Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Воздушная разведка: пока американцы сильнее

Почему у США АВАКСов больше, чем у нас самолетов ДРЛО

15057

Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.

Разработка комплекса, по словам министра, обусловлена появлением менее уязвимых для средств ПВО целей. И это действительно так, поскольку технические идеи были заложены в наши нынешних самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) более 40 лет назад, и они уже не вполне отвечают вызовам современности. Аналогичная американская авиационная техника за период «отечественного безвременья» ушла вперед как в качественном, так и в количественном отношении. А посему к симметричному ответу, который явно запаздывает, необходимо присовокупить и какой-то асимметричный. Потому что обещанного самолета ДРЛОиУ А-100, создаваемого на базе современной модификации транспортника ОКБ Ильюшина — Ил-76МД-90А — в ВКС заждались. И в скором времени, вероятно, не получат.

Читайте также

История вопроса такова. В 1973 году началась разработка самолета дальнего обнаружения А-50. В 1989 году он начал заменять самолеты данного типа второго поколения Ту-126, эксплуатировавшиеся с 1965 года.

А-50 был создан на базе Ил-76МД. В его разработке принимали участие ТАНТК им. Бериева (компоновка электронной аппаратуры, доработка фюзеляжа, обеспечение летных характеристик) и НПО «Вега», в то время называвшееся Московским научно-исследовательским институтом приборостроения. На «Веге» был создан радиотехнический комплекс «Шмель», который обеспечивал радиолокационный поиск целей, их сопровождение и наведение на них наземного авиации ПВО и ударной фронтовой авиации. «Шмель» способен работать не только с воздушными целями, но и с надводными кораблями и наземной военной техникой. Антенна с пассивной фазированной антенной решеткой расположена в хвосте над фюзеляжем в так называемом «грибе» — дискообразном обтекателе, изготовленном из прозрачного для радиоволн материала. РЛС работает в сантиметровом диапазоне.

На момент создания А-50 этот самолет не уступал по возможностям самолетам AWACS (Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего предупреждения и управления), эксплуатировавшимся в 70-е-80-е годы. Бортовой комплекс, весивший более 20 тонн и оснащенный мощной для своего времени бортовой ЭВМ, был способен обнаруживать малозаметные воздушные цели с ЭПР=1 кв.м. на фоне земли на расстоянии в 200 км. Высотные истребители четвертого поколения, а также бомбардировщики засекались на расстоянии в 600 км. Главная задача А-50 — наведение на цели истребителей-перехватчиков, одновременно ДРЛОиУ способен выдавать целеуказания 30-и перехватчикам.

Штатный режим патрулирования — полет до точки начала дежурства и возвращение на базу занимает 2 часа. Продолжительность патрулирования без дозаправки — 7 часов.

А-50 принимал участие в боевых действиях в Чечне и в Грузии.

Всего было выпущено около 40 самолетов. Осталось 20 самолетов. В полностью работоспособном состоянии находятся, по различным данным, от 9 до 15 машин.

К середине нулевых годов стало понятно, что радиоэлектронный комплекс А-50 перестает отвечать требованиям современности. К тому времени уже вовсю летал самолет-невидимка F-22 Raptor, начинался бум беспилотников — не только разведывательных, но и ударных. В результате были предприняты меры, которые можно назвать половинчатыми и промежуточными.

На базе того же самого носителя, Ил-95МД, была произведена достаточно глубокая модернизация радиотехнического комплекса. В результате «Вега», которая к тому времени уже стала концерном, разработала бортовой комплекс «Шмель-2». В 20011 году на вооружение был принят первый А-50У. К настоящему моменту таганрогское предприятие передало ВВС РФ 4 модернизированных самолета. Итого вместе с базовым А-50 в строю находятся 24 самолета ДРЛОиУ. В США 74 самолета AWACS.

Определенный шаг вперед был сделан. Благотворно на качестве самолета сказалось построение аппаратуры на более компактной элементной базе, благодаря чему снизился вес радиотехнического комплекса. В связи с этим снизился расход топлива, и самолет получил возможность находиться в воздухе на 15% больше, чем А-50. Но не это главное. Расширились функциональные возможности комплекса и улучшились его характеристики. Результаты модернизации аппаратуры оказались следующими.

ТТХ комплексов «Шмель» и «Шмель-2»

Дальность обнаружения, км:

— стартующих ракет (по факелу): 800 — 1000

— истребителей: 300 — 400

— бомбардировщиков: 600 — н/д

— морских целей: до горизонта — до горизонта

— колонн танков: 250 — н/д

Количество одновременно сопровождаемых целей: 200 — 300

Количество наводимых на цель перехватчиков: 30 — 50

При этом существенно повысилась способность обнаружения малоконтрастных целей на фоне земли, а также возможность засекать малоразмерные цели, построенные с использованием стелс-технологий.

У нового самолета возросла дальность радиосвязи. По каналу КВ-диапазона она составляет 2000 км, в УКВ-диапазоне — 400 км. При большем удалении используются каналы спутниковой связи.

Комплекс «Шмель-2» по тактико-техническим характеристикам практически сравнялся с американским AN/APY-2, который начал устанавливаться на самолеты AWACS в 70-е-90-е годы. Разумеется, сейчас он существует уже в модернизированном виде. Так что и раньше у нас существенного отставания по техническим параметрам не было. Но вот количественная дистанция к настоящему моменту огромная. Есть у американцев еще самолеты дальнего обнаружения и управления, относящиеся к ВМС и базирующиеся на авианосцах — Grumman E-2C Hawkeye. Их 55. На нашем флоте только начали говорить о необходимости строительства авианосцев и оснащении их палубными самолетами ДРЛОиУ.

Необходимо отметить, что Пентагон оснащает наиболее передовыми и технологически продвинутыми комплексами и системами в первую очередь американский флот. И авиация AWACS в этом отношении исключением не является. Совсем недавно компания «Локхид Мартин» разработала новейший бортовой локатор AN/APY-9 с активной фазированной антенной решеткой с электронным сканированием. Его характеристики не разглашаются. Но понятно, что он существенно превышает возможности AN/APY-2. Радар устанавливается на новую модификацию палубного самолета — Grumman E-2D Advanced Hawkeye, который находится в стадии испытаний.

Так вот, новый российский самолет А-100 будет иметь РЛС такого же типа. С такими же возможностями. Можно предположить, что и с большими. Именно на этом настаивают источники и в Минобороны, и в ВПК. Почему бы и нет, поскольку российская военная радиотехника занимает ведущие позиции в мире. О чем, например, свидетельствуют новейшие комплексы РЭБ, которые приводят натовских стратегов в большое уныние. А также разведаппаратура нового типа, которой оснащаются самолеты-разведчики. Крайне полезной является функция наведения на цели ракет ЗРК и ЗРС средней и большой дальности, впервые появившаяся в новом самолете ДРЛОиУ.

Однако станция AN/APY-9 уже вовсю летает. И вскоре будет принята на вооружение. Существуют сведения о том, что E-2D Advanced Hawkeye уже справился с испытаниями радара и сейчас отрабатывает приемы дозаправки в воздухе.

Чего нельзя сказать о радиотехническом комплексе А-100. 21 апреля этого года он впервые взлетел и прошел кратковременные испытания в воздухе. Но взлетел не на своем «родном» самолете Ил-76МД-90А, к которому приписан, а на борту летающей лаборатории. Для которой использовали переоборудованный самолет А-50, то есть Ил-76МД.

В качестве причин, из-за которых затянулась разработка А-100, различные участники проекта называют свои версии. Якобы долго ждали новый двигатель ПС-90А-76 для установки на самолет. В Таганрог все никак не могли передать Ил-76МД-90А для начала монтажа радиотехнического комплекса. Или же Всероссийский НИИ радиоаппаратуры сорвал сроки поставки станции адресного радиовизирования и передачи команд управления…

Но, как бы то ни было, похоже, радиотехнический комплекс уже готов и начинает испытываться в полете. Теперь ему предстоит «пересадка» на Ил-76МД-90А. После чего начнутся летные испытания, которые должны завершиться принятием самолета на вооружение. Этот срок был назначен на 2016 год. Остается надеяться, что долгожданное событие свершится в этом десятилетии.

Читайте также

Также необходимо сказать, что самолеты дальнего обнаружения — это не вполне оборонительное вооружение, а скорее наступательное. У США так много АВАКСов потому, что они постоянно вторгаются на чужие территории, где не развернуты радиолокационные сети. С задачами ПВО своей территории нормальным образом справляются радары зенитно-ракетных комплексов, например, С-300 и С-400, а также наземные РЛС — как стационарные, так и мобильные. Тут можно назвать РЛС дальнего обнаружения «Воронеж», имеющую как дециметровую, так и сантиметровую модификации, а также наземные РЛС обнаружения и целеуказания, напрямую связанные с частями ВВС и ПВО. Хотя, конечно, самолет ДРЛОиУ низколетящие цели видит на большем удалении.

Но тут у военных есть «асимметричный ответ». Так, Долгопрудненское КБ автоматики, входящее в выше упоминавшийся концерн «Вега», разрабатывает в интересах Министерства обороны привязной аэростат. Фактически он представляет собой антенну, поднимаемую на высоту 4 километра. Так что с расширением горизонта и с дальностью обзора тут все в порядке.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня