«Цунами» на свою голову

От немецкого корабля, атаковавшего сухогруз со взрывчаткой, остались одни воспоминания

  
9472
Немецкий корабль, взорванный советской авиацией. 1944г
Немецкий корабль, взорванный советской авиацией. 1944 г (Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС)

Эта невероятная история произошла в 1943 году. Поздней осенью из Германии в Крым фашисты снарядили огромный румынский сухогруз «Санта-Фе» со взрывчаткой, топливом и вооружением. Плавание прошло спокойно. Неприятности начались только на подходе к Евпатории, в акватории которой взрывоопасный сухогруз подвергся бомбардировке авиацией Черноморского флота.

Охота на «красную» субмарину

Завидев в небе советские самолеты, весь экипаж «Санта-Фе» затаил дыхание: одно попадание в трюмы со взрывчаткой — и сухогруз разорвет на мелкие кусочки. К счастью для немцев, бомба угодила в машинное отделение, выведя из строя только механизмы. «Санта-Фе» остался на плаву, но частично лишился силовой установки и застопорил ход. Видимо, заметив, что задание выполнено не до конца, летчики попросили помощи у моряков-краснофлотцев. И вскоре в бухту, где дрейфовал беспомощный сухогруз, вошла советская подводная лодка класса «Народоволец». Залп двух торпедных аппаратов — и «Санта-Фе» пошел на дно с трюмами, полными топлива и взрывчатки. Сразу после того, как судно было атаковано подлодкой, капитан успел вызвать по радио подмогу, но было уже слишком поздно. Подоспевшие немецкие спасатели успели лишь поднять на борт уцелевших и не до конца замерзших в ледяной ноябрьской воде членов команды сухогруза. Сам же «Санта-Фе» опустился на дно, превратившись в опасную подводную «мину» гигантской мощности.

А через пару недель в бухту вошла другая советская подводная лодка, которая, выполнив боевое задание, тщетно пыталась оторваться от преследовавших ее двух малых немецких боевых кораблей S-101 и S-102 — охотников за подлодками. Эта гонка с преследованием продолжалась уже несколько часов, и советские подводники старались передвигаться под водой как можно скрытнее. Чтобы усыпить бдительность немецких охотников, субмарина передвигалась «мелкими перебежками», то залегая на дно, соблюдая при этом полную тишину, то на малом ходу старалась потихоньку уйти в сторону своей базы.

Но и морские волки кригсмарине тоже были опытными охотниками и хорошо знали свое дело. Тем более, что малые немецкие корабли класса «Шнелльбот» (по сути, это быстроходные торпедные катера) были хорошо вооружены и оснащены хоть и не самым современным на тот момент оборудованием для радиолокации и обнаружения подлодок, но для выполнения поставленной задачи его было вполне достаточно. Да и командовали малыми кораблями опытные капитаны. На торпедном катере S-101, например, флаг держал обер-лейтенант Георг Кристиансен, который еще до нападения Германии на СССР был награжден Рыцарским крестом. Еще раньше, в начале 1941 года, такой крест получил командир S-102 обер-лейтенант Вернер Тёнигес.

Точное бомбометание

Оба капитана были полны решимости найти и уничтожить советскую подводную лодку. И методично прочесывали и прослушивали акваторию бухты. В какой-то момент подчиненные Вернера Тёнигеса обнаружили под катером, как им показалось, желаемую добычу. Капитан скомандовал атаковать объект, находившийся под водой, — достаточно большой, чтобы он мог быть подводной лодкой. S-102 зашел на цель, и в воду одна за другой посыпались глубинные бомбы. После атаки на поверхности расплылось огромное масляное пятно и переливающееся на солнце всеми цветами радуги горючее. Поняв, что цель близка, капитан скомандовал пойти на второй заход.

И снова на глубину устремилась серия мощных бомб. Победа над советской подводной лодкой была так близка. И действительно, вдруг что-то под катером содрогнулось. У всех, кто находился в тот момент на борту S-101, идущего в трех кабельтовых параллельным с S-102 курсом, создалось ощущение, что они находятся недалеко от эпицентра цунами — такой циклопической была сила, разметавшая все, что находилось над сухогрузом «Санта-Фе» (а это был именно он), в который и попала одна из глубинных бомб с S-102. Ни капитан, ни матросы с соседнего S-101 ничего толком не успели заметить, потому что их корабль чудом остался на плаву: гигантская волна накрыла торпедный катер, да так, что, не обладай проект «Шнелльбот» прекрасной плавучестью, он пошел бы на дно.

Все, что увидели моряки S-101 после того, как волны, наконец, более или менее успокоились, — это мутный туман и нескончаемый дождь из грязной морской воды, поднятой вверх чудовищным взрывом сдетонировавших на «Санта-Фе» зарядов. А S-102 пропал — просто исчез, будто его и не было. На поверхности плавали лишь мелкие обломки корабля. Самого же катера и команды нигде не наблюдалось. Лишь позже удалось обнаружить кое-какие фрагменты обмундирования и легких деталей с S-102, качающиеся на волнах то тут, то там на весьма внушительном расстоянии от эпицентра взрыва.

Неожиданное возмездие

В чем-то похожий случай произошел в Баренцевом море, где во время войны охотились «волчьи стаи» немецких подводных лодок. В очередной день охоты капитан одной из них заметил в перископ транспорт союзников. Самое удивительное, что грузовые суда шли без сопровождения. Как это произошло, не совсем ясно, ведь до определенного пункта караван должны были сопровождать англичане, а потом в охранение вступали советские боевые корабли. Но бывали случаи, когда британские военные моряки раньше времени разворачивались на 180 градусов и устремлялись к родным островам.

Самый известный такой случай — трагедия конвоя «PQ-17», когда первый морской лорд Адмиралтейства Дадли Паунд испугался выхода в море группы немецких боевых кораблей во главе с линкором «Тирпиц», и приказал британскому охранению покинуть обреченные на гибель суда конвоя. Тогда погибло 22 транспорта с грузом ленд-лиза и два вспомогательных судна, потопленные в ходе операции немецких кригсмарине под названием «Ход конем».

Так или иначе, заметив, что конвой идет без сопровождения, капитан подводной лодки приказал экипажу всплыть, чтобы действовать наверняка. А потом отдал приказ о торпедной атаке ближайшего от подлодки транспорта, на палубе которого, как он увидел еще в перископ, стояли танки. Торпеды быстро достигли своей цели и продырявили обшивку судна в том месте, где, по-видимому, в трюме лежали снаряды или взрывчатые вещества.

Взрыв, действительно, получился мощнейшим, и подводники во главе с капитаном в первый миг обрадовались было своей удаче. Но что это?! Под действием гигантской взрывной волны с палубы взлетают несколько тяжелых танков, два из которых точным попаданием приземляются… на гитлеровскую подводную лодку. Никто из горе-охотников ничего не успел понять. А с соседних транспортов моряки хорошо видели, как немецкая субмарина в течение нескольких минут пошла ко дну. Вот уж абсолютно права и справедлива народная мудрость: не рой другому яму — сам в нее и попадешь.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Александр Ющенко

Руководитель пресс-службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня