Чему научила «Аллигатор» война в Сирии

После выполнения боевых задач на Ближнем Востоке намечается модернизация ударного вертолета Ка-52

  
119593
Проведение летных испытаний и отработка систем нового экспортного вертолета Ка-52 на территории летно-испытательной станции (ЛИС) на заводе "Прогресс"
Проведение летных испытаний и отработка систем нового экспортного вертолета Ка-52 на территории летно-испытательной станции (ЛИС) на заводе «Прогресс» (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

Во время посещения авиационного завода «Прогресс» в городе Арсеньеве Приморского края заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал о том, что предстоит модернизация ударно-командного вертолета Ка-52 «Аллигатор». Это решение было принято по результатам боевого применения винтокрылой машины в Сирии.

Это не означает, отметил Борисов, что работой вертолета недовольны. Ка-52 прекрасно зарекомендовал себя в Сирии. «Однако совершенству нет предела, — сказал замминистра. — У нас есть определенные пожелания, мы обговаривали с разработчиками основных боевых узлов вопросы модернизации с целью повышения эффективности этой машины».

В частности, Борисов заявил, что, несмотря на очень хорошие результаты, полученные в результате применения новой управляемой ракеты «Вихрь», у Минобороны есть пожелания по улучшению ее прицельной дальности.

Военно-космические силы заинтересованы в существенном увеличении количества «Аллигаторов». В связи с чем по контракту 2011 года к 2020 году авиационный завод в Арсеньеве должен построить и передать в войска 140 вертолетов К-52. Модернизация «Аллигатора» должна быть проведена в кратчайшие сроки, чтобы не произошло затягивания выполнения контракта.

Читайте также

На первом этапе сирийской операции вертолетная техника была представлена ветеранами — Ми-8 и Ми-24М, которым надлежало решать поисково-спасательные операции и защищать российскую военную базу от вылазок боевиков. Несмотря на то, что Ми-24 является ударным вертолетом, к участию в боевых действиях он привлекался довольно ограниченно. Задачи поддержки сухопутных войск на поле боя решала в основном штурмовая авиация, представленная в Сирии самолетами Су-25.

В апреле 2016 года штурмовики были выведены из Сирии. Их место заняли вновь прибывшие Ка-52 и Ми-28Н «Ночной охотник». Именно эти машины поддерживают сирийские войска с воздуха пушечным огнем и ракетами «воздух-поверхность», как управляемыми, так и неуправляемыми.

Необходимо сразу отметить, что у Минобороны нет никаких претензий к защищенности Ка-52. Как, впрочем, и к его «коллеге по ударному цеху» Ми-28Н. Боевики, с которыми сталкиваются российские войска в Сирии, оснащены неплохими средствами ПВО, разумеется, переносными. И в определенной степени тому способствовали США, разделяющие сирийских боевиков на «чистых» и «нечистых». К «чистым» они относят «умеренную оппозицию», которая стремится к свержению Башара Асада. Вот им и перепадает от американских щедрот вооружение. Применительно к нашей истории о российских вертолетах — это ПЗРК «Стингер». Не самые последние его модификации, но, тем не менее, это оружие, которое представляет серьезную угрозу для низколетящих и не скоростных летательных аппаратов. А вертолеты именно таковы.

Помимо «Стингеров» есть в арсенале игиловцев и другие комплексы, отбитые у сирийских правительственных войск — «Игла» и даже «Оса».

«Аллигатор», как и «Ночной охотник», оснащен эффективным комплексом противоракетной защиты «Президент-С». Он способен создавать помехи и ложные ориентиры для ракетных головок самонаведения (ГСН) радиолокационного, теплового и оптического типа. Комплекс совсем «свежий», его серийное производство началось в 2015 году. Так что в Сирии он прошел важнейшие испытания в боевых условиях, продемонстрировав высокую надежность.

Комплекс «Президент-С» включает в себя ультрафиолетовый пеленгатор пуска ракет, аппаратуру обнаружения лазерного облучения, станцию оптико-электронного подавления, станцию активных радиолокационных помех, устройство выброса ложных тепловых целей.

Что же касается прочей авионики «Аллигатора», то она в полной мере соответствует требованиям, которые предъявляются к командному вертолету. Он должен не только иметь эффективную систему управления огнем, обеспечивающую использование вооружения широкого профиля, но и «руководить» действиями других машин. То есть обеспечивать раннее обнаружение целей, выдавать целеуказание для группы боевых вертолетов, иметь надежную связь как с наземным командным пунктом, так и с воздушными партнерами.

Достоинства «Аллигатора» проистекают из его молодости. Если лучший натовский ударный вертолет «Апач» начал поступать в войска в 1984 году, то российский моложе на 27 лет. Что проявилось и в его более современной концепции, и в приборном оборудовании, и в вооружении. Лишь последняя модификация американского вертолета, Longbow, приблизилась по авионике в «Аллигатору», у нее появились функции командного вертолета.

Ну, а летные возможности российского вертолета так и остались недостижимыми. В этой области Ка-52 является абсолютным чемпионом мира. Он способен на скорости 140 км/ч летать и боком, и задом. Уникальна исполняемая им с легкостью фигура «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО и вести круговой обстрел цели из 30-мм пушки, способной пробивать 15 мм броню с расстояния 1500 м.

И РЛС РН01 «Арбалет» у «Аллигатора» вполне эффективная, позволяющая сопровождать при проходе до 20 целей. При этом дальность их обнаружения достигает 15 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. Погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности — до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.

Замминистра обороны Юрий Борисов вполне доволен и ракетным вооружением «Аллигатора». В частности новой противотанковой ракетой «Вихрь». Однако при ближайшем рассмотрении она оказывается не столь уж и новой.

Эти ракеты, разработанные в тульском КБ Приборостроения, были приняты на вооружение в 1985 году для оснащения ими штурмовиков Су-25. Однако серийное производство налажено не было. Спустя 5 лет появилась модификация «Вихрь-М». И лишь в 2015 году она была запущена в серию. На сей раз «Вихрь-М» начал поставляться в первую очередь для «Аллигаторов».

Ракета сверхзвуковая, развивающая скорость порядка 2 М. БЧ тандемная кумулятивная, справляется с 900-миллиметровой броней под динамической защитой. Дальность пуска — 10 км. Наведение на цель — лазерное при автоматическом сопровождении цели. В общем, нормальная противотанковая ракета с хорошими характеристиками. И в Сирии она их подтвердила.

Но можно предположить, что намерение провести модернизацию «Аллигатора» возникло при сопоставлении его огневых возможностей с характеристиками его корабельной модификации Ка-52 «Катран». И Минобороны пришло к выводу, что в этой области «старичка» следует подтянуть до уровня свежеиспечённого «Катрана». Потому что у корабельной модификации дальность обнаружения целей достигает 200−300 км, что обеспечивается использованием РЛС с активной антенной фазированной решеткой «Жук-АЭ», «позаимствованной» ОКБ Камова у истребителя МиГ-35. Эта дальность относится к воздушным целям. Наземные цели «Жук» способен обнаруживать на расстоянии, превышающем 70 км.

Читайте также

У «Катрана» вместо «Вихря-М» используется ПТРК «Гермес-А» разработки того же тульского КБ Приборостроения. Это целое семейство противотанковых комплексов различного базирования. «А» — авиационный, есть наземный, корабельный, береговой. Зачастую «Катрану» приписывают возможность поражать бронированные цели на расстоянии до 100 км. Однако его модификация, авиационная, имеет дальность в 20 км. Но и это вдвое больше, чем у «Вихря». При этом совершен не только количественный, но и качественный рывок. Вертолет, оснащенный «Гермесом», работает с удаленными целями, не входя в зону действия ЗРК малого радиуса действия. Не говоря уж о «Стингерах», попавших в руки бородатым партнерам Вашингтона.

Вполне понятно, что Юрий Борисов имел в виду проведение модификации Ка-52 именно в этом направлении. И, может быть, с конкретной заменой «Вихря» на «Гермес».

При этом остается неясным вопрос о том, что же делать с ракетами «Вихрь», которых концерн «Калашников» произвел по контракту с Минобороны на 13 млрд. рублей? Вероятно, экспортировать. Поскольку ракета-то все-таки хорошая, способная существенно усилить ВВС целого ряда стран.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня