Армии и войны / Власть

Орден в сортире

Как Минобороны РФ воспитывает у военнослужащих патриотизм

  
18525
Орден Отечественной войны
Орден Отечественной войны (Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

Фирменная туалетная бумага появилась у курсантов Нахимовского военно-морского училища в Петербурге. То есть, собственно бумага — самая что ни на есть обычная, чтоб не сказать — дешевая. А вот упаковка впечатляет. Украшает её… орден Отечественной войны. Тот самый, что появился в тяжелейшем для страны 1942 году и стал первой советской боевой наградой, учрежденной в то лихое время.

Чтобы нахимовцы не стеснялись использовать скандального вида изделие по прямому назначению, на упаковке пояснительная надпись: «Армейская». Другими словами, такую в обычном магазине не купишь. Корреспондент «СП» убедилась в этом, заглянув в профильные отделы нескольких питерских гипермаркетов. Интересно, повезло с необычной туалетной бумагой только Нахимовскому училищу или другим учебным заведениям Минобороны тоже?

В Петербурге есть ещё Морской кадетский корпус (в Кронштадте), Суворовское училище, Кадетская школа в Павловске. Это — не считая высших учебных заведений, где готовят кадровых офицеров для наших Вооруженных сил. Набрала номера телефонов некоторых из них. Выяснилось: и к ним «бумага с орденом» поступила. Как и в воинские части, дислоцированные в городе и близ него.

Удалось узнать, что изготовлена и поставлена она в войска по заказу Министерства обороны РФ. Изготовлено же, по некоторым данным, порядка семи миллионов рулонов «Армейской». Не так, чтобы много, учитывая ежедневные потребности быстро растущей (в смысле численности) армии. Видимо — на пробу. А там, если «приживется», можно и повторить заказ. Не исключено — «украсив» упаковки для разнообразия и изображениями каких-нибудь других государственных наград.

Интересно, что представители воинских частей, кадетских корпусов и академий, которым дозвонилась ваш корреспондент, соглашались разговаривать, только получив заверения в анонимности. Тема смутила? Или, может быть, — цена вопроса? Согласно обнародованным данным, госконтракт на производство туалетной бумаги «Армейская» обошелся оборонному бюджету в 34 миллиона 370 тысяч рублей.

Вообще в Минобороны России в последние годы стали особенно неравнодушны к изобразительному искусству. Вот, скажем, живописные полотна «на армейскую тему» в полстены (а некоторые — и во всю стену), исполненные также по заказу военного ведомства, презентовали в прошлом году в Мариинском театре. Впрочем, «презентовали» — громко сказано. В фойе исторической Мариинки на Театральной площади Северной столицы пришло человек пять журналистов федеральных изданий и телеканалов. Посмотрели на «живопись», удивились: причем тут театр оперы и балета? Да и верещагиных среди авторов явно не проглядывало.

Послушали нынешнего главу управления культуры Минобороны Антона Губанкова, чуть ли не в стихах воспевавшего «труд патриотов-художников, изобразивших ратный подвиг соотечественников». Когда один из журналистов поинтересовался было, во сколько обошлись ведомству данные «патриотические порывы», Губанков обиделся: «Не о том думаете, товарищ! Сразу видно, как далеки вы от настоящего искусства!».

Именно с Антоном Губанковым — «московским петербуржцем», бывшим председателем Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга — многие связывают стремительный рост числа всевозможных «гражданских» акций военного министерства. Губанков и на берегах Невы непрерывно «что-нибудь придумывал». Плохого в том ничего бы не было, если бы не оказывалось чересчур навязчивым и слишком затратным. Вспоминается, например, рядовая по своей сути фотовыставка в Александровском садике у Адмиралтейства, на которую в обязательном порядке сгоняли школьников — «учиться патриотизму».

Похоже, что и нынешние акции — с «орденской» туалетной бумагой и сомнительной экспозицией в Мариинском театре (её оттуда быстро потом убрали) — из того же ряда.

— Я наслышан про эту странную бумагу от своих товарищей-моряков, — сказал корреспонденту «СП» Владимир Мамайкин, капитан первого ранга в отставке, руководитель Международной ассоциации общественных организаций ветеранов-подводников. — Поначалу, услышав, что на ней изображен военный орден, рассмеялся в лицо говорящему. Был уверен — такого не может быть. Позже, увидев упаковку, чуть не заплакал. Хотя никогда не был сентиментальным человеком. За такие дела, считаю, надо наказывать.

Бывший член коллегии Министерства обороны России генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов не сразу поверил корреспонденту «СП», что может такое быть — орден Отечественной войны на туалетной бумаге.

— Комментировать пока не могу, — сказал Леонид Григорьевич после продолжительной паузы. — Но обещаю, что в ближайшие дни буду разбираться с этим в Министерстве обороны.

«СП»: — Я правильно поняла, вы — удивлены, озадачены, возмущены данной инициативой оборонного ведомства?

— Я этого вам не сказал. Тем более, что не знаю, какие там финансовые затраты…

«СП»: — Бумага с орденским символом и надписью «армейская», согласно обнародованным данным, обошлась более чем в 30 миллионов рублей.

— Не комментирую. Буду разбираться. Всё!

Более подробно обсудил с «СП» ситуацию полковник в отставке Виктор Алкснис, бывший депутат Госдумы.

«СП»: — Как вы, Виктор Имантович, относитесь к тому, что часть оборонного бюджета России уходит на подобные, явно сомнительные «патриотические» акции наших военных?

— Выскажу своё мнение: очень опасаюсь, что некоторое число этих акций, как их не назови — составная часть коррупционных схем. Что там туалетная бумага! В ближнем Подмосковье отгрохали целый парк «Патриот», вбухав в его обустройство десятки миллионов рублей. Во-первых — зачем? В столице множество парков, скверов, садов, музеев, в том числе, школьных, где можно собираться молодежи и ветеранам!

Во-вторых, заходить на его территорию посетителям например, с бутылкой минеральной воды, категорически запрещено. Воду предлагается покупать на месте, в самом парке. И не за 50−100 рублей, как в обычных магазинах, а за 200 — иначе какая выгода коммерсантам от парка?

И так до бесконечности. Деньги в этом парке делают на всем и вся. Рынок главенствует в «Патриоте», а не патриотизм!

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня