«Ночной охотник» наращивает силу удара

Модернизированный Ми-28НМ получит новый двигатель, РЛС, вооружение и многое другое

  
6136
Первый образец модернизированного вертолета Ми-28Н во время совершения первого полета
Первый образец модернизированного вертолета Ми-28Н во время совершения первого полета (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

Ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» после модернизации получит управляемые противотанковые ракеты увеличенной дальности, рассказал ТАСС генеральный конструктор коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин.

Модернизация вертолета, которому согласно кодификации НАТО присвоено имя «Опустошитель», началась в 2009 году. Он предполагает увеличение боевых возможностей крылатой машины при помощи широкого спектра конструктивных усовершенствований, к которым относятся повышение функциональности, ударной мощи, установки более современной авионики.

К модернизационным мероприятиям относится и замена двигателя, которая была необходима для того, чтобы обезопасить себя от непредсказуемости украинских партнеров. Дело в том, что первоначально на Ми-28Н, принятый на вооружение в 2013 году, устанавливался двигатель ТВЗ-117. Он был разработан в 70-е годы в ленинградском ОКБ В.Я.Климова. Но его производство было налажено в Запорожье на заводе «Мотор Сич».

При президенте Украины Викторе Ющенко стало понятно, что от Киева можно ожидать неприятных неожиданностей по части исполнения контрактных обязательств. С чем Россия сейчас столкнулась в полной мере. Петр Порошенко ввел санкции против холдинга «Вертолеты России», а на прошлой неделе продлил их. Однако еще в 2001 году ОКБ Климова создало новую версию турбовального двигателя ВК-2500. А в 2014 году был запущен завод «Петербургские моторы», который начал выпускать семейство новых/старых двигателей с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Если мощность запорожского двигателя ТВЗ-117ВМА на чрезвычайном режиме равна 2400 л.с., то у ВК-2500П, который устанавливается на Ми-28НМ, — 2800 л.с. На крейсерском режиме разница в выигрыше 250 л.с.: 1750 л.с. против 1500 л.с. Вполне понятно, что повышение энергонасыщенности машины позволяет улучшить маневренность и брать на борт больше вооружения и топлива.

В то же время ВК-2500 более экономичен за счет использования в нем электронной системы управления. От украинской архаики двигатель также отличается наличием эффективной противопожарной защиты.

Использование нового двигателя, новый винт, а также уменьшение лобового сопротивления позволили повысить максимальную и крейсерскую скорости на 10−12%. В частности, этому способствует отсутствие носовой антенны в объемном обтекателе, которая у Ми-28Н обслуживает противотанковые ракеты «Атака». Эта функция передана универсальной многорежимной РЛС.

Первый полет Ми-28НМ совершил 29 июля этого года. Сейчас вертолет проходит заводские испытания в Люберцах, где находится Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля. Они должны завершиться в конце года. В войсках модернизированный «Ночной охотник» должен появиться в конце 2017 года либо в начале 2018 года.

«Ночной охотник» за счет его высокой живучести сравнивают с «летающим танком». Модернизированный «танк» приобрел дополнительную степень защиты от уничтожения. В отличие от Ка-52 «Аллигатора», в Ми-28Н системами управления полетом было оборудовано лишь одно место командира экипажа. В случае его ранения или гибели вертолет был обречен. Теперь такие системы появились и у оператора систем вооружения. Это дает возможность и для обучения пилотов.

Высокая живучесть Ми-28НМ обеспечена рядом средств, известных и использующихся уже довольно давно. Тут и бронированная кабина экипажа, и бронеплита между пилотом и оператором, и энергопоглощаемые кресла и шасси, сберегающие экипаж при жесткой посадке, и отстрел тепловых ловушек и многое другое. К новейшему средству относится комплекс радиоэлектронной борьбы «Витебск», государственные испытания которого завершились в прошлом году. Комплекс предотвращает поражение вертолета ракетами с любыми типами головок самонаведения. Инфракрасные ослепляются лазером, сигнал от РЛС подавляется в широком спектральном диапазоне.

Помимо этого вертолет обладает пониженной заметностью как в радиолокационном, так и в инфракрасном спектре.

Важнейшим обновлением системы управления огнем является существенная модернизация РЛС Н025, которая устанавливается в сферическом обтекателе над несущим винтом. Это станция кругового обзора, имеющая два режима работы: по воздушным и по наземным целям.

Наземные цели — типа танка или БТР, немодернизированной РЛС Н025 обнаруживаются и сопровождаются на расстоянии до 15 километров. Более крупные объекты, например, мост, видны за 25 километров. При поиске воздушных целей антенна производит круговое сканирование в секторе 60 градусов в вертикальной плоскости. Самолеты и вертолеты обнаруживаются за 15 километров, зенитные ракеты и боеприпасы «воздух-воздух» — за 5−6 километров.

У обновленной станции эти характеристики выше. Собственно, и базовая станция появилась сравнительно недавно. В 2012 году начались ее испытания. Чуть позже она начала устанавливаться на экспортную модификацию вертолета — Ми-28НЭ. Однако все это время проходили испытания, доводки и улучшение параметров. До серийного производства дело дошло только сейчас.

Авионикой Ми-28НМ управляет более мощный, чем прежде, бортовой компьютер с существенно более высоким быстродействием. Это позволило использовать в управлении всеми системами модернизированного вертолета новые, более эффективные, алгоритмы. Что сказалось даже на пилотировании вертолета, которое, как заявил главком ВКС Виктор Бондарев, стало проще и удобнее для пилотов.

Максимально автоматизировано и выполнение боевых задач. Чему способствует, например, внедрение «электронной кабины». Она предполагает выдачу всей необходимой пилоту и оператору информации в наиболее наглядном и удобном виде. В частности, этому способствует использование нашлемной индикации.

Разумеется, модифицированная машина будет способна делать в воздухе те же самые уникальные фигуры, что и «простой» «Ночной охотник»: петлю Нестерова, бочку, переворот Иммельмана (половина восходящей петли с переворотом на 180 градусов для выхода в горизонтальный полет), полет боком, полет назад, разворот с угловой скоростью до 117 градусов в секунду. А, может быть, и нечто большее.

«Ночной охотник» оснащен ракетами, позволяющими поражать как наземные цели, так и воздушные. К противотанковому вооружению относятся две ракеты: «Атака» и «Хризантема». Именно о них сообщил ТАСС Валерий Кашин, говоря об увеличении дальности ударов по танкам и иной наземной технике противника. Сейчас максимальная дальность запуска этих ракет — 6 километров. После их модернизации в коломенском КБ машиностроения она должна достичь 8 километров. Было объявлено и о том, что модернизации будут подвергнуты ракеты «воздух-воздух», в роли которых сейчас выступают ЗУР «Игла-В».

Летно-технические характеристики модифицированного вертолета пока не сообщаются. Но можно привести некоторые из них, основываясь на информации от соисполнителей модернизационного проекта, а также на сообщении о том, что габариты машины не подверглись существенному изменению

Экипаж — 2 человека

Длина фюзеляжа — 17,05 м

Высота — 3,82 м

Ширина с консолями крыла — 5,88 м

Диаметр несущего винта — 17,2 м

Диаметр рулевого винта — 3,85 м

Двигатель — ВК-2500П

Мощность на чрезвычайном режиме — 2×2800 л.с.

Мощность на взлетном режиме — 2×2500 л.с.

Мощность на крейсерском режиме — 2×1750 л.с.

Максимальная скорость — 340 км/ч

Крейсерская скорость — 290 км/ч

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня