Чем Су-35С бить американские F-22

Сирия выявила слабые места лучшего российского истребителя, которые надо быстрее «подтянуть»

  
44349
Су-35С
Су-35С (Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС)

Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.

Казалось бы, этот самолет, относящийся к поколению 4++, доведен конструкторами, можно сказать, до совершенства. О чем, например, свидетельствуют результаты компьютерных боев с лучшими натовскими истребителями. Так вот, в соответствии с этими экспериментами, единственным для него конкурентом в воздухе является американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. И что же тогда в Су-35С надо менять?

Но дело в том, что решение о внесении изменений было принято в результате скрупулезного анализа опыта эксплуатации Су-35С в Сирии. Борисов указал на то, что за последние два года выявлено несколько проблем. Среди них — засасывание в воздухозаборники камешков со взлетно-посадочной полосы, проблемы с фонарем и с жидкокристаллическими экранами в кабине пилота. Однако эти недостатки конструкторами уже устранены.

Имел ли в виду замминистра, что на всех находящихся в строительстве Су-35С и на тех, машинах, которые будут строиться в будущем, доработки будут ограничены оптимизацией воздухозаборников, фонарей и дисплеев? Или же дорабатывать придется что-то еще? Если это так, то перечисление проблем, выявленных при эксплуатации и пока еще не решенных, является военной тайной. Поскольку противник, зная уязвимые места истребителя, будет бить именно в эти точки. Так что эта темя для нас является закрытой.

Однако представляется интересным рассмотреть истребитель, проанализировав не только его достоинства, но и недостатки. Поскольку идеальных во всех отношениях машин не существуют. Правда, человечеству известна одна таковая — перпетум мобиле. Вот только множество энтузиастов никак не продвинется дальше вычерчивания «рабочих чертежей».

Самое сильное качество Су-35С — это, несомненно, сверхманевренность. Этот самолет способен выполнять такие фигуры высшего пилотажа, которые более никому не под силу. Уникальна фигура «блинчик» — разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости и высоты. Когда 35-й продемонстрировал свои летные возможности на авиасалоне в Ле Бурже, его назвали «русским НЛО».

Самолет Су-35С (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

У сверхманевренности две составляющие — двигатель с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и прекрасный планёр. Планёр достался «в наследство» от Су-27, который конструкторы вылизывали не одно десятилетие, доводя до максимально возможных аэродинамических качеств. Такой преемственности у американских конструкторов не наблюдается, в связи с чем не происходит постоянного развития летных качеств истребителей по нарастающей.

Однако идеальный в летном отношении планёр вступает в конфликт с такой характеристикой как малозаметность самолета. Геометрию Су-35С, разумеется, изменить невозможно, чтобы как-то уменьшить видимость для РЛС противника. Чего-то реально добиться на этом пути разве что усовершенствовав радиопоглощающее покрытие самолета. Но особых новостей в области синтезирования новых материалов для этих целей не имеется. В ОАО «НИИ стали» сосредоточили свои усилия в области получения особо прочной композиционной брони, демонстрируя прекрасные показатели. Больше о новых материалах ничего не слышно.

Однако помимо геометрии самолета, большой прирост излишней заметности Су-35С дает электроника. И в первую очередь — РЛС «Ирбис», разработанная в НИИП им. Тихомирова. Станция прекрасная, позволяющая обнаруживать цели с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) в 1 кв. м. на расстоянии в 300 км. РЛС AN/APG-77, установленная на, безусловно, лучшем на настоящий момент американском истребителе F-22, ту же цель может увидеть с расстояния лишь в 225 км. Но при этом американская станция, имеющая активную фазированную антенную решетку, за счет определенного набора приемов излучает в пространство существенно меньшую энергию. «Ирбис» же изрядно «фонит», что повышает радиолокационную заметность самолета. Таковой оказалась плата за реализацию возможности дальнего обнаружения самолетов, в которых по максимуму использованы стелс-технолгиии.

Летчик в кабине истребителя Су-35С (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

Снизить излучение «Ирбиса» за счет использования современных методов «частотных игр», то есть получения интегрированного отклика объекта на последовательность низкоэнергетических сканирующих сигналов, весьма проблематично, поскольку в Су-35С используется РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР). В ней используется один общий генератор, который «раздает» частоту на все излучатели, оснащенные фазовращателями. То есть — на антенную решетку. В РЛС с активной решеткой каждый излучатель имеет свой генератор и свой усилитель, благодаря чему и реализуются «частотные игры».

Эта проблема повлекла за собой меньшие возможности системы управления огнем. Правда, не качественные, а количественные. F-22 способен одновременно сопровождать 100 целей и обстреливать 20 из них, у Су-35С эти показатели соответственно 30 и 8.

Из-за отсутствия на Су-35С РЛС с АФАР истребитель нельзя отнести к пятому поколению. Понятно, что превратить «Ирбис» в РЛС с АФАР невозможно. Однако с некоторой долей вероятности можно предположить, что проблема может быть решена бюрократическим методом, что стало возможно в связи с предстоящим поглощением компанией «Сухой» РСК МиГ. Так вот, возможно, что «суховцы» могут позаимствовать у МиГ-35 РЛС с АФАР «Жук-АЭ».

Еще один критерий, которому должны удовлетворять истребители-«пятерочники» — малозаметность. Есть и еще 12 критериев, которым Су-35С соответствует. Но это не значит, что у него и с этими показателями все идеально.

Например, имеет место несбалансированность возможностей РЛС и вооружения для воздушного боя или для поражения удаленных воздушных целей, не обладающих высокой защищенностью. Как, например, топливозаправщики, транспортные самолеты или АВАКСы. Дальность обнаружения «Ирбисом» целей с ЭПР 3 кв. м. — 400 км. В то же время ракеты «воздух-воздух» имеют дальность стрельбы почти в четыре раза меньшую.

Еще совсем недавно истребитель по этой характеристике шел практически вровень с F-22, у которого ракета AIM-120C-7 имела дальность в 120 км. У Су-35-С ракета Р-27, принятая на вооружение еще в конце 80-х годов, улетает на 110 км. Теперь на «американце» стоит следующая модификация — AIM-120D, — имеющая дальность в 180 км. К недостаткам Р-27 относится и невысокая по нынешним временам способность к маневру — она поражают цели, которые способны выполнить противоракетный маневр с перегрузкой не выше 8g. При этом перегрузочная способность современных истребителей — порядка 9g-9,5g.

F-22 ВВС США во время заправки в воздухе (Фото: Zuma/TАСС)

В то же время у нас есть ракета «воздух-воздух», до которой американцам как до Луны. Это совсем новая Р-37М, имеющая дальность в 300 км. И вот она может полностью соответствовать возможностям РЛС Су-35С. Однако этой ракетой вооружают перехватчик МиГ-31БМ. А также есть сведения, что она поступит на вооружение перспективного Т-50 (ПАК ФА). И если замена на истребителе РЛС — это серьезная модернизация, о чем Юрий Борисов не говорил, то дополнение вооружения более мощной ракетой — это вполне укладывается в понятие доработки.

Вес новой ракеты — 510 кг, вес осколочно-фугасной БЧ — 60 кг. Длина — 4,06 м, диаметр — 0,38 м. Система наведения — инерциальная, допускающая в случае необходимости радиокоррекцию. Максимальная высота полета поражаемых целей — 25 км. На финишном участке полета включается активная РЛС ГСН, имеющая угол захвата цели, равный 120 градусам. Имеется два взрывателя — контактный и срабатывающий при приближении к цели на расчетное расстояние. На финальном участке скорость достигает 5 М. Ракета способна уничтожать цели, маневрирующие с ускорением 10g. То есть — увернуться от Р-37М крайне непросто даже F-22, маневрирующему с ускорением 9,5g.

Читайте также

Однако в скором времени ожидается прием на вооружение еще одной новой российской ракеты «воздух-воздух» — КС-172. Ее расчетная дальность — 400 км. Максимальная высота полета перехватываемых целей -30 км, перегрузка — 12g, скорость — 4000 км/ч. Эта ракета предназначена для Т-50. Если и ее удастся поставить на Су-35С, то многие проблемы этого истребителя тем более уйдут в прошлое.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня