«Иван Хурс» готовится к охоте на секретную информацию ВМС США

Корабль придет на смену затонувшему «Лиману»

  
19644
«Иван Хурс» переведен из эллинга на открытый стапель
«Иван Хурс» переведен из эллинга на открытый стапель (Фото: nordsy.spb.ru)

На санкт-петербургском судостроительном заводе «Северная верфь» состоялся вывод из эллинга на открытый стапель строящегося для ВМФ России среднего разведывательного корабля «Иван Хурс». Это второй корабль проекта 18280, головной — «Юрий Иванов» — был передан Северному флоту в июле 2015 года.

При строительстве второго корабля возникло существенное ускорение. «Юрий Иванов» был заложен на «Северной верфи» в 2004 году, спущен на воду в сентябре 2013 года."Ивана Хурса" заложили на том же заводе в ноябре 2013 года. Спуск корабля на воду ожидается 16 мая 2017 года, в канун дня Балтийского флота. «Иван Хурс» должен быть передан ВМФ до конца этого года.

Средние разведывательные корабли проекта 18280 были разработаны в санкт-петербургском ЦКБ «Айсберг». По сложившейся традиции они были названы не кораблями-разведчиками, а судами связи. Соответственно, засекречен состав размещаемой на них разведывательной аппаратуры и ее тактико-технические характеристики.

Читайте также

Однако с полной определенностью можно говорить о задачах, возложенных на корабли «Юрий Иванов» и «Иван Хурс». Среди них:

— радиоперехват эфирных радиосообщений на всех частотах;

— радиотехническая разведка, позволяющая определять тип, принадлежность и характеристики источников радиоизлучения;

— идентификация и систематизация источников электромагнитного излучения;

— замеры физических полей;

— составление акустических и электромагнитных профилей различных кораблей и субмарин, чтобы можно было впоследствии идентифицировать их российским боевым кораблям и подводным лодкам;

— контроль морских коммуникаций;

— наблюдение за действиями вероятного противника во время маневров и учебных мероприятий;

— слежение за компонентами американской системы ПРО морского базирования.

Все эти разведывательные действия крайне полезны не только в плане перехвата секретной информации, но и для совершенствования военной техники. В первую очередь это относится к построению комплексов радиоэлектронной борьбы нового поколения. Потому что современные средства РЭБ не «тупо» глушат работу электроники противника, для чего требуются высокие энергетические затраты, а дезориентирует ее при помощи внедрения в цифровые каналы информационных сообщений, которые ослепляют радары, блокируют каналы передачи данных, уводят от цели высокоточное оружие.

Получение акустических и электромагнитных «портретов» кораблей и субмарин также бесценно. Поскольку по этим параметрам отличаются друг от друга не только корабли одного проекта, но и один и тот же корабль до модернизации или ремонта и после.

В открытых источниках, описывающих возможности кораблей проекта 18280, перечисляются общекорабельные системы и их наименования — навигационная, противопожарная, телевещательная. Но все основные функции, ради которых и создаются разведывательные корабли, реализует загадочный «комплекс радиотехнической разведки». При этом даже не упоминается аппаратура акустической разведки. Вот это и есть главное вооружение корабля «Иван Хурс».

Что же касается самого носителя спецаппаратуры, то корабль имеет полное водоизмещение 4000 тонн. Его длина — 96 метров, ширина — 16 метров, осадка — 4 метра. Максимальная скорость — 20 узлов. На скорости в 16 узлов «Иван Хурс» способен пройти 8000 миль. Экипаж — 120 человек.

Имеется и некоторый набор стрелкового вооружения — две тумбовые крупнокалиберные пулеметные установки калибра 14,5 мм. Есть также некоторое количество ПЗРК «Игла» для отражения воздушных атак.

Все оборудование, включая два 2500-сильных дизеля Коломенского завода, — российского производства. Такие требования создателям кораблей проекта 18280 были выдвинуты задолго до того, как против России была развязана санкционная война. В определенной степени это стало одной из причин затягивания строительства флагманского корабля проекта — «Юрия Иванова».

Предполагалось, что помимо «Юрия Иванова» будут построены еще три корабля. Второй на подходе. Судьба еще двух покрыта мраком. Они не только еще не заложены, но и нет никаких сведений относительно контракта с «Северной верфью» на их строительство.

Необходимо особо отметить, что названия двум новейшим разведывательным кораблям было дано в полном соответствии с тем, какую роль на флоте играли вице-адмиралы Юрий Васильевич Иванов (1920 — 1990) и Иван Кузьмич Хурс (1922 — 2002). И Иванов, и Хурс в разные годы занимали должность заместителя начальника Главного штаба ВМФ по разведке.

«Юрий Иванов» и «Иван Хурс», как утверждают на флоте — это принципиально новые разведывательные корабли, которые имеют по сравнению с разведчиками предыдущих поколений несравненно большие возможности за счет использования новейшей электронной аппаратуры, а также благодаря резкому повышению автоматизации всех процессов управления корабельными системами и проведения разведывательных мероприятий. До кораблей проекта 1820 самыми «свежими» были два больших разведывательных корабля проекта 1826 «Рубидий». Их полное водоизмещение 4600 тонн, а дальность плавания достигает 10000 миль. (Как видим, «Иван Хурс» «по массе» уступает им совсем немного). Первый из них вступил в строй в 1984 году, второй — в 1987 году.

Сравнительно «молоды» также 7 кораблей проекта 864 «Меридиан», которые Невское проектно-конструкторское бюро начало разрабатывать в начале восьмидесятых годов. Вся «великолепная семерка» в предельно сжатые сроки — с 1985 по 1988 год — была построена в Польше на Северной верфи Гданьска. Из соображений секретности они позиционировались как океанографические суда. В настоящее время все корабли данного проекта эксплуатируются.

Их полное водоизмещение — 3400 тонн. Длина — 95 м, ширина — 14,6 м. Дальность плавания -7900 миль, автономность — 45 суток. Экипаж — 220 человек. Скорость хода — 16,5 узла.

Около двух месяцев назад последний корабль проекта — «Виктор Леонов» — угодил в мировые новостные ленты, оказавшись в 23 милях от базы подводных лодок ВМС США. Перемещение российского разведывательного корабля американцы начали отслеживать задолго до этого. Вначале последовало сообщение о том, что «Виктор Леонов» прибыл в порт Гаваны, где после долгого похода пополнял запасы воды, провианта и топлива. Затем двинулся по направлению к американской стратегической базе.

При этом береговая охрана США решила пошутить, чтобы снизить нервозность: мол, на корабле такое обветшавшее оборудование, что русские моряки могут разве что слушать коммерческие радиостанции FM-диапазона.

Правда, ранее Пентагон заявлял, что «Виктор Леонов» оснащен высокотехнологичным шпионским оборудованием, предназначенным для перехвата секретной информации. И его приближение к американской базе — недружественный шаг, направленный на подрыв национальной безопасности США. Так что можно с полным основанием предположить, что во время последнего похода «Виктор Леонов» собрал немало полезной информации, которая будет способствовать повышению боеготовности ВМФ России.

Ну, а самый крупный разведывательный российский корабль — «Маршал Крылов» проекта 1914 «Зодиак», построенный в 1977 году. Он имеет водоизмещение 24,3 тыс. тонн. Длина — 211 м, ширина — 28 м, высота — 60 м. Дальность хода — 20 тыс. миль. При этом корабль способен развивать скорость в 23 узла. В 2015 году на «Маршале Крылове» начата глубокая модернизация.

До 27 апреля разведывательный флот России насчитывал 13 кораблей различного водоизмещения и назначения. Теперь их 12 — в конце апреля при столкновении в Черном море с судном республики Того затонул корабль «Лиман» проекта 861, построенный в 1970 году в Польше. Это была крупная серия их 30 кораблей, имеющих водоизмещение 1500 тонн.

Читайте также

Надо сказать, что новейшие корабли «Юрий Иванов» и «Иван Хурс» существенно усилят разведывательные возможности ВМФ. И прежде всего за счет использования аппаратуры, которой на кораблях предыдущих поколений нет и быть не могло, поскольку появилась новая элементная база, возросли мощности компьютеров, обрабатывающих получаемую информацию. Однако если судить по списочному составу, то о возрождении былой мощи разведывательного флота говорить преждевременно.

Потому что к концу 80-х годов в составе ВМФ СССР было более 80 различных кораблей-разведчиков (включая гражданские суда с установленной на них спецаппаратурой). Они вели постоянное наблюдение за базами атомных ракетных подводных лодок в Холи-Лох (Шотландия), Чарлстон (штат Южная Каролина) и Кингсбей (Джорджия), ракетным полигоном Кейп-Канаверал (Флорида), действовали на основных международных морских коммуникациях, в том числе в Гибралтарском, Сицилийском и Ормузском проливах, контролировали учения ВМС США и НАТО в различных океанских и морских районах.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Дмитрий Журавлев
Дмитрий Журавлев

Я поздравляю коллектив, а так же всех читателей и зрителей «Свободной Прессы» с первым серьёзным юбилеем. Для хорошего эксперта интереснее всего хороший вопрос. И ваши журналисты такие вопросы мне задают постоянно. Я считаю ваше издание глубоким и разносторонним. Кроме того, мне важна социальная направленность «Свободной Прессы». Совсем немного в России СМИ, которые отстаивают не интересы элиты, а интересы простых людей, освещают их жизнь, поднимают острые социальные проблемы.
Надеюсь, что издание будет становиться всё популярнее, а я в свою очередь всегда открыт к сотрудничеству.

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня