Во сколько России обходится военная операция в Сирии
Президент США Дональд Трамп считает, что ВМС страны находятся на таком же низком уровне, как в Первую мировую войну. Об этом он заявил в понедельник, 6 февраля, выступая на базе американских ВВС во Флориде. Там же размещается штаб Центрального командования ВС США, в сферу оперативной ответственности которого входят Ближний Восток и Северная Африка.
«Такого больше не будет. Мы примем все необходимые меры, чтобы обеспечить наших военных моряков оборудованием, ресурсами, а также проведем подготовку, чтобы они смогли выполнять свою работу», — сказал Трамп.
Ранее еженедельник Defence News сообщил, что ВМС США не хватает денег на ремонт кораблей, в результате чего задолженность по ремонту постоянно растет. В целом у каждого авианосца, по крайней мере, на три года просрочен срок прохождения регулярного техосмотра, а некоторые субмарины пребывают в нерабочем состоянии от четырех и более лет. Причиной такого положения, подчеркивает издание, является многолетнее недофинансирование ВМС США в период правления администрации Барака Обамы.
Во сколько России обходится военная операция в Сирии
Все это плохо стыкуется с планами Минобороны США по увеличению военно-морского флота с 274 кораблей до 355, которые Дональд Трамп решительно поддерживает.
Напомним: Пентагон считает, что ВМС страны следует значительно увеличить из-за «роста военной угрозы со стороны Китая, а также наращивания сил Россией». Об этом, в частности, говорится в докладе, который военное ведомство направило в Конгресс в середине декабря 2016 года.
В документе отмечается, что сейчас военно-морские силы США насчитывают 274 корабля — почти вдвое меньше, чем в 1987 году (594 корабля), и что действующая сейчас программа предусматривает доведение их числа до 308.
Программа по постройке дополнительных 47 кораблей должна обойтись в $509 млрд., и рассчитана на 30 лет. Она предусматривает строительство одного авианосца, 16 крупных надводных боевых кораблей, 18 подлодок, десантных кораблей и кораблей поддержки. Меньшее число кораблей, согласно докладу, представляет собой «неприемлемый уровень риска в случае ведения боевых действий».
С приходом в Белый дом Трампа, являющегося сторонником увеличения военного бюджета США, у этих планов появились шансы на реализацию. Правда, для этого нужно заручиться поддержкой Конгресса.
Зачем Америке военно-морская армада, и что могут противопоставить ей Китай и Россия?
— Что бы ни говорил Трамп, даже сегодня ВМС США обладают абсолютным превосходством над всеми остальными флотами по боевому составу и численности, — считает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков. — Россия, например, может что-то реально противопоставить американским кораблям только в нашей прибрежной морской зоне. Да и то, я считаю, при условии, что мы проведет модернизацию кораблей ВМФ РФ.
Если же говорить об океанской зоне, где во времена СССР наш флот мог сражаться с американским, сейчас она для России вообще недоступна.
«СП»: — Почему, если превосходство ВМС США не вызывает сомнений, ставится вопрос о достройке 47 кораблей?
— Америка готовится решать геополитические задачи одновременно в нескольких зонах Мирового океана. Замечу, что программа постройки дополнительных кораблей рассчитана на 30 лет. За это время Китай, который в последнее время очень активно строит корабли, также сумеет значительно нарастить свой военный флот.
Напомню: сегодня военная стратегия КНР выделяет море как одну из четырех ключевых сфер, в которых Китаю необходимо повышать потенциал своих вооруженных сил — наряду с космосом, киберпространством и ядерной сферой. С 2012 года китайцами провозглашен курс на становление страны в качестве сильной морской державы. А в «Белой книге» правительства КНР от 2015 года подчеркивается отказ от традиционных представлений о приоритетной важности сухопутных пространств, и обозначается переход от защиты исключительно прибрежных территорий к комплексному обеспечению безопасности как в прибрежных районах, так и в открытом море.
По количеству атомных подлодок и эсминцев китайский флот уже сегодня является третьим в мире. И первым в мире по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, а также десантных кораблей. Министерство обороны США считает, что в настоящее время Китай располагает 16 атомными субмаринами. Есть у китайцев и авианосец «Ляонин» (в строю с 2012 года) — бывший советский авианесущий крейсер «Варяг» проекта 11436, приобретенный в 1998 году на Украине в недостроенном состоянии.
Да, на данном этапе Китай в технологическом отношении отстает от США. Но через 30 лет состояние американского и китайского флотов будет напрямую зависеть от возможностей экономик этих стран. Впрочем, если американцам удастся провести реиндустриализацию, они будут и дальше господствовать на морях.
«СП»: — Как к тому времени будут выглядеть возможности ВМФ России?
— Мы, не исключено, сможем сломать американцам игру на морских пространствах. Если сумеем принять на вооружение противокорабельные гиперзвуковые ракеты «Циркон», и успешно развить это направление. В этом случае наш крейсер, имея на борту до 80 таких ракет, сможет противостоять не только авианосной группе, но даже соединению из трех авианосцев США. Такие возможности поставят ВМС США в очень трудное положение.
— США в последние годы весьма слабо модернизировали свой флот, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Поэтому сегодня проблемы у американцев возникают не только с содержанием авианосцев и подлодок. По экспертным данным, почти две трети многоцелевых истребителей корабельного базирования ВМС США не могут подняться в небо по техническим причинам — находятся на ремонте или в ожидании поставок запасных частей.
Так произошло, потому что львиную долю военных ассигнований Америка тратила на сухопутные войны. Это были, по сути, войны контрпартизанского характера — США вели их с тех пор, как в 2003 году свергли в Ираке режим Саддама Хусейна. Они требовали легкого вооружения и военного оборудования, тем не менее, расходы на них были велики. В частности, значительные средства уходили на логистику и работу с местным населением. При этом Пентагон считал, что угрозы большой войны нет. А раз так, можно меньше внимания уделять и тяжелым сухопутным силам, и военно-морскому флоту.
Но теперь новый президент США считает большую войну возможной. И если Трамп намерен защищать Америку, ему действительно нужен мощный флот. Только флот может обеспечить безопасность побережья и морских коммуникаций Америки, а также позволит Штатам эффективно действовать в различных точках мира совместно с союзниками — такими, как Австралия и Великобритания.
Правда, я не исключаю, что в программу достройки флота США будут внесены существенные изменения. С развитием современных систем противокорабельного оружия, особенно гиперзвукового, становится очевидным: ставка американцев на авианосцы была ошибкой. Авианосцы подходят, скорее, для колониальных войн — грубо говоря, для бомбежек каких-нибудь папуасов. Но поскольку Трамп намерен от таких войн отказаться, авианосцы ему не нужны.
На Западе считают, что одна МБР «Сармат» сможет уничтожить Англию вместе с Уэльсом
Скорее всего, США будут строить крупные линейные корабли — крейсера и эсминцы, плюс многоцелевые подводные лодки. Это повлечет за собой изменение структуры американского флота. Проблема и в том, что эти корабли нужно будет оснащать новым оружием, а его у американцев нет. Крылатые ракеты Tomahawk морского базирования устарели, нет и эффективных противокорабельных ракет.
На перестройку флота нужны огромные средства, и где их достать — едва ли ни главный вопрос для Дональда Трампа. Он может полностью вывести американские войска из Афганистана, но это сложно сделать по политическим соображениям. Он может оплатить постройку флота путем увеличения дефицита бюджета — но республиканцы категорически против такого подхода. Есть и третий путь — резко сократить социальные расходы, плюс сократить помощь странам вроде Украина, но и на этом пути имеются политические вызовы. Как в итоге Трамп выйдет из этого положения — вопрос пока открытый.