Последние полгода ситуация на Украине пребывала на периферии интересов Вашингтона, на что часто жаловались киевские политики. Но власти «незалежной» надеются снова вернуться на орбиту приоритетов своих главных западных партнеров. На фоне нового обострения отношений между США и Россией по поводу Сирии, возможно, эти надежды не так уж безосновательны.
4 октября министр обороны Украины Степан Полторак оценил шансы страны получить статус основного союзника США вне НАТО, «как очень высокие». Это дало бы государству право участвовать в совместных с Америкой оборонных инициативах, военных исследованиях и поставках ограниченных видов вооружений. На сегодняшний день этим статусом обладают только 16 стран, среди них Австралия, Израиль, Япония, Республика Корея, Филиппины, Пакистан, Афганистан и другие.
Ранее Украина уже просила у Вашингтона предоставить ей особый статус, но в сентябре 2014 Барак Обама отказал в этой просьбе, заявив, что у Киева, дескать, и так есть «специальный статус», который даже выше, чем у основных союзников вне НАТО. Тем не менее, сейчас, если верить Полтораку, ситуация изменилась. По его словам, уже в конце месяца на Украину приедет американский советник высокого уровня, который будет «сближать позиции» относительно сотрудничества с США.
Сигналом возобновления интереса Вашингтона к Украине можно считать принятие 21 сентября Палатой представителей закона H.R. 5094 «О поддержке стабильности и демократии на Украине». Документ предусматривает не только обязательства США не признавать Крым российским и продолжать санкции против РФ до полного выполнения Минских договоренностей, но и дает право на поставки «летальных оборонительных систем вооружения». Документ еще должен быть принят Сенатом США и подписан президентом, и не факт, что они пойдут на его принятие. Однако за два года упорных просьб Киева о поставках летальных вооружений не удавалось добиться даже этого. Теперь же на фоне относительной заморозки ситуации в Донбассе конгрессмены почему-то решили, что самое время предоставить своим протеже смертельно оружие. Возникает закономерный вопрос: «Зачем»?
Вопросов становится еще больше, если узнать, какое именно оружие хотят получить украинцы. «В основном мы будем просить средства противовоздушной обороны, будем просить противотанковые средства — то, что нам нужно в первую очередь», — заявил глава минобороны Степан Полторак в интервью 4 октября.
Если желание получить противотанковые средства еще можно понять (хотя сейчас в Донбассе ведутся только локальные столкновения, а не широкомасштабные бои с применением тяжелой техники), то почему к оружию «первой необходимости» попали средства ПВО? Ведь у ополчения, как известно, нет и не было боевой авиации, и вряд ли она может появиться в ближайшем будущем. Логично предположить, что если украинцы планируют сбивать чьи-то самолеты, то речь может идти только о России. Хотя даже в разгар боевых действий в Донбассе военные чиновники «незалежной» почти не заявляли о том, что их «киборгов» бомбят российские самолеты.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов считает, что это, прежде всего, политическое заявление, призванное снова напомнить США и миру, что Украина борется с «российской агрессией» и в любой момент должна быть готова отразить нападение «врага».
— Оптимизм украинской стороны связан с тем, что взаимоотношения России и НАТО в сирийском конфликте дали серьезную трещину. Это влияет на общую международную ситуацию и те проблемные зоны, в которых так или иначе задействованы США и их союзники. У Киева есть надежда, что если США, чья антироссийская риторика в последнее время стала просто опасной, решатся на масштабную конфронтацию с РФ, то они назло Москве могут предоставить Украине особый статус.
«СП»: — А они действительно могут?
— В 2014 году в США уже был представлен законопроект, в котором предполагалось, что такой статус могут получить Грузия, Молдавия и Украина. Но несмотря на очень серьезные проблемы между США и Россией, дальше этого законопроекта они тогда не продвинулись. Причем не только с Украиной, где ситуация была более острой, но и с остальными двумя странами. Казалось бы, почему бы не предоставить такой статус Молдавии или Грузии? Ответ прост — в этих странах существует проблема территориальной целостности. Есть она сегодня и у Украины.
Если США решатся идти на такое открытое обострение и фактически вернутся в состояние «холодной войны» с Россией, предоставление особого статуса Украине возможно. Но пока сомнительно, что они на этой пойдут. Слишком много в мире ситуаций, где невозможно решать вопросы без России, в той же Сирии, например. Не думаю, что США пойдут на полную конфронтацию только ради Украины. Тем более что они не сделали этого даже после Майдана и крымских событий.
«СП»: — Зачем, в таком случае, украинцы требуют средства ПВО?
