ПАК ДП: ожидается мировой рекорд скорости

Через 10 лет МиГ-31 потребуется замена. Конструкторы ее готовят, но — по собственной инициативе

  
18857
ПАК ДП: ожидается мировой рекорд скорости
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», используя внутренние экономические резервы, ведет разработку нового перехватчика, который должен заменить МиГ-31. Об этом сообщил генеральный директор корпорации Илья Тарасенко. Разработка на аналогии с перспективными истребителем и бомбардировщиком называется «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП).

В настоящий момент разработка на стадии выбора концепции самолета и проработки его технического облика. То есть — до получения полностью готового продукта, исходя из опыта создания подобного рода машин, уйдет еще как минимум 10 лет. Именно эти сроки называют в корпорации — 2028 год. Дата привязана и к тому моменту, когда МиГ-31 потребуется следующая модернизация. Если в срок появится новый истребитель, модернизации, скорее всего, и не понадобится.

Казалось бы, к 2028 году МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, совсем состарится. Ему будет почти полсотни лет, что нормально разве что для самолетов Военно-транспортной и Дальней авиации. Однако, как выясняется, советские еще конструкторы заложили в наш перехватчик громадный летно-технический ресурс. Самолет в настоящее время является абсолютным рекордсменом по скорости среди всех, в том числе и лучших зарубежных истребителей. И оснащен самой дальнобойной в мире ракетой «воздух-воздух».

То есть, когда натовские самолеты-разведчики опасно приближаются к российским границам, МиГ-31 способен, особо не напрягаясь, догнать их и дать сокрушительный ответ. Если же надумают наведаться к нам «незванными гостями» лучшие в мире американские истребители F-22, то и у них невелики шансы безнаказанно вернуться на свои аэродромы. Поскольку МиГ-31 в связке с наземными комплексами Радиотехнических войск способен бороться с любым самолетом-невидимкой. И принцип «раньше увидел — раньше поразил» на стороне российского перехватчика со сверхдальней ракетой, наводящегося на цель, скажем, с помощью РЛС «Небо-М».

Читайте также

К тому же совсем недавно перехватчик модернизировали до модификации МиГ-31БМ. И это вполне современный, с точки зрения качества авионики, истребитель.

О том, что российский самолет сильно опередил свое время, свидетельствуют неопровержимые факты. Этот истребитель, ставший первым советским самолетом четвертого поколения, начал поступать в части авиации ПВО в 1980 году. И до 2000 года был единственным в мире с бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой. До сих пор МиГ-31 является самым скоростным (3000 км/ч) и высотным (20000 м) в мире. В свое время американцы пытались превзойти его возможности, разработав перехватчик F-14 Tomcat, который также вооружили ракетой большой дальности. Однако F-14 по основным характеристикам не смог даже приблизиться к МиГу.

Главное качество перехватчика — предельный рубеж перехвата. То есть удаление цели, когда перехватчик, стартовав по тревоге, способен догнать ее и уничтожить. При скорости цели в 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее, чем на расстоянии в 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.

И это при том, что дальность ракет у «американца» на 25 км выше — 185 км против наших 160 км. Однако возможности бортовых РЛС несоизмеримы. F-14 мог одновременно отслеживать лишь 4 цели, МиГ-31 — 18.

В 2006 году F-14 был снят с вооружения. И заменен на авианосцах многоцелевым истребителем F/A-18E/F Super Hornet. Он имеет более ограниченные возможности воздушного перехвата, чем F-14. При примерно одинаковых с F-14 летных характеристиках его ракеты имеют дальность 40 км. А сухопутных перехватчиков у США вообще нет, поскольку американцы считают, что Североамериканский материк недоступен для авиации противника.

А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится модернизация перехватчика до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Добавили супердальнобойную ракету Р-37, летающую на 300 км. А пушку сняли, поскольку она не имеет никакого смысла для дальнего перехватчика, которому нет необходимости ввязываться в ближний бой. Именно по этой причине у самолета низкая максимальная техническая перегрузка — всего 5g. В то же время у современных истребителей, предназначенных для завоевания господства в воздухе, этот параметр доходит до 9,5g.

Важнейшее обновление — РЛС «Заслон-М». Станция обнаруживает бомбардировщики, находящиеся на расстоянии 400 км, истребители — на 320 км. При этом осуществляется сопровождение 24 целей, одновременно можно атаковать до 8. Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость до 5 М. А также спутники на низких (до 150 км) орбитах.

В МиГ-31БМ появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М — 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Установлена двухканальная оптико-локационная система, позволяющая осуществлять поиск целей без включения РЛС, чтобы снижать заметность перехватчика.

Также на самолет установлена современная станция радиоэлектронной борьбы, работающая в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Есть возможность автоматической наводки на цель с наземного или воздушного КП.

Для МиГ-31БМ несколько расширили круг решаемых задач. Теперь самолет способен работать и по наземным целям — в боекомплект введены противорадиолокационные ракеты, ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы.

Таким образом, МиГ-31БМ упрочил свое положение лучшего в мире перехватчика. Однако в конце 2020-х годов его придется заменять на новый самолет, который должен решать те же самые задачи, но на более высоком техническом уровне.

О перспективной разработке мало что известно. Наверняка можно сказать лишь, что это будет самолет пятого поколения. С присущими этому поколению качествами — РЛС с активной фазированной антенной решеткой, бесфорсажная сверхзвуковая скорость, низкая заметность, встроенность в единое информационное поле для проведения сетецентрических операций, высокий уровень компьютеризации, когда система управления способна «мыслить» на уровне пилота и оператора. При этом сверхманевренность не понадобится.

Определенный задел для создания новой машины у РСК «МиГ» имеется. Здесь в 80-е годы проводились активные работы по развитию линии успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. К концу 80-х годов были созданы пять прототипов, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. Был частично скорректирован планер, повышена на 5 тонн взлетная масса, появилось новое оборудование. Начались испытания. Однако вскоре закончились деньги и всё встало.

Что-то из этого было использовано в МиГ-31БМ. Что-то может пригодиться для ПАК ДП. Также ОКБ может использовать задел по фронтовому истребителю МиГ-1.44, прототип которого уже летал, но впоследствии работа была свернута. Этот самолет способен развивать скорость, равную 3200 км/ч.

Читайте также

Однако американский журнал The National Interest, порой распространяющий самые невероятные слухи, похоже, знает о новой разработке даже то, что неведомо и самим разработчиком. Он утверждает, что новый перехватчик (неверно называя его МиГ-41) будет развивать гиперзвуковую скорость (правда, чуть меньшую — 4500 км/ч) и получит на вооружение гиперзвуковыми ракетами.

Однако этого авторам публикации показалось маловато. Приводится высказывание некоего «авиационного эксперта»: «Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 90-х под шифром „проект 701“. Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег».

Несомненно, американские пилоты почитывают такое для того, чтобы поднять настроение. Этакий Петросян по-американски.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня