«Пиранья»: субмарина для диверсантов и внезапных атак

Обратит ли ВМФ России внимание на разработку СПМБМ «Малахит»

  
15299
"Пиранья-865"
«Пиранья-865» (Фото: topwar.ru)

На малазийской международной выставке технике вооружения и военной техники LIMA 2017 Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» представило малые подводные лодки типа «Пиранья», которые вооружены самым современным ракетным оружием.

В семейство мини-субмарин входят, в частности, лодки «Пиранья-450», «Пиранья-650Э», «Пиранья-950». На подлодках может быть размещено торпедное, ракетное и минное оружие. Некоторые субмарины имеют шлюзовую камеру, что позволяет высаживать боевых пловцов.

Малые подводные лодки с водоизмещением от десятков до нескольких сотен тонн эффективны в прибрежной морской зоне, включая устья рек, на мелководье, в условиях изрезанной береговой линии. В последние годы интерес к ним проявляет целый ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Наиболее активно малые подводные лодки строились в Советском Союзе в 30-е-40-е годы. В этот период в ВМФ поступило более 150 субмарин типа «Малютка» водоизмещением от 200 до 250 тонн, длиной до 40 метров и рабочей глубиной, равной 50 метров. При этом экипаж был довольно солидным — 36 человек. По огневой мощи «Малютку» можно сравнить с «двустволкой без патронташа» — имелись два носовых торпедных аппарата без дополнительных торпед. Тем не менее, во время войны «Малютки» потопили 10 боевых кораблей противника и 61 судно.

Читайте также

В 70-е годы на «Малахите» началась разработка «Пираний» (проект 876), семейство которых сейчас развивается за счет новых модификаций, различающихся по специализации, используемому вооружению, и водоизмещению. Но всех объединяет невысокая стоимость. В значительной степени это способствует популярности этих лодок на мировом рынке.

Эти лодки функционально отличались от «Малюток», перед которыми ставилась единственная боевая задача — уничтожение надводных кораблей и судов противника. «Пираньи» стали многоцелевыми субмаринами, способными запускать не только торпеды, но и крылатые ракеты, а также проводить разведку и выступать в роли плавающей базы боевых пловцов, решающих как диверсионные, так и контртеррористические задачи.

Разработка «Пираний» началась в конце 70-х годов, постройка — в 1984 году. В 1990 году на вооружение ВМФ СССР были приняты две лодки, которые прослужили до 1999 года. На этом серия в связи отсутствием финансирования завершилась.

Подводное водоизмещение лодки, корпус которой изготовлен из титана, — 319 тонн. Длина — 28,3 м, ширина — 4,7 м, наибольшая высота — 5,1 м. Предельная глубина погружения — 200 м, рабочая глубина — 180 м. Подводная скорость — 6,7 узла. Экипаж — 3 человека. Имеется возможность размещения шести боевых пловцов, которые покидают лодку при помощи шлюзовой камеры. Автономность — 10 суток, дальность плавания под водой — 130 миль.

К вооружению относятся 2 торпеды калибра 400 мм и 4 мины. А также гидроакустический комплекс «Припять-С». Также имеется радиолокационный комплекс, который работает при поднятии в надводное положение антенны. Для водолазов предусмотрены шесть контейнеров, в которых имеются буксировщики.

К силовой установке относятся дизель-генератор мощностью 160 кВт и гребной электромотор мощностью 60 кВт. Шумоподавление решалось за счет двухуровневого демпфирования механизмов, имеющих подвижные элементы. Также корпус был покрыт специальным покрытием, снижающим акустическую заметность лодки.

К существенному отличию относится наличие иллюминатора, с помощью которого можно наблюдать за работой водолазов. Также имелся выход за пределы корпуса, к которому подключался электрический кабель и шланг для пополнения запаса воздушной смеси для водолазов. Подводное десантирование осуществлялось на глубинах до 60 метров.

В 90-е годы питерские конструкторы, решив не останавливаться на полученных результатах, продолжили разработку серии. Была проведена НИР по созданию лодки «Пиранья-2» с воздухонезависимой энергетической установкой с электрохимическим генератором (ЭХГ). Данное нововведение позволило бы подводной лодке вырабатывать электроэнергию без использования дизель-генератора без всплытия.

Несмотря на то, что в результате проведения НИР были достигнуты положительные результаты, дальнейшие работы были остановлены. И не только из-за отсутствия финансирования, но и по причине недоверия командования ВМФ к малым лодкам, какие бы чудеса инноваций ни предлагали их конструкторы.

Однако руководство СПМБМ «Малахит», понимая, какую коммерческую пользу можно извлечь из производства и экспорта малых ПЛ, в нулевые годы продолжило в инициативном порядке развивать серию. В результате к настоящему моменту в портфеле «Малахита» находится целое семейство «Пираний» водоизмещением от 130 тонн до 1000 тонн.

Первая презентация проекта состоялась на международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2001 в Абу-Даби. Затем последовали другие международные выставки, на которых модельный ряд постоянно расширялся.

Самая миниатюрная лодка — «Пиранья-130». Она имеет водоизмещение в 130 тонн и длину, равную 31 метру. У «Пираньи-170» водоизмещение 170 тонн.

Более серьезная лодка — «Пиранья-Т». Ее водоизмещение — 370 тонн, длина — 47,5 метра. Экипаж состоит из 5 человек. Лодка дизель-электрическая с гребным электромотором мощностью 400 кВт. Максимальная скорость подводного хода — 12 узлов. Дальность хода без необходимости всплытия — 200 миль.

К семейству «Пираний» принадлежат также «Пирпнья-450», «Пиранья-550» и «Пиранья-2», имеющая воздухонезависимую силовую установку.

Самая крупная лодка, о которой «Малахит» предоставляет сведения в открытый доступ, — «Пиранья-650Э» водоизмещением 870 тонн и длиной 60 метров. В отличие от «мелких» модификаций она способна работать на глубине в 300 метров. Экипаж — 9 человек и 6 боевых пловцов. Подводная скорость — 14 узлов. Общая дальность хода — 2000 миль.

Вооружение также более серьезное, чем у лодок предыдущих модификаций. 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, которые могут использоваться для запуска как торпед, так и крылатых ракет «Калибр» подводной модификации. Также могут использоваться 8 торпед калибра 324 мм. Лодка может использоваться для установки минных заграждений, для чего на борт можно брать до 24 мин. Автономность — 20 суток.

Читайте также

Силовая установка включает в себя блоки батарей, дизель-генератор мощностью 630 кВт и гребной электродвигатель мощностью 900 кВт. Лодка оснащена и электрохимическим генератором, который обеспечивает непрерывный подводный ход на 1200 миль.

Есть и еще одна лодка, сведения о которой «Малахит» не выкладывает в открытый доступ, — «Пиранья-950». Можно лишь предположить, что это самая крупная в ряду субмарина, обладающая наибольшей ударной силой.

«Малахит» продолжает развивать свой проект, несмотря на то, что руководство ВМФ России не проявляет большого интереса к малым подводным лодкам. Но, как считает первый заместитель гендиректора предприятия, главный инженер Николай Новоселов, лед должен тронуться. Эти ожидания связаны с быстрым изменением стратегической обстановки, с постоянно возрастающей актуальностью как противодиверсионной деятельности и скрытного патрулирования прибрежной акватории, так и решения диверсионных задач.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня