение американской армии в период между 2024 и 2030 годами.

По словам пресс-секретаря компании Boeing Рэнди Джексона, в ходе модернизации самолёты получат принципиально новые радары, компьютерную систему, технологии защиты (системы радиоэлектронной борьбы и обнаружения угроз). Кроме того, F-15 вдвое усилят своё вооружение — смогут нести 16 ракет вместо 8.

По данным информационного портала defensenews.com, на сегодняшний день ВВС США насчитывают 1971 единицу истребителей и штурмовиков (A-10, F-15, F-16, F-22 и F-35A) при потребности минимум в 1900 самолётов (включая учебные модели и боевой резерв). Ранее авторитетное издание Flightglobal писало, что Пентагон обеспокоен сокращением количества истребителей в строевых эскадрильях: в 1990 году ВВС США насчитывали 134 эскадрильи тактических истребителей, но с тех пор были массово выведены из эксплуатации такие типы самолетов, как General Dynamics F-111 Aardvark, McDonnell Douglas F-4 Phantom и Lockheed F117, что резко сократило потенциал военной авиации. Это при том, что с новыми самолетами не все так гладко — из первоначально запланированных 1200 единиц F-22 за все время производства было закуплено всего 188 истребителей, а производство истребителей F-35 отстает от графика на шесть лет.

F-15 Eagle — первый боевой самолет четвертого поколения, поступивший на вооружение ВВС США. Как отмечают эксперты, за первые десятилетия его эксплуатации были проведены две крупные модернизации самолета, итогом которых стали модификации F-15C и F-15E (носитель тактического ядерного оружия). F-15C и F-15E проходили модернизацию в 2007-м году, тогда решение об этом также мотивировалось задержками в программе разработки прорывного истребителя F-35. С тех пор, как видно, мало что изменилось — американское командование объявило о боевой готовности первого подразделения ВВС США, укомплектованного истребителями пятого поколения F-35 Lighting II, лишь в начале августа 2016 года.

В связи с этим возникает вопрос: насколько к 2024−2040 годам истребители F-15 будут соответствовать требованиям современного воздушного боя? Смогут ли противостоять нашей авиации?

Российский легкий многоцелевой истребитель МиГ-29 создавался в ответ на F-16, а Су-27 — как оппонент самолета F-15, отмечает бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко.

— Но если анализировать зарубежные учения, то можно сделать вывод — модернизированный авиационный боевой комплекс самолета 3-го поколения по боевой эффективности практически не уступает немодернизированному «четвертому». То есть устанавливаемое сплошное радиолокационное поле более современными истребителями может быть запросто нарушено истребителями предыдущего поколения, но оснащенными новой РЛС, станцией РЭБ и т. д.

F-15 — самолет с хорошим планером и двигателем. И в ходе будущей модернизации он может получить бортовое оборудование и систему вооружения, постановка которых сейчас еще даже не планируется.

«СП»: — На ваш взгляд, такая модернизация будет отвечать требованиям современного воздушного боя?

— Планер самолета может служить очень долго, проблемы всегда кроются либо в двигателе, либо в начинке. Но если ресурс двигателя позволяет, то установка новой электроники сделает самолет достаточно современным. В воздушном бою планер вообще играет опосредованную роль, главное, чтобы самолет мог обнаруживать самолеты на дальней дистанции, вести их и атаковать. Скажем, стоящие на вооружении ВКС МиГ-29 в перспективе, видимо, заменят на МиГ-35, поскольку сейчас машины поддерживаются в исправном состоянии за счёт текущего ремонта, а их капитальный ремонт с модернизацией обойдется очень дорого. Но пока такая замена произойдет, МиГ-29 еще довольно долго пробудет в составе.

— По некоторым данным, модернизация американских «Орлов» (McDonnell Douglas F-15 Eagle в переводе — Орёл) подразумевает оснащение самолетов новой РЛС с активной фазированной антенной решёткой, системой РЭБ EPAWSS, инфракрасной поисково-следящей системой дальнего действия, многофункциональной системой связи Talon HAT, которая позволит обмениваться информацией с F-22, — отмечает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин. — Кроме того, еще раньше проходила информация о дополнительных топливных баках и увеличенном боекомплекте.

Модернизация проверенных временем и хорошо зарекомендовавших себя самолетов — это американский тренд. Скажем, в 2015 году Пентагон объявил о решении вернуть сверхзвуковые бомбардировщики B-1B Lancer в состав Глобального ударного командования ВВС США. Причем концерн Boeing получил заказ от ВВС США на дальнейшую модернизацию не только B-1B Lancer (поступил на вооружение ВВС США в 1985 году), но и бомбардировщиков B-52 (в строю с 1955 года) для приведения их в соответствие «цифровой эпохе».

Модернизация истребителей «четвертого поколения» — разумный подход к эксплуатации парка ВВС, и дело даже не в цене и в проблемах с самолетами пятого поколения. Как показывает практика, летный состав не без проблем пересаживается на новые типы самолетов — по некоторым подсчетам, теряется до 40% боевой эффективности, пока летчики не привыкнут к новым машинам.

«СП»: — То есть модернизированный F-15 может с успехом применяться не только в конфликтах низкой интенсивности?

— Да, в конфликтах средней интенсивности (яркий пример — война в Персидском заливе) и даже высокой, количество привлекаемых средств будет иметь решающее значение. Тем более если на модернизированных F-15 будет новая РЛС и увеличен боекомплект.

Есть также данные, что командование ВВС США проявляет интерес к оснащению истребителей четвертого и пятого поколения — F-15 Eagle и F-22 Raptor — звеньями беспилотников. Таким образом, боеспособность машин возрастет. На мой взгляд, создание нашпигованных электроникой F-22 и F-35 в некоторой степени было даже неким маркетинговым ходом, чтобы специально поднять уровень рынка вооружений, на котором можно было бы целиком и полностью доминировать. Кстати, в свое время подобная ситуация была и с F-15, который также обвиняли в дороговизне.

— Американцы уже давно рассматривали такой вариант насыщения истребительного парка, как модернизация самолетов F-15C Eagle, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Очевидно, что техника пятого поколения обгоняет все разумные ценовые планки, и чтобы закупить достаточное количество F-35 никакого бюджета не хватит. Тем более что для некоторых сценариев F-22 и F-35 просто избыточны, например, для завоевания превосходства в воздушном пространстве страны, у которой нет развитой авиации и системы ПВО.

Кроме того, F-15 составляют основу парка ВВС Национальной гвардии США. А как известно, ВВС НГ выполняют не только патрулирование американского воздушного пространства и прикрытия особо важных административных и экономических объектов, но и используются в военных операциях вне территории США. Скажем, недавно на болгарскую авиабазу «Граф-Игнатьево» были передислоцированы четыре самолета F-15 из состава 194-й эскадрильи Национальной гвардии США, которые совместно с болгарскими истребителями МиГ-29 будут выполнять задачи охраны воздушного пространства на ротационной основе.

Модернизация F-15C за умеренные деньги позволит сохранить в составе ВВС необходимое количество самолетов и избежать индийской ситуации, где резко обвалилось количество боеготовых эскадрилий по мере снятия с боевого дежурства старых Миг-21 и Миг-27. Индийцы в силу разных причин замену им не подобрали, поэтому сейчас количество полноценных эскадрилий у них уменьшилось практически на треть. Пусть и в менее драматичных масштабах, но американцы рисковали повторить такой сценарий, поэтому им нужно было предпринимать конкретные шаги. А F-15C с модернизированной РЛС будет сопоставим с большинством современных китайских самолетов.

«СП»: — Солидные американские издания пишут, что, несмотря на сокращение авиапарка, в настоящее время в ВВС США не хватает более 500 пилотов истребителей. С чем это может быть связано?

— Во-первых, есть универсальные проблемы для ВВС всех стран мира. Одна из них — на «гражданке» платят больше, и многие летчики увольняются со службы раньше положенного срока. Во-вторых, американцы столкнулись с «ловушкой беспилотников».

Еще в 2010 году ВВС США на пике беспилотного бума, столкнувшись с серьезной нехваткой операторов БЛА, стали привлекать к работе пилотов, включая летчиков истребительной авиации. Американские военные даже рапортовали о том, что у них обучается операторов БЛА больше, чем лётчиков пилотируемой авиации. Вполне возможно, что они сократили квоту на пилотируемую авиацию и сейчас пожинают плоды своих действий. Впрочем, эта ситуация характерна и для нашей авиации, только у нас сокращение курсантов летных училищ было связано с другими причинами — реформами Сердюкова. Сейчас эта ситуация в России исправляется, вот и в Америке навёрстывают упущенное.

— F-22 и F-35 оказались слишком дорогими машинами, эффективность которых в реальных боевых действиях находится под вопросом. Поскольку ставка на снижение радиолокационной заметности самолета себя не оправдала, — отмечает полковник в отставке, бывший начальник группы 1-го Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ Михаил Ходаренок. — Да, действительно в сантиметровом диапазоне эффективная отражающая поверхность «самолета-невидимки» F-117A «Nighthawk» была весьма резко снижена. Но он хорошо был виден РЛС в метровом диапазоне, который является основным для наших дежурных средств РТВ (Радиотехнических войск). Впрочем, заметность и в сантиметровом диапазоне также позволяет обстреливать самолет, выполненный по технологии «стелс», и уничтожать его. Поэтому если ресурсы планера и двигателя позволяют, то наверное, модернизация достаточно неплохого F-15 оправдана. В современном воздушном бою многое решает именно бортовое и радиоэлектронное оборудование.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня