Неожиданный ход: российский флот спасут ракеты «Тора»

Новым компактным комплексом ПВО пытаются залатать прорехи в обороне наших кораблей

  
34672
Неожиданный ход: российский флот спасут ракеты «Тора»
Фото: tvzvezda.ru

На недавно завершившейся в Абу-Даби (ОАЭ) Международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2017 российский концерн «Алмаз-Антей» продемонстрировал любопытный рекламный видеоролик. Как выяснилось, снят он был в октябре минувшего года на Черноморском флоте. Именно там состоялись испытания нашего нового оружия — зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2КМ». Автономный боевой модуль (АБМ) этого комплекса, изготовленный Ижевским электромеханическим заводом «Купол», был установлен на вертолетной палубе фрегата «Адмирал Григорович», головного корабля проекта 11356. Причем, на палубу фрегата модуль погрузили с помощью обычного портового крана, а закрепили как противолодочный вертолет — стальными цепями. Пуски зенитных ракет проводились по имитаторам крылатых ракет и, судя по видео, прошли очень успешно.

В чем необычность этого события? В том, что изначально в 80-х годах прошлого века мобильный ЗРК «Тор», названный так по имени древнего скандинавского бога, повелителя громов и бурь, создавался исключительно для противовоздушной обороны дивизий Сухопутных войск на марше и в позиционных районах. Поскольку боевая машина оказалась весьма эффективной, вскоре ее решили приспособить и для флота. На основе того «Тора» был разработан корабельный аналог ближнего радиуса действия — ЗРК «Кинжал». Он способен поражать любые современные средства воздушного нападения на дальностях от 1,5 до 12 километров. Установлен на всех больших противолодочных кораблях проекта 1155 типа «Удалой», а также на авианосце «Адмирал Кузнецов» и на тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий».

Читайте также

Так что опыта корабельной службы бывший «Тор» набирается давно. Но то, что было показано миру с палубы «Адмирала Григоровича», совершенно выбивается из прежнего ряда. Судите сами. ЗРК «Кинжал» имеет внушительные размеры (только та его часть, что возвышается над верхней палубой, занимает площадь 113 квадратных метров) и вес — 41,5 тонны. Его обслуживает расчет из 13 человек. А боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» весит почти втрое меньше — всего 15 тонн. Чтобы установить его, утверждают производители, достаточно располагать любой горизонтальной платформой шириной в 2,5 метра и длиной не менее 7,1 метра. При этом ни механические, ни гидравлические приводы, связывающие ЗРК с платформой, не нужны. Все необходимое для боя уже наличествует в составе АБМ: специальная аппаратура, вычислительный комплекс, радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение, операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания с собственным запасом топлива, системами жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования.

То есть водрузить «Тор-М2КМ» даже и не слишком могучим грузовым краном можно за считанные минуты не только на почти любой боевой корабль весьма скромного водоизмещения, но даже и на грузовой автомобиль. Или, допустим, на крышу высотного здания. Такую возможность обеспечивает полная автономность модуля — собственный источник питания в виде газотурбинного агрегата.

Но главное — перед нами фактически очень компактный боевой робот, поскольку боевая работа машины максимально автоматизирована. Судите сами: приводится в боевую готовность за три минуты. Обладает собственной радиолокационной станцией, которая способна обнаруживать до 144 воздушных целей и одновременно сопровождать до 20 самых опасных из них. Расчету всего из двух человек достаточно указать в качестве первоочередной для обстрела лишь одну мишень. Еще три, находящихся в секторе обстрела, модуль сам берет на автосопровождение и к каждой направляет по ракете.

При этом дальняя граница зоны поражения ЗРК «Тор-М2КМ» располагается на три километра дальше, чем у «Кинжала». Что немаловажно в очень скоротечном бою с воздушным противником. Вероятность поражения каждой цели одной ракетой не ниже 0,98.

Таким образом, перед нами совершенно новое и очень современное средство корабельной ПВО. Но для чего и для кого оно создано? На мой взгляд, ответ на этот важный вопрос кроется в составе участников тех самых испытаний, который состоялись на «Адмирале Григоровиче». Согласно официальному сообщению, наряду с ИЭМЗ «Купол» и НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ РФ в работах участвуют инженеры и конструкторы ОАО «Северное ПКБ» и ОАО «Зеленодольское ПКБ». И вот на этом, полагаю, следует остановиться поподробнее.

Ведь чем у нас в последние годы занимается «Зеленодольское ПКБ»? Очевидно, самая главная его головная боль — крупная серия малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М», которые строит сегодня на Волге завод им. Горького. Напомню, пять таких боевых единиц («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зеленый дол» и «Серпухов») уже переданы флоту. Четыре заложены на стапелях и пребывают в разных степенях готовности. Подписаны контракты с Министерством обороны РФ на строительство еще трех МРК этого типа.

Проектировались «Буяны-М» для пополнения Черноморского флота и Каспийской флотилии. Причем — главным образом для решения задач охраны и обороны исключительной экономической зоны нашей страны. Поскольку считалось, что далеко от берега отходить им не придется, приспосабливали «Буяны-М» одновременно и для плавания по рекам. Небольшая ширина (11 метров) и осадка (до 2,6 метра) позволяют им легко преодолевать шлюзы Волго-Балтийского водного пути. Водометные движители на этих МРК тоже явно не для океанских походов.

И что совершенно очевидно: вооружая эти весьма небольшие кораблики высокоточными ракетными комплексами «Калибр-НК», ни кораблестроители, ни заказчики из ВМФ и Министерства обороны РФ и сами не ожидали, что все у них получится сверхудачно. Первое боевое применение трех МРК проекта 21631 из акватории Каспийского моря по позициям террористов в Сирии произошло 7 октября 2015 года. И привело в изумление весь мир. Такой точности удара и такой дальнобойности от «Буянов-М» не ожидал никто. Ошеломленный американский журнал The National Interest написал: «Буян-М» с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны LCS".

По мнению журнала, с боевыми возможностями мгновенно ставшего знаменитым крохотного по флотским меркам 950-тонного «Буяна-М» могут сравниться лишь составляющие основу нынешних ВМС США эсминцы типа «Арли Берк» и ракетные крейсера типа «Тикондерога». Но они, безусловно, гораздо больше по размерам и гораздо дороже. Так выяснилось, что на самом деле мы построили МРК с едва ли не стратегическими возможностями. Если учесть, что из акваторий Черного и Каспийского морей они способны держать под прицелом едва ли не все европейские столицы, Ближний и Средний Восток.

Ничего удивительного, что первые два МРК этого проекта «Серпухов» и «Зеленый дол», которые в 2015 году пополнили Черноморский флот, были почти немедленно отправлены из Севастополя на боевую службу в Средиземное море. Вынужденно наплевав на свою более чем скромную мореходность, на малую осадку и на водометные движители.

За год эти кораблики по три раза смотались туда и обратно. А в октябре 2016-го и вовсе отправились вокруг Европы выручать обессиливший за последние годы российский Балтфлот. Там, на Балтике, «Серпухов» и «Зеленый дол» пребывают и по сей день.

Словом, какие там реки, какие шлюзы? Но рискованнейший океанский переход через почти всю Атлантику наглядно высветил не только сильные стороны «Буянов-М». Стала очевидной и их фактически полная беззащитность в дальнем походе от ударов с воздуха.

Те, кто задумывал эти корабли в варианте «река-море», конечно, полагали, что сильная ПВО не обязательна. Вблизи родных берегов собственная истребительная авиация наземного базирования прикроет. Поэтому в целях экономии места под «Калибры-НК» ограничились установкой на МРК проекта 21631 двух турельных пусковых установок комплекса 3М47 «Гибка». На каждой — по четыре зенитных ракеты «Игла». Тех самых, которые давно используют в Сухопутных войсках в составе обычных переносных зенитных ракетных комплексов и которые запускают с солдатского плеча.

В общевойсковом бою, когда над тобой «висит» своя истребительная авиация, когда тебя прикрывают еще и всяческие С-300 и «Буки», ПЗРК «Игла», безусловно, годится. А каково только с нею выходить в океан? Или даже в Средиземное море?

Поэтому вполне естественно, что с появлением новых боевых задач для «Буянов-М» конструкторам пришлось задуматься и над усилением их возможностей по отражению масштабного нападения с воздуха. И (хотя об этом пока никто официально не заявляет) испытанный на «Адмирале Григоровиче» компактный автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» может оказаться весьма кстати.

Это предположение подтверждает и тот факт, что специально для «Буянов-М» в АО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» разработана новейшая и весьма могучая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой. Принцип ее работы тот же, что и на бортовой РЛС проходящего испытания российского истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Новые радиоэлектронные «глаза и уши» для «Буянов-М» уже испытывают на одном из малых ракетных кораблей проекта 12443 «Молния».

Работа завершится до конца нынешнего года. Но если такая РЛС на «Буянах-М» станет работать совместно с их хилыми ЗРК «Гибка», то получится полная нелепость. А вот обеспечивать противовоздушную оборону вместе с ЗРК «Тор-М2КМ» — совсем другое дело.

Сложнее объяснить интерес к «Тору-М2КМ» со стороны ОАО «Северное ПКБ». Разве что так: именно названному конструкторскому бюро принадлежит авторство фрегатов проекта 11356, в том числе и «Адмирала Григоровича». При этом только «Адмирал Григорович» пока несет полноценную боевую службу в Севастополе. Второй такой же - «Адмирал Эссен» — формально включен в состав Черноморского флота почти год назад, в июне прошлого года. Но по сию пору загадочно и без внятного объяснения причин бороздит исключительно балтийские волны.

Третий фрегат проекта 11356 с именем «Адмирал Макаров» уже второй год не в состоянии завершить программу государственных испытаний. Основная причина названа давно — серьезные проблемы с установленными на этих кораблях зенитно-ракетными комплексами «Штиль-1». На днях в ходе Единого дня военной приемки это публично признал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

Читайте также

Причем, несложно догадаться, откуда выросли ноги у этой проблемы. Для специалистов не секрет, что в 2010 году формально был приватизирован, а фактически разгромлен и разогнан основной и многолетний разработчик наших корабельных зенитно-ракетных комплексов «Морской НИИ радиоэлектроники «Альтаир». Его акции переданы концерну «Алмаз-Антей». Естественно, прилюдно эти мероприятия объяснялись необходимостью пресловутой «оптимизации» в конструировании новой боевой техники. В прессе же появлялись и другие объяснения: кто-то очень стремился взять под контроль имущественный и финансовый комплекс ОАО «МНИИРЭ «Альтаир», стоимость которого по некоторым оценкам составляла 7 млрд руб. Очень привлекательно выглядели 8 га земли и около 100,0 тыс. кв. м площадей служебных зданий в Москве. В Тверской области «Альтаир» имел полигон (еще 90 га земли и 8,0 тыс. кв. м служебных помещений).

Не стало «Альтаира» — некому дорабатывать и «Штиль-1». Но если этот злосчастный комплекс не удастся довести до нужных кондиций — возможно, на фрегатах проекта 11356 пригодится и «Тор-М2КМ»? Его тактико-технические характеристики намного скромнее, но это все же лучше, чем ничего.

И тогда понятно, зачем в октябре на «Адмирале Григоровиче» выходили в море еще и специалисты «Северного ПКБ».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня