Горстка русских солдат остановит «Америку»

Плюсы и минусы новейшего десантного корабля Соединенных Штатов

  
21902
Спуск на воду корабля America LHA-6
Спуск на воду корабля America LHA-6 (Фото: defense.gov)

В феврале текущего года универсальный десантный корабль (УДК) USS America LHA-6 завершил квалификационные испытания судовых систем, в марте — его протестировали на живучесть. А в апреле с борта «Америки» бойцы 1-го батальона 5-го полка 15-го экспедиционного отряда морской пехоты произвели высадку десанта на остров Сан-Клементе во время учений PMINT (Phibron-MEU).

Речь идет о новейшем десантном корабле, разработанном в качестве альтернативы стареньким УДК типа «Тарава». Причем второй УДК «Триполи» (LHA-7) уже строится на судоверфи в г. Паскагула (штат Миссисипи), где и сошла со стапелей «Америка», которая обошлась казне США в $ 3,4 млрд.

УДК LHA-6 впечатляет своими размерами. Он имеет длину 257,3 метра и водоизмещение 45700 тонн, развивает скорость до 22 узлов (более 41,8 километра в час) и способен транспортировать от 1800 до 2500 морпехов. Экипаж составляет 1204 человек, включая 60 офицеров. Позаботились американцы также о корабельном госпитале на 600 коек и реанимационном отделении на 24 места. Всего планируется ввести в строй 11 таких монстров, правда, в разной модификации.

Читайте также

Для сравнения водоизмещение французского «Мистраля», которому так и не было суждено стать российским десантным вертолетоносцем, составляет 21300 тонн.

Как пишет военный обозреватель Брайан Кальман, бывший офицер в ВМС США, Пентагон, задумывая этот проект, рассчитывал получить идеальный корабль для десантирования большого числа морпехов в условиях преодоления береговой обороны противника.

Для этого решено было обеспечить принципиально иную поддержку с воздуха. Авиапарк УДК включает в себя 3 многоцелевых вертолета UH-1Y Venom, 4 тяжелых транспортных CH-53 Sea Stallion, 2 вертолета Sikorsky SH-60 Sea Hawk, 4 вертолета Bell AH-1 Sea Cobra, 12 конвертопланов MV-22 Osprey и 6 истребителей 5-го поколения с укороченным/вертикальным взлётом F-35 В.

Всего ангары корабля способны вместить 53 летательных аппаратов, при этом полетная палуба имеет размеры 249,6×36 м, на которой оборудовано 9 взлетно-посадочных площадок. Чтобы втиснуть в себя такое количество авиации и дополнительные емкости топлива, заказчики из ВМС США пожертвовали доковой камерой, без которой реальные возможности для десантирования по морю резко снижаются.

В то же время, в LHA-6 сохранены возможности для использования плавсредств, в том числе 3-х катеров на воздушной подушке LCAC, и плавающих БТР AAV7, число которых может достигать 61 единицу.

Что касается технических характеристик и живучести «Америки», у многочисленной инспекционной группы Пентагона вопросов нет: всё — ок! При этом специалисты испытали «с пристрастием» все ключевые компоненты на соответствие спецификациям. В частности, в самых разных режимах проверяли судовую двухвальную дизель-электрогазотурбинную силовую установку (с предельной мощностью 70 тысяч л.с.), палубное оборудование, боевые системы, авиационное оборудование и другую технику.

Само собой, жесткому тестированию подверглось автономное пожаротушение, когда в самых неожиданных местах, в том числе на капитанском мостике и в критически важных помещениях, устраивали возгорания. При этом отключали электропитание и блокировали проходы. И здесь не выявлено отклонений от норм. Тэд Дуарте, ведущий инспектор, оценил судно LHA-6 на «отлично».

По большому счету, разработчикам есть, чем гордится, а нам — увы, позавидовать. В частности, при скорости до 12 узлов работает гребной электродвигатель. А если требуется «плыть на всех парах», включаются две газовые турбины. Учитывая запредельные нагрузки на вал и частоту гребного электродвигателя, составляющую в момент переключения на турбины 1800 об/мин, остается только поаплодировать проектировщикам. Между тем, решение этой сложнейшей инженерной задачи позволило американцам сэкономить до 75% топлива по сравнению с традиционными схемами.

Но после недавнего десантирования на остров Сан-Клементе среди экспертов ВМС США разгорелись жаркие споры. Высадка на песчаный берег проводилась в тумане. В операции участвовали суда на воздушной подушке, ударные вертолеты AH-1 Sea Cobra и тяжелые транспортные вертолеты CH-53 Sea Stallion.

По легенде учений ставилась задача «зачистки деревни от боевиков, вооруженных типичным для отрядов экстремистов оружием, включая гранатометы и ПЗРК». Для реалистической оценки использовалось специальное оборудование, фиксирующее «попадание». Короче, атака на берег была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить аутентичность. В итоге выяснилось, что морпехи понесли потери, неприемлемые с поставленной целью.

Если небольшая группа «условных боевиков» численностью 20 человек осложнила высадку и даже нанесла ущерб, о котором руководство учений отказалось информировать, что тогда ждать от встречи с реальными войсками, задаются вопросам на интернет форумах американцы.

«Горстка русских или китайских солдат, вооруженная новейшими ПЗРК, легко остановит „Америку“, в распоряжении которой всего 3 катера на воздушной подушке, — пишет некий Tom Mor, сержант морпехов. — Такое впечатление, что корабль рассчитан на десант морпехов на пустынный пляж в ясную безветренную погоду. Но как на таком огромном авианосце незаметно подплыть к месту высадки?».

Предметом разбирательства также стали MV-22 Osprey (скопы — пер. с англ.) и F-35 В. Оба самолета оказались источником непримиримых противоречий по целому ряду причин.

Руководство операции «по захвату Сан-Клементе» не решилось применять «скопу» в виду уязвимости даже перед старенькими ПЗРК, которыми, по идеи, могут быть вооружены «боевики». И вообще у этого конвертоплана оказалось столько хейтеров, что впору проводить новые тесты. Дело в том, что среди летательных американских аппаратов MV-22 Osprey имеет печально известный антирекорд безопасности: в общей сложности 36 смертельных случаев.

Более того, после 2-х десятилетий постоянных усовершенствований «скопа» оказалась на 40% дороже, чем планировалось, приблизительно $ 100 миллионов за единицу. Это почти в 4 раза больше, чем ценник вертолета МН-60С.

Что касается F-35 В, то и здесь больше вопросов с подковыркой, чем положительных отзывов. Мало того, что самолет по-прежнему является сырым, так еще и палуба LHA-6 не выдерживает высоких тепловых нагрузок истребителя при вертикальном взлете. Раскаленные струи воздуха из двигателей буквально прожигают взлетно-посадочные площадки. Так что не совсем ясно, насколько эффективно F-35 В сможет противостоять частым атакам авиации противника. Здесь уместно дополнить, что когда разрабатывали и строили «Америку», считалось, что к 2017 году появятся композитные материалы, которые решат проблему. Однако этого не случилось, и сейчас инженеры ломают голову над другими идеями.

Учитывая, что на самолет F-35 уже потрачено в общей сложности $ 1,3 трлн., потребность в новом финансировании для реинжиниринга полетной палубы «Америки» и последующих десантных кораблей вызывает в Минобороны США нервный смех. Между тем, командование Корпуса морской пехоты напомнило, что её вполне устраивал штурмовик вертикального взлёта и посадки AV-8B «Харриер» II.

«Ориентир на универсальную платформу для перевозки морских пехотинцев США, которые тренируются, чтобы преуспеть во всех формах войны, будь то на суше, в море или в воздухе, вызывает большие сомнения, — пишет Брайан Кальман. — Департамент обороны санкционировал эти изменения и, несомненно, будет продолжать сопротивляться дельным предложениям морпехов, которые настаивают на возвращение доковой камеры и колодезной палубы за счет авиационной поддержки».

Скорей всего, так оно и будет, во всяком случае, генерал Джон Келли, один из «толкачей» нового проекта УДК, пообещал переформатировать последующие после «Америки» и «Триполи» корабли. Правда, как быть с авиапарком, пока никто не знает.

Читайте также

Кстати, в те дни, когда морпехи «Америки» высаживались на Сан-Клементе, Китай заявил о начале реализации программы оснащения своего флота большими десантными судами нового поколения. «Строительство кораблей Type 075 водоизмещением 40 000 тонн займет более двух лет, но первый вертолетоносец войдет в строй не позже 2020 года», — говорится в авторитетной китайской газете South China Morning Post.

А ВМФ России придется довольствоваться десантными кораблями проекта 11711 водоизмещением каких-то 5 тысяч тонн, способными транспортировать 300 морских пехотинцев, 13 танков или 36 БТР. Как говорится, «по одежке протягиваем ножки». Впрочем, возможно, это и неплохо, учитывая развитие ракетной техники, способной поражать объекты практически в любой точке мира.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня