Армии и войны / Война в Сирии

«Сирийский экспресс» надорвался

Не от хорошей жизни десантников на арктические острова высаживает противолодочный корабль

  
44650
Боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор" во время пробной посадки на палубу противолодочного корабля Северного флота "Вице-адмирал Кулаков"
Боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» во время пробной посадки на палубу противолодочного корабля Северного флота «Вице-адмирал Кулаков» (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

В эти дни в российском секторе Арктики проходят учения разнородных сил флота по прикрытию Северного морского пути, обеспечению безопасности судоходства и иных видов морской экономической деятельности РФ в этих широтах. В маневрах принимают участие 12 боевых кораблей (в том числе атомные и дизельные подводные лодки), 10 судов обеспечения, береговые ракетно-артиллерийские войска и авиация 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота. Географический масштаб происходящего — от Кольского полуострова до Восточно-Сибирского моря.

Главные участники нынешних учений — большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», морской транспорт вооружений «Академик Ковалев», спасательно-буксирное судно «Памир» и киллекторное судно КИЛ-164. Именно они составили отряд, который 30 августа из Североморска направился к архипелагу Новосибирских островов. На острове Котельный этого архипелага, напомню, строится самая крупная в тех краях российская военная база, а с 2013 года модернизируется заброшенный было в советские годы аэродром «Темп».

В принципе — почти все ожидаемо. Ведь уже пять лет арктические походы надводных боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота по Севморпути носят регулярный характер. Ежегодно они проводятся в сентябре-октябре, когда ледовая обстановка в тех водах выглядит попроще.

Поскольку одним из самых важных тактических эпизодов учений всегда является противодесантная оборона островов, в состав каждого из отрядов в обязательном порядке прежде включались большие десантные корабли (БДК). Единственное за пять лет исключение — то, что происходит у Новосибирских островов сегодня.

Нет-нет, противодесантная оборона архипелага и в 2016-м значится в плане учений. Оборонять острова в эти дни учатся солдаты и офицеры 200-й отдельной Печенгской мотострелковой (арктической) бригады. Но, во-первых, они впервые переброшены туда не на борту специально созданного для перевозки десанта БДК, а на большом противолодочном корабле «Вице-адмирал Кулаков».

Во-вторых, именно по этой причине мотострелков в составе отряда совершенно точно совсем мало — свободных кают и кубриков для размещения крупного десанта на «Кулакове» просто нет. Чтобы расселить на таком корабле даже десяток-другой пехотинцев, морякам на время похода самим приходится разбредаться по совершенно неприспособленным для жизни и отдыха боевым постам «Вице-адмирала Кулакова». О боевой технике десанта и говорить не приходится. Ставить ее на таком корабле тоже абсолютно некуда.

Но отчего же в состав нынешнего отряда вопреки сложившейся практике не включен ни один БДК Северного флота? Прежде чем попытаться объяснить эту странность, вспомним хронику предыдущих походов североморцев в арктическую зону.

В 2012 году подразделение 61-й отдельной бригады морской пехоты СФ с большого десантного корабля «Александр Отраковский» впервые в истории ВМФ высаживалось на необорудованное побережье острова Котельный.

Спустя год тем же маршрутом на больших десантных кораблях «Кондопога» и «Георгий Победоносец» десант проследовал в сопровождении тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий».

Еще через год «Кондопога» и «Георгий Победоносец» высаживали морскую пехоту на Котельный при огневой поддержке большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко».

В 2015-м большой противолодочный корабль «Североморск» и неизменные в таком деле «Кондопога» и «Георгий Победоносец» десантировали мотострелков 200-й отдельной бригады на полуостров Таймыр.

Нет сомнения, что и нынешний отряд североморцев по плану сегодняшних учений должен был выглядеть подобным образом и решать примерно те же задачи. По крайней мере, еще 22 августа большой десантный корабль «Кондопога» вместе с «Вице-адмиралом Кулаковым», морским транспортом «Академик Ковалев» и спасательно-буксирным судном «Памир» совершал контрольный выход в Баренцево море. Но через неделю к Новосибирским островам отряд отправился без «Кондопоги». Из боевых кораблей только «Вице-адмирал Кулаков» в нем и остался. Что, конечно, выглядит очень хило и совсем не грозно.

Что случилось с «Кондопогой»? Этого мы никогда не узнаем, такая информация носит закрытый характер. Скорее всего, проблема во внезапно ухудшившемся техническом состоянии этого корабля. Однако не нужно заглядывать в секретные бумаги, чтобы прийти к еще более прискорбному выводу: на сегодняшний день ни одного боеспособного десантного корабля в Баренцевом море у нас не осталось. И без того сильно изношенные, они теперь просто до изнеможения загнаны в ходе материально-технического обеспечения операции в Сирии или добивают там же остаток моторесурса. Бесконечные рейсы по маршруту Новороссийск-Тартус истощили силы так называемого «сирийского экспресса».

Для иллюстрации сложившегося прямо-таки трагического для ВМФ положения ситуацию на Северном флоте и рассмотрим. Всего на сегодня в его составе лишь четыре БДК — «Оленегорский горняк», «Александр Отраковский», «Кондопога» и «Георгий Победоносец».

Первый давно дожидается обещанного ремонта в 33-м судоремонтном заводе в Балтийске. По данным пресс-службы завода, «планируется значительный объем корпусных работ, ремонт механизмов, а также модернизация вооружения корабля, освидетельствование всех его механизмов и узлов, включая двигатели, системы трубопроводов, подводной и надводной частей корпуса».

Второй лишь в середине лета завершил 588-суточную непрерывную работу в «сирийском экспрессе». За это время «Александр Отраковский» прошел 65 тысяч морских миль, что составляет приблизительно три длины экватора. В силу крайней изношенности корабль к новому дальнему походу не готов ни технически, ни организационно.

Третий — «Кондопога». Обоснованное предположение о ее участи мы уже сделали.

Четвертый — «Георгий Победоносец» — в конце мая ушел в Средиземное море и вместе с оставшимися в строю собратьями с других флотов из последних сил беспрерывно подвозит грузы через черноморские проливы в Тартус.

Разве это нормально, когда даже на нашем сильнейшем флоте сегодня просто некому обеспечивать десантников в его операционной зоне? Даже на пару недель к Новосибирским островам идти некому? И где еще, в итоге, в мирное время десант к месту высадки перевозят большие противолодочные корабли?

Понятно, что все это не просто ненормально — катастрофично. К такой ситуации мы шли десятилетиями. Когда в 90-е бездумно списывали и продавали на металлолом те БДК, которые еще могли бы нести службу. Когда слишком долго не приступали к строительству новых кораблей этого класса. Когда единственный БДК нового проекта 11711 «Иван Грен», который на подходе, пытаемся довести до ума уже двенадцатый год.

Утверждают, что «Ивана Грена», который с июня нынешнего года проходит испытания на Балтике, ВМФ РФ получит в следующем году. А второй такой же — «Петр Моргунов» (строит калининградский завод «Янтарь») - службу начнет в 2018 году. Но даже если все сбудется, что такое пара новых и не шибко могучих десантных корабля на четыре наших флота? А дальнейшее пополнение в этом классе не просматривается даже на горизонте.

В ходе затянувшихся дискуссий более-менее определенно вырисовывается одно — традиционные большие десантные корабли Россия строить больше не собирается. В будущем вместо них нам понадобятся универсальные десантные корабли (УДК), каждый из которых будет в разы крупнее «Ивана Грена». Соответственно, у УДК намного большая десантовместимость (до батальона морской пехоты) и мощнее вооружение. Но главное — возможность осуществлять высадку на удаленных театрах военных действий не только через аппарель на пологий берег, но и с помощью вертолетов и десантных катеров (последние до поры, до времени ждут своего часа в док-камере УДК).

Подобным кораблем мы собирались обзавестись еще во времена Советского Союза. В 1981 году началась работа над техническим проектом большого десантного корабля-вертолетоносца проекта 11780, за внешнюю схожесть с американскими УДК типа «Тарава» тут же прозванным «Иваном Таравой».