— В свое время украинская сторона уже составляла список оружия, которое она хотела бы получить от США. Там фигурировали различные средства спецназа, противотанковые комплексы «Джавелин» и средства противовоздушной обороны. Тогда была идея с помощью американского оружия сформировать мощные спецподразделения, которые, по мнению Киева, создали бы решающий перевес в зоне т.н. «АТО» и стали бы главным фактором для победы.
Время показало, что эта идея не состоятельна. Но сейчас в эту дискуссию о летальном оружии вмешался очень мощный политический фактор. Они ведь не случайно «заказывают» именно такую технику, как средства ПВО и ПТРК «Джавелин». Хотя у ДНР и ЛНР, как известно, вообще нет авиации. Этот список представляется США, как то оружие, которое необходимо, чтобы противостоять именно российской угрозе. И главный политический аспект в этом. Это оружие не против ополчения, а против русских танков, русской авиации. Для нынешнего Киева важно все время подчеркивать, что никакого восстания народа в Донбассе не было, что это исключительно российская угроза.
Для Украины это оружие ничего не сможет решить на поле боя, если они планируют взять реванш. Но Киев хочет добиться от американцев этих поставок, чтобы заявить на весь мир, что он настоял на своем, уломал США и стал их союзником номер один в Европе. Поставки оружия им нужны исключительно из политических, а не военных соображений.
«СП»: — Американцы могут пойти на предоставление этого оружия?
— Я в этом сомневаюсь. Во-первых, как я уже сказал, в военном плане это оружие Киеву никак не поможет, а идти на поводу у его политических требований в Вашингтоне не хотят. Во-вторых, часть этого оружия тут же окажется в руках у ополчения. Особенно это касается «Джавелинов». Американцы этого очень боятся, система-то дорогая, одна ракета стоит в районе 80 тысяч долларов. Третий момент. Где Украина планирует брать деньги на закупку этого оружия? Они надеются, что США поставят им все бесплатно, как предоставили джипы? Но это тоже весьма сомнительно. Американцы на это не пойдут, особенно когда вопрос ставится о таких дорогих и современных видах вооружения. Это политическая игра, которая будет продолжаться без конца.
Хотя надо признать: тот факт, что Палата представителей одобрила этот законопроект единогласно — признак тревожный. В прошлый раз Обама этот закон не пропустил. Трамп тоже это вряд ли сделает, но есть вероятность, что если Хиллари Клинтон станет президентом, она подпишет этот документ. В Киеве, видимо, на это и надеются. Украина старательно нагнетает ситуацию перед выборами в США, постоянно напоминает о себе. Они хотят, чтобы украинский вопрос стал одной из составляющих предвыборного политического процесса.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что в Киеве вполне серьезно рассматривают вероятность применения средств ПВО против российской авиации.
— Предоставит ли Вашингтон оружие, которое требует Украина, вопрос дискуссионный. Но более открытые и официальные формы военной поддержки Киева со стороны США вполне возможны, а в случае прихода Клинтон в Белый дом и вовсе вероятны. Но дело в том, что большую часть того, что украинцам нужно в рамках так называемой «АТО», они и так получали. Что-то от американцев, например: системы связи, наблюдения и разведки, инструкторов, которые помогали все это осваивать. Что-то получали от поляков, и в том, что касается летальных систем, поляки даже больше могли помочь украинцам, так как у них осталось много старого советского оружия и инфраструктура для его обслуживания. Те же самые противотанковые системы украинцы могут получить не только от США.
Что касается ПВО, речь, конечно же, идет именно о России. Киев просчитывает вариант массированного удара по ДНР и ЛНР, который ополчение республик отразить не сможет, и Россия окажется перед выбором либо открытого полномасштабного вмешательства, либо сдачи республик со всеми вытекающими последствиями. Вполне может возникнуть ситуация, при которой Россия окажется перед необходимостью открытого вмешательства с применением всех сил и средств. Поэтому системы ПВО, естественно, заботят Киев.
«СП»: — Думаете, именно сейчас американцы могут пойти на поставки этих вооружений Украине, хотя не делали этого раньше?
— Я удивляюсь, почему до сих пор не начинается развертывание американского военного присутствия на Украине. Их ничто в этом плане не сдерживает, даже с международно-правовой точки зрения. На мой взгляд, Америке еще есть куда идти в плане усиления своего военного присутствия на Украине. Вероятно, они опасаются ответа России на реализацию этого сценария. Но дело в том, что у нас рычагов влияния на США почти нет. Рычагов влияния на украинскую ситуацию несколько больше, но эти рычаги с некоторых пор носят преимущественно военный характер.