Киев не заинтересован в том, чтобы прекратить гражданскую войну, тлеющую на востоке страны. Такое мнение высказал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в интервью РИА Новости.
«Два года назад число региональных горячих точек пополнила и Украина. Вашингтон и Брюссель оказали активное содействие в организации антиконституционного переворота в Киеве. В итоге — на востоке страны тлеет гражданская война, которую украинские власти не желают прекратить, саботируя исполнения взятых на себя обязательств», — отметил Патрушев в интервью.
В последнее время то, что Киев намеренно саботирует выполнение Минских соглашений, начали признавать не только в России. 31 октября первый зампред Верховной рады Украины Ирина Геращенко заявила, что у Киева есть разногласия с Европой в отношении последовательности выполнения соглашений.
Украина настаивает на том, что проведение местных выборов в Донбассе возможно только после достижения полной безопасности. А безопасность, в понимании украинской стороны, это «не три дня без обстрелов, а стабильный мир», а также «вывод войск Российской Федерации с оккупированной территории». Европейская сторона, по словам Геращенко, настаивает на параллельном выполнении и пункта по безопасности, и политического пункта. Но в Киеве заявляют, что «эта история параллельности не реалистична».
Каким образом можно вывести с территории то, чего там не существует, не совсем понятно. Поэтому неудивительно, что между Украиной и другими участниками «нормандской четверки» пока нет компромисса в вопросе выборов и вообще заметного прогресса в выполнении Минских соглашений.
Геращенко также повторила давнишний тезис Киева о том, что выборы возможны только после передачи Украине полного контроля над границей, хотя в Минских соглашениях четко прописано обратное. 21 октября министр иностранных дел Украины Павел Климкин, выступая в Верховной раде после встречи «Нормандской четверки», впервые признал, что порядок действий именно таков — сначала выборы, потом граница.
«Минские договоренности никто не менял, и никто не позволит их менять в нашу пользу, и никто не позволит менять соответствующую очередность», — заявил он. Но, не прошло и двух недель, как Киев вернулся к своей старой риторике.
Украинский политолог Александр Дудчак считает, что такое упорство киевских властей связано с тем, что, как и сказал Николай Патрушев, они не заинтересованы в окончании конфликта. Гражданская война нужна им, как оправдание собственной некомпетентности.
— Порошенко и его окружение просто не могут выполнить Минские соглашения, — говорит Александр Дудчак. — Потому что если они начнут это делать, они тем самым попишут себе приговор. Остановка боевых действий станет только началом. После нее должны последовать политические шаги. Не изображение этих действий, а реальные реформы, которые полностью изменят устройство и будущее Украины.
Регионы должны получить большую автономию, а ДНР и ЛНР или, как их называют на Украине, «отдельные районы Донецкой и Луганской областей», вообще смогут вести независимую экономическую деятельность, реализовывать свои права в гуманитарной и социальной сферах. Это уменьшит полноту власти в руках киевской элиты. А главное, неизбежно вызовет вопросы о том, зачем нужно было начинать войну и почему нельзя было вместо этого расширить политические права регионов Украины? Ведь именно соблюдения своих прав, фактически, добивался Донбасс в начале конфликта.
«СП»: — Может, лучше поздно, чем никогда?
— Если Минские соглашение будут выполнены, киевским властям придется расписаться в бессмысленности того, что они творили последние два года. Более того, они вынуждены будут признать, что никакого смысла не было и в «Евромайдане», в результате которого они пришли к власти. Заявленные на нем цели не были выполнены, все оказалось фикцией. Последствия такого признания для конкретных персонажей будут весьма серьезными. Вот почему они сейчас не хотят ни мира, ни войны, которую Украина тоже не потянет.
Ситуация в экономике страны, что бы ни говорили власти, действительно катастрофическая. Можно утверждать, что страна держится, несмотря ни на что. В таком случае, и феодальное общество или первобытно-общинный строй с натуральным обменом тоже «держится», в каком-то смысле. Но легко сравнить уровень жизни до «майдана» и сейчас. Хотя и в 2013 году все было далеко не идеально, та жизнь уже становится для майданщиков пределом мечтаний.
Ситуация в Донбассе позволяет списывать все свои грехи и проколы на «внешнего агрессора». Хотя такая экономическая политика заведомо ведет к деградации и потере суверенитета.
«СП»: — А почему Запад не может, наконец, надавить на Киев, чтобы он выполнил свою часть соглашений?
— Дело в том, что Запад не однороден. На протяжении последних двух лет в Киеве четко выполняли инструкции Госдепартамента США. Сейчас в Америке на носу выборы, поэтому никто не будет предпринимать активных действий, пока не определится новый хозяин Белого дома. Не исключаю, что политика Вашингтона после выборов не сильно изменится. Но в Киеве, вероятно, надеются, что к власти придет Клинтон и обеспечит их летальным оружием, которое даст им второе дыхание и позволит решить исход конфликта силой.
Что касается Европы, она не заинтересована в продолжении конфликта и санкций против России. Но пока что канцлер Германии Ангела Меркель проводит политику не в интересах собственной страны, а в интересах США. В общем-то, то же можно сказать и о французских властях. Поэтому европейские партнеры если и давят на Порошенко, то очень условно. Зато они требуют от России выполнения Минских соглашений, то есть того, что должна делать Верховная Рада. Как, по мнению европейцев, Москва должна принимать законы за Украину, не совсем понятно.
— Безусловно, Украине не выгодно прекращать этот конфликт, — соглашается донецкий социолог и публицист Денис Селезнев. — В стране перманентный политический и экономический кризис, баланс между регионами и центральной властью, между различными элитарными группами и центрами влияния очень шаткий. Взять и выполнить Минские соглашения, означает полностью перевернуть этот сложившийся баланс, причем, скорее всего, не в сторону улучшения обстановки. А пока все идет так, как идет, можно надеяться, что относительное спокойствие и уравновешенность внутри Украины можно будет сохранять и дальше.
И не будем забывать, что каждый лишний месяц при власти — это лишний миллион, десять, сто в карман ответственным людям. Поэтому украинские элиты, для которых традиционно горизонт планирования не выходит за рамки собственного пребывания в должности, нынешняя обстановка вполне устраивает. Как говорится, ни мира, ни войны.
— Украинские власти хотели бы закончить гражданскую войну, — отмечает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. — Но только не путем выполнения Минских соглашений, а кровавой победой над Донбассом. Если же это невозможно, им выгодно затягивать существующую ситуацию, на которую можно списывать провалы в экономике.
«СП»: — Но ведь и война подрывает экономику, как долго они смогут это выдерживать?
— В гораздо большей степени, чем боевые действия, которые ведутся на ограниченной территории, экономику Украины подрывает разрыв экономических связей с Россией. Петр Порошенко жаловался на то, что «агрессор» коварно закрыл свой рынок, из-за чего Украина потеряла 15 миллиардов долларов. На самом деле эта сумма гораздо больше. «Южмаш» не находится на территории боевых действий, однако же он на грани закрытия. Киев сам разрушил свою экономику разрывом связей с Россией, боевые действия по сравнению с этим не так существенны.
«СП»: — А Европа тоже заинтересована в продолжении конфликта?
— Европа не обладает достаточной самостоятельностью. Это экономический блок, у них нет своей армии, общих правоохранительных органов и так далее. Они не могут решить даже проблему беженцев в собственных странах.
Если же говорить об отдельных национальных правительствах, недовольных ситуацией, они очень зависят от США, у которых есть рычаги давления. Европейцам приходится нести на себе всю тяжесть санкционной политики. Конечно, экономические элиты этим недовольны, но политические идут в фарватере США.