Война в Сирии, кроме всего прочего, для военных и конструкторов оружия еще и бесценная лаборатория, позволяющая сделать важные выводы на будущее. Поэтому ход сражений на Ближнем Востоке пристально анализируют во всем мире.
Изучение опыта уличных боев в Сирии (а еще раньше — в Чечне) возродило в нашей стране задвинутую было в пыльный угол идею создания штурмового танка. Занялась этим корпорация «Уралвагонзавод». Причем, по собственной инициативе, без участия Министерства обороны РФ. В расчете, безусловно, что заинтересованность у военных все же скоро возникнет. А с ней и оборонный заказ.
Толчком, по словам заместителя директора УВЗ по спецтехнике Вячеслава Халитова, стало такое важное наблюдение: «Если внимательно проанализировать последние вооруженные конфликты в мире, то окажется, что боевые действия ведутся в основном в городах, никто в наши дни на открытой местности не сражается, потому что это, по сути, мгновенное уничтожение».
А что танку нужно, чтобы успешно бить противника в плотной городской застройке? Повышенная защищенность и увеличенная огневая мощь. Вот по этому пути в Нижнем Тагиле и пошли. В итоге там выкатили танк Т-72 весьма необычного вида. С бульдозерным ковшом спереди, который способен помочь преодолевать разного рода завалы и баррикады на разрушенных улицах. Одновременно — усиливать защиту боевой машины в лобовой проекции.
Турель зенитного пулемета укрыли бортовыми экранами с бронестеклами, чтобы командир танка меньше рисковал, стреляя по окнам, дверным проемам и подвалам, в которых могли бы укрываться вражеские гранатометчики.
А еще на штурмовой Т-72 навесили бортовые экраны с динамической защитой, дополнительное бронирование, противокумулятивные решетки. И установили модернизированную 125-мм пушку 2А46М, доработанный для стрельбы ракетами автомат заряжания, более эффективную систему управления огнем (СУО) с многоканальным прицелом наводчика «Сосна».
Считается, что эти новшества помогут существенно увеличить механическую живучесть Т-72 в уличном бою. И без того, впрочем, выдающуюся. Что не раз сирийскими танкистами было продемонстрировано в ходе только что победно завершившейся многомесячной битвы за Алеппо и в боях в Донбассе.
Мы же отметим, что попытки создать почти неуязвимый штурмовой танк во многих странах предпринимались и предпринимаются почти век. В том числе и в нашей стране, заслуженно считающейся одним из мировых лидеров в этой области. Правда, поначалу ввиду отсутствия нынешних высоких технологий исследовательская и инженерная мысль повсеместно двигались по пути создания форменных бронированных монстров.
Первый опыт в СССР на этом направлении получил наименование Т-35, который назвали «танком резерва Главного командования для прорыва особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос». Взялись за него в 1929 году. В 1931 году выкатили 42-тонную боевую машину с экипажем в 10 человек и пятью вращающимися башнями с одним 76-мм орудием, двумя пушками калибра 37-мм и тремя пулеметами. Бронирование — от 40 до 30 миллиметров. Двигатель М-17 мощностью в 500 лошадиных сил позволял разгонять Т-35 максимум до 29 километров в час.
В 1934 году начался мелкосерийный выпуск танка прорыва. В процессе производства в конструкцию вносились существенные изменения. Вес вначале вырос до 50 тонн, затем — до 52 и 55 тонн. Число членов экипажа колебалось от 9 до 11.
Выпуск Т-35 прекращен в 1939 году. Танк принимал участие в первых боях Великой Отечественной войны.
Работа над созданием машины прорыва продолжалась. В 1932 году советские конструкторы взялись за проектирование тяжелого танка массой в 80 тонн, пушкой калибра 152-мм и двигателем мощностью в 2000 лошадиных сил. А к 1934 году подоспело решение сделать и сверхтяжелый танк массой в 300 тонн.
Он должен был состоять из трех элементов — двух гусеничных полутанков и поперечной платформы между ними. Соединенные вместе они должны были стать огромной четырехгусеничной машиной длиной в 17,5 метра и шириной в 6,5 метра. В орудийных башнях такого бронемонстра должны были стоять гаубица Б-4 калибра 203-мм и четыре пушки калибра 152,4 мм. Лобовая броня — 150 мм, бортовая и башни — 100 мм, крыши и днища — по 30 мм. Но в серию это чудо советской боевой техники не пошло.
Войну мы встретили с другими тяжелыми танками — КВ-1 и КВ-2 (Клим Ворошилов), борьба с которыми в 1941-м году были не под силу большинству гитлеровских пушек. О них написаны тонны книг. Менее известен широкой публике созданный на базе КВ-1тяжелый огнеметный танк КВ-8.
От предшественника он отличался вот чем. Вместо 76-мм пушки на КВ-8 стояла 45-мм пушка образца 1932−1938 года с маскировочным кожухом, воспроизводившем очертания прежнего орудия. Рядом со спаренным с пушкой пулеметом монтировался огнемет АТО-41 поршневого типа. Огнесмесь выстреливалась на дальность до 100 метров. Количество выстрелов из АТО-41 — 92.
КВ-8 имел массу 43 тонны и экипаж 5 человек. Выпускался в течении 1942−1943 годов.
Уже в ходе войны на смену КВ пришли более мощные ИС-85 и ИС-2 (Иосиф Сталин). Они воевали до Победы.
После войны (в 1950 году) в серию пошел ИС-8, массой в 50 тонн и экипажем 4 человека. Он имел мощное бронирование, 122-мм пушку и два 12,7 мм пулемета. После смерти Сталина получил наименование Т-10. Это был последний советский тяжелый танк.
Последующая история советского танкостроения широко известна, поэтому останавливаться на ней смысла нет. Приведем лишь одну американскую оценку нашей последней на сегодняшний день разработки, уже пришедшей в войска - танка Т-90. Минувшей весной Карбер, президент исследовательской организации Potomac Foundation, отправился на Украину изучать опыт боев на ее Юго-Востоке. И пришел к неутешительным выводам: родная ему американская бронетехника безнадежно отстала от российской.
В мае нынешнего года Карбер доложил в Вашингтоне: «Украинцы не смогли зафиксировать ни одного подбития Т-90. Русские, на самом деле, спроектировали эти танки таким образом, чтобы иметь преимущество при слабом свете, в тумане и в зимних условиях».
И еще: «Я разговаривал с украинскими противотанковыми артиллеристами. Они говорят: «Я направил снаряд моей противотанковой установки прямо на танк, он подлетел к нему, но там возник этот удивительный щит. И вдруг моя противотанковая ракета изменила траекторию и просто улетела в небо».
Речь, естественно, о комплексе оптико-электронного подавления «Штора-1», установленном на российском основном боевом танке Т-90. И вот теперь война в Сирии показала, что для успешных боев в городских условиях одной лишь «Шторы-1» недостаточно. А Т-90 все же обычный, а не штурмовой танк. Поэтому «Уралвагонзавод» и принялся за новую работу с Т-72.
Между прочим, не один УВЗ. Несколько лет назад специалисты МВТУ имени Баумана совместно с конструкторами омского КБТМ и ОКБ-9 из Екатеринбурга предложили вариант создания для уличных боев «боевой артиллерийской машины» на базе Т-72 или Т-80. Вооружить ее предполагалось 152-мм нарезной пушкой-гаубицей. Эффективность огня такого орудия, как утверждают, втрое выше, чем у стандартной 125-мм пушки, стоящей на Т-72.
Толком, видимо, эта затея пока даже не обсуждалась. Все средства были брошены на опытно-конструкторскую работу «Армата». Вышел отличный танк Т-14. Обещают, что первые 2300 таких машин Вооруженные силы РФ получат к 2025 году. Но, судя по тому, что работающий над «Арматой» «Уралвагонзавод» своего проекта «штурмовой танк» все же не остановил, там считают, что несравненно более простая и относительно дешевая боевая машина для боев в городе должна стать важным дополнением к долгожданному Т-14.