Тогда флот пожелал получить боевую единицу с такими основными тактико-техническими данными: водоизмещение около 25 тысяч тонн (у упомянутого «Ивана Грена» — 5 тысяч тонн), десантовместимость — усиленный мотострелковый батальон со штатной боевой техникой, шесть десантных катеров типа 1176 М или три катера на воздушной подушке типа 1206, 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-252ТБ или 24 противолодочных вертолета Ка-252ПЛ (при выполнении противолодочных задач).

Ах, как пригодилась бы нам сегодня хотя бы пара таких вертолетоносцев! Но ввести в строй «Ивана Тараву» собирались лишь к 1997 году. По дороге Союз развалился, проект сунули под сукно и больше к нему не возвращались.

Теперь утверждают, что первый российский УДК наш флот получит к 2020 году. По крайней мере, в начале минувшего лета такой рубеж обозначил начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников. Он добавил: «В ближайшие пять лет будет развернуто строительство нового поколения больших десантных кораблей, которые в разы будут превосходить по своему водоизмещению БДК „Иван Грен“ и БДК „Петр Моргунов“, а также будут обладать еще большей десантовместимостью и смогут нести на борту не один, а несколько вертолетов».

Только во все это слабо верится. И не только потому, что куда менее сложного и куда более скромного по размерам «Ивана Грена» полтора десятилетия мы строим-строим и никак не построим. Еще больше сомнений порождает другое. Чтобы к 2020 году получить десантный корабль, сопоставимый по размерам с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», его нужно закладывать на верфи буквально завтра, так ведь? Но как-то не верится, что такое произойдет в условиях уже начавшегося весьма болезненного урезания гособоронзаказа. Это — раз.

А два: прежде чем приступать к строительству, желательно все же конкретно представлять: чего мы ждем на выходе? Но очень похоже, что даже во флотских верхах такой ясности нет.

Так, Владимир Тряпичников в том летнем разговоре с журналистами утверждал, что на новом российском УДК будет «около 6 вертолетов различной модификации». А ровно за год до этого, в июне 2015 года, прежний главком ВМФ адмирал Виктор Чирков заявлял: «Идет разработка новых больших десантных кораблей, которые смогут нести на борту до 10 и больше вертолетов».

Адмиралы что, разглядывали разные казенные бумаги или все же говорили о разных кораблях? Тогда какой из них будем строить?

Судя по ситуации на Северном флоте, времени искать ответы на эти вопросы не осталось совсем.

Из досье «СП»

Известно, по крайней мере, о двух созданных в последние годы в России технических проектах универсальных десантных кораблей. Летом 2015 года сообщалось, что Крыловский государственный научный центр предложил проект УДК «Лавина». Его основные тактико-технические характеристики таковы:

— водоизмещение — до 24 тысяч тонн;

— на борту — до 500 морских пехотинцев и 50 единиц боевой техники;

— авиагруппа — 16 вертолетов (транспортно-десантных Ка-29, ударных Ка-52К или противолодочных Ка-27).

Приблизительно в те же сроки аналогичную работу завершило Невское проектно-конструкторское бюро. Его вариант обнародован под шифром «Прибой». Тактико-технические характеристики «Прибоя»:

— водоизмещение около 14 тысяч тонн;

— на борту — до 500 морских пехотинцев и 40−60 единиц боевой техники;

— авиагруппа — четыре-шесть вертолетов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Салин

Политолог

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Борис Громов
Борис Громов

Само понятие «свобода» не допускает в первую очередь распущенности и это одно из отличительных качеств «Свободной прессы». Очень интересное, познавательное и информационное интернет-издание, которое позволяет высказывать разные точки зрения, мнения и суждения, но при этом все они строятся на объективности.

Тут и внутренняя, внешняя политика, немало внимания уделяется армии и войнам, вопросам истории. Не буду преувеличивать — свой день я не начинаю с прочтения свежих статей в «СП», как впрочем, и других сайтов, скорее сделаю это по чьей-то рекомендации или совету.

Тем не менее, с удовольствием пожелаю «Свободной Прессе» свое первое 10-летие считать лишь началом большого пути в огромном информационном океане. Удачи!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня