Вашингтон создал на северо-востоке Сирии военную базу, которая подконтрольна курдской партии «Демократический союз». Об этом 23 января сообщило издание Daily Sabah.
Отмечается, что объект в сирийском городе Эль-Хасаке находится в 70 км от границы с Турцией и в 50 от границы с Ираком. На базе США разместили 800 человек. Эту новость активно растиражировали российские СМИ с негативным оттенком, однако отметим, что Daily Sabah на самом деле ссылается на сообщение курдского агентства BasNews, которое ранее распространило более полную информацию.
BasNews замечает, что Соединенные Штаты создали новую военную базу в Западном (Сирийском) Курдистане, чтобы усилить поддержку местных сил, которые ведут борьбу против «Исламского государства» *. Источник из проамериканского курдско-арабского альянса «Демократические силы Сирии» (SDF), выступая на условиях анонимности, сообщил изданию, что «большая группа хорошо укомплектованных войск специального назначения США» недавно прибыла на базу Тель-Бадр — к северо-западу от Хасаке.
Кроме того, он отметил, что американский спецназ прибыл после того, как местные сирийские курдские бойцы начали эвакуацию с перемещением военной техники в другое место.
— Общее количество американского спецназа и военных инструкторов, прибывших на базу, составляет 800 человек, — отметил источник, добавив, что их прибытие — часть плана международной коалиции во главе США по разгрому боевиков ИГ в провинции Дейр эз-Зор. — Они также будут оказывать поддержку бойцам SDF, которые в настоящее время ведут наступление на Ракку.
Как заметил курдский портал, в рамках кампании международной коалиции в борьбе с ИГ в Сирии, США ранее создали военные базы на территории Западного Курдистана, в том числе в Кобани, Айн Иса, Румейлане и Хасаке.
Со своей стороны отметим, что в настоящее время США располагают пятью авиационными базами в регионе — «Аль Дхафра» (ОАЭ), «Аль Удэйд» (Катар), «Иса» (Бахрейн), «Али аль-Салем» (Кувейт) и пока еще действующей «Инджирлик» (Турция). Кроме того, судя по спутниковым снимкам, в районе Кобани в Сирийском Курдистане американцы уже давно построили два объекта: на первом (на территории сирийско-французского цементного завода «Лафарж») зафиксированы штабные, складские и др. постройки, а также вертолеты AH-64 Apache, BlackHawk, CH-47 Chinook и конвертопланы морской пехоты V-22 Osprey, на втором — в 35 километрах к югу от Кобани (Румейлане) — взлетно-посадочная полоса, которая была построена при участии американских инженеров. Объект на территории сирийской военной базы в Айн Иса используется США и SDF в качестве логистического центра для наступления на Ракку и тренировочного лагеря для подготовки местного населения к боям с ИГ.
Создание новой базы и вообще усиление американцев в Сирийском Курдистане «СП» комментирует начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.
— Конечно, подача материала в Daily Sabah не верна: США не открывали никакую базу, подконтрольную курдам, по одной простой причине — американцы контролируют объекты в Сирийском Курдистане исключительно своими силами. Коалиция SDF, а тем более отряды народной самообороны YPG партии «Демократический союз», эти объекты никак не контролируют. Даже те центры, где проходят обучение арабские бойцы SDF, находятся полностью под юрисдикцией международной коалиции. Соответственно, когда бойцы поступают в лагеря, то они фактически переходят под контроль инструкторов — американцев, британцев, французов, иорданцев. Поэтому говорить о том, что США создают базы, подконтрольные курдам, неверно в принципе.
Но вообще усиление американцев в Сирийском Курдистане ожидаемо: были сообщения о том, что Дональду Трампу представлен доклад Пентагона, в котором обращалось особое внимание на необходимость усиления поддержки курдских сил и аффилированных с ним арабских и туркменских подразделений SDF в борьбе с ИГ. Отмечалось, что альянс SDF является наиболее эффективной силой в борьбе с исламистами и что именно на его поддержку необходимо сделать основной упор на территории Сирии. Соответственно, в данном контексте предлагалось усиливать не только авиационную поддержку альянса и увеличить ему поставки вооружений (они, подчеркну, прежде всего, идут арабским формированиям в коалиции), но и направить дополнительные подразделения американских ВС.
На мой взгляд, открытие новой базы — подтверждение того, что новое американское руководство согласилось с подобной стратегией, и впредь оно будет расширять военное присутствие на территории Сирийского Курдистана. Да, некоторое время были сообщения о том, что заявления о поддержке Турции Трамп действительно делал не на пустом месте. Однако затем стало ясно, что решить задачу борьбы с ИГ в самые короткие сроки, опираясь на ВС Турции и формирования оппозиции в буферной зоне на севере провинции Алеппо, будет невозможно.
Иных возможностей у США для эффективной борьбы с ИГ в Сирии «на земле», кроме как ставки на SDF, нет. Мы видим, что турецкие военные и отряды Сирийской свободной армии так и не смогли окружить город Аль-Баб. А он, город, выполняет роль некой пробки: с одной стороны от него находятся войска Башара Асада, с другой — турки и отряды ССА, восточнее — возле Манбиджа — SDF. Для ударов по позициям ИГ там привлекалась даже российская авиация, но турки все равно никак не могут взять город и сейчас фактически прекратили активные действия, сосредоточившись на зачистке пригородов — в том числе городка Кабасин. А чтобы продолжить операцию против Ракка, туркам надо было брать Аль-Баб и идти по западному берегу реки Евфрат.
В общем, если новая администрация Белого дома действительно собирается покончить с ИГ в течение трех месяце, то она будет делать ставку на курдов и SDF, невзирая на позицию турок по этому вопросу. В том числе — поддерживать альянс рейдами спецназа против ИГ. Как это было в начале января в Ракке, когда группа американцев при поддержке «арабского» спецназа, действующего возле границы с Иорданией, провела операцию против ИГ в восточной части провинции. Или — на днях американские силы спецназа при содействии SDF провели ряд успешных операций в тылу ИГ в городе Табка и окрестностях. Диверсионные группы уничтожили ряд военных объектов «халифата» и трех местных амиров ИГ, включая главу местной администрации. Так что, открытие баз спецназа США в этом смысле — верное решение.
«СП»: — Некоторое время назад альянс SDF создал «Военный совет Дейр эз-Зор» и начал медленное продвижение в провинции. Какова вероятность, что в ближайшее время количество операций на этом направлении увеличится?
— Курды давно рассматривали возможность продвижения в провинции Дейр эз-Зор. В частности, еще в 2015 году, когда они начали активно зачищать провинцию Хасака от сил ИГ и вышли на стык мухафаз. Смысл был в том, чтобы перерезать коммуникации боевиков между Ираком и Сирией, но в итоге все завершилось захватом трассы и переориентацией на бои в Ракке.
В «Военный совет Дейр эз-Зор» вошли местные силы — представители различных племен, население провинции. Создание совета свидетельствует о том, что планы по поводу овладения Дейр эз-Зором начали переходить в практическую плоскость. Тем более что продвижение к центру провинции будет более легкой задачей, чем маневрирование в провинции Ракка, так как там меньше укреплений. Плюс — в западном секторе города Дейр эз-Зор находится группировка САА, которая сковывает силы ИГ.
Кстати, на фоне рассечения позиций САА на два анклава наступление SDF в этой провинции может быть проведено под предлогом того, что международная коалиция опасается перехода всего города под контроль ИГ. В этом случае протесты Дамаска и Москвы могут быть запросто отклонены, мол, если вы не способны разблокировать гарнизон и спасти местное население, то мы вынуждены подключиться к обороне города. А как мы знаем, например, 16−17 января американская авиация наносила удары по позициям ИГ вокруг Дейр эз-Зора.
«СП»: — Однако Иран, Анкара и Дамаск могут заявить коллективный протест по поводу того, что курды усиливают свои позиции не только на севере и северо-востоке страны, но и на востоке.
— Возможно, но если Трамп действительно поставил задачу ликвидировать ИГ в течение 90 суток, то какие-либо протесты тут никакого успеха не возымеют. Тем более что США заявляют, что они поддерживают в основном не «Демсоюз» и отряды YPG, а вооруженные арабские племена в SDF, бойцов которых в альянсе не так уж и мало — около 23 тысяч человек. Хотя понятно, что Дамаск и Анкара по-прежнему пытаются представить ситуацию так, что в SDF воюют только YPG, а арабские формирования — это такой же миф, как арабское суннитское ополчение в Ираке…
В общем, Трамп прагматичен и у него есть аргумент для активных действий на востоке страны — что мешает вам, просирийской коалиции, в условиях перемирия приложить больше усилий для борьбы С ИГ?
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