В Дании политики ломают голову над вопросом — как заставить США убрать ядерные отходы с Гренландии.
В 1960-е годы глубоко под материковым льдом на северо-востоке острова были вырыты километровые туннели для американской военной базы Camp Century. Там США собирались разместить ядерные ракеты, но в итоге отказались от проекта. Как пишет местное издание Jyllands-Posten, сейчас этот военный пережиток прошлого стал настоящей головной болью для политиков в Кристиансборге (резиденция датского парламента):
— Дело в том, что американцы, уходя, оставили после себя внизу, на базе, радиоактивные отходы и большие объемы опасного ядовитого вещества ПХБ. Тогда инженеры полагали, что отходы будут спрятаны подо льдами навечно, но изменения климата привели к тому, что лед в этом районе начал таять.
И если верить докладу, подготовленному американскими учеными, в частности Уильямом Клоганом, в перспективе может возникнуть риск утечки отходов, отмечает издание. На эту проблему уже обратили внимание как министр иностранных дел Кристиан Йенсен (партия Venstre), так и его однопартиец, министр природы, окружающей среды и продовольствия Эсбен Лунде Ларсен.
— Мы хотим лучше подготовиться, прежде чем будем связываться с США по этому поводу, чтобы диалог по этому вопросу был более успешным, — заявил Кристиан Йенсен и добавил, — Если мы просто отправимся в Вашингтон и спросим: «А вам не кажется, что за это должны отвечать вы?», то я уже сейчас могу сказать вам, какой ответ получу.
Помимо этого министры собираются выяснить, о каких объемах загрязняющих среду отходов может идти речь, ведь пока их опасения основываются только на данных, приведенных в американском докладе.
«СП» уже сообщала о том, что в августе в северной части Гренландии после таяния ледника обнаружилась секретная военная база США времен «холодной войны» под кодовым названием Project Iceworm.
Что собой представляла эта база и насколько опасными для окружающей среды могут оказаться оставшиеся в Гренландии радиоактивные отходы?
Во времена «холодной войны» американцы построили в Гренландии базу Туле для решения задач обороны, поскольку через остров проходил кратчайший путь для атаки территории США из СССР. Там была развернута мощная РЛС, а также — стратегические бомбардировщики с ядерными бомбами. Однако этого Соединенным Штатам показалось мало — было принято решение о реализации Project Iceworm (проекта «Ледяной червь»), замечает преподаватель Военного университета Министерства обороны Владимир Карякин.
— Смысл его в том, чтобы разместить под ледяным щитом Гренландии несколько сотен межконтинентальных баллистических ракет и противоракет для задач ПРО. В итоге уже в 1959 году инженерный корпус ВС США секретно начал строительство базы под предлогом научных изысканий для гражданского научного «проекта будущего» — подледного города Camp Century. Но затем от проекта все-таки отказались чисто из-за технических проблем — давления тонн снега, который приходилось постоянно убирать, и движения ледников.
При этом строительство до 1979 года официально подавалось под соусом чисто научных работ, об американских планах дальнейшей милитаризации Гренландии стало известно только в 1997 году. Благодаря рассекреченным документам по другому инциденту — авиакатастрофе над базой Туле бомбардировщика B-52, которая привела к радиационному заражению снега и льда.
Также надо понимать, что принятие на вооружение американцами в 1960 году баллистической ракеты для подводных лодок UGM-27 «Polaris» в принципе и без проекта «Ледяной червь» решило задачи ядерного сдерживания СССР.
«СП»: — То есть расчет был на то, что ледяная шапка скроет инфраструктуру и отходы, которые никак не могли быть связаны с чисто научным проектом?
— Видимо, да — планировку шахт
Тем не менее, факт того, что база с недавних пор «обнажилась» и что есть теоретический риск утечки отходов, обозначенный рядом ученных, дает повод призвать США к ответственности. В условиях ведущихся информационных войн — это хорошая возможность вести пропаганду для различных ультраправых партий Европы, а также для российских представителей. Мол, как Америка может примерять на себя роль «мирового жандарма», если она в вопросах экологии ведет себя безответственно? «Защитим гренландских эскимосов и тюленей!» — чем не лозунг. А если серьезно, то здесь можно запросто указать на пассивность организации Greenpeace, активисты которой так рьяно штурмовали российскую нефтяную платформу «Приразломная» в 2013 году…
В любом работающем реакторе, даже мобильном, обязательно заменяют тепловыделяющие элементы, говорит бывший заместитель директора ВНИИ атомного машиностроения, руководитель работ Минэнергомаш СССР на Чернобыльской АЭС профессор Игорь Острецов.
— Вопрос — куда их американцы девали: вывозили или оставляли в хранилище? Возможны оба варианта. Например, топливо реакторов РБМК-1000 действующей Ленинградской атомной электростанции где нарабатывается, там и хранится. И за десятилетия эксплуатации этой АЭС накопилось огромное количество радиоактивных отходов в виде отработанного ядерного топлива.
Не исключено, что американцы не только не вывозили малоактивные отходы (в том, что они там остались, лично у меня нет сомнений), но оставляли и высокоактивное топливо для мобильной АЭС. И оно до сих пор хранится на территории бывшей базы в Гренландии. Что, конечно, не очень хорошо для экологии.
«СП»: — Что подразумевается под «малоактивными отходами»?
— Отходы с относительно коротким периодом полураспада, связанные с оборудованием — загрязнённые элементы конструкции реактора, вспомогательные материалы, осадки с фильтров, загрязненное оборудование
В общем, это вполне могло там остаться, и, естественно, что датчане выступают против. Конечно, малоактивные отходы — это не отработанное ядерное топливо, но и они могут нанести вред человеку и окружающей среде. Все зависит от того, что представлял собой мобильный реактор Alco PM-2A, какие именно элементы остались. Вполне можно допустить, что они могут быть с приличной активностью. Хотя отходы в Гренландии явно не идут ни в какое сравнение с утечкой радиоактивной воды в Тихий океан после аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии.
В Европе зеленое движение имеет большое влияние и играет довольно серьезную роль в политике, начиная с 80-х годов, отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— И темы, связанные с радиоактивными отходами и опасными ядовитыми веществами, там довольно легко могут найти благодатных слушателей и журналистов, которые напишут о проблеме. Тем более что Дания — продвинутая страна в плане перехода на возобновляемые источники энергии, а, следовательно, там сделана ставка на улучшение экологии. Поэтому тема радиоактивных отходов не может оставаться без внимания и поднимается, как мы можем судить из сообщений СМИ, на министерском уровне.
Скажем, в Арктике десятилетиями концентрировались радиоактивные отходы — во многом результат советского ядерного наследия. В свое время работала даже отдельная программа, в которую входили скандинавские страны, Канада, США, которые выделяли нам деньги на очистку удаленных точек от различных бочек с отходами
«СП»: — Возможно, что цель подобных публикаций — политический эффект?
— Не факт, что история не была раздута журналистами. На самом деле неясно, о каких именно радиоактивных отходах идет речь. Я не исключаю, что о радиоизотопных термоэлектрических генераторах (РИТЭГ), которые питали различные автономные маяки для навигации
Несмотря на небольшую мощность, РИТЭГ заряжены радиоактивными элементами и при их вскрытии человек может получить дозу облучения. С подобной проблемой утилизации таких энергоустановок сталкивались и мы. В случае с Гренландией там могут находиться подобные генераторы и другие радиоизотопные источники, которые когда-то питали элементы наземной инфраструктуры. Какой-то серьезной угрозы для Гренландии подобные отходы не несут, но в общей массе для экологии здесь приятного мало.