Замена МиГ-31: Осилит ли Россия новый супер-перехватчик

В США сомневаются, что Москва сумеет создать ПАК ДП

  
22816
На фото истребитель-перехватчик МиГ-31
На фото истребитель-перехватчик МиГ-31 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Американский журнал The National Interest рассказал о разработке в России нового перехватчика, который должен существенно превзойти по боевым возможностям легендарный и лучший в мире истребитель данного профиля МиГ-31. Издание ставит под сомнение возможность России реализовать этот амбициозный проект. И надо признать, сомнения отнюдь не беспочвенные.

Статья отталкивается от громкого заявления генерального директора Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильи Тарасенко на завершившемся на прошлой неделе Международном военно-техническом форуме «Армия-2017». Заявление не только громкое, но и обескураживающее, которое должно показать, что корпорация вышла на прямо-таки гиперзвуковой режим проведения ОКР. Речь идет о проекте «Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата (ПАК ДП)». Разработка находится на этапе выбора концепции. И вдруг Тарасенко говорит, что готовый самолет начнет поступать в части ПВО в середине 20-х годов. То есть с 2025 года. То есть уже через 7 лет.

Причем на достигнутом результате корпорация не остановится. Вскоре после начала поступления в войска ПАК ДП станет беспилотным самолетом.

Ускорение разработки феноменальное, сроки в сторону их сокращения корректируются прямо на глазах. В середине июня Илья Тарасенко говорил о том, что ПАК ДП находится на стадии выбора концепции самолета и проработки его технического облика. До получения полностью готового продукта, исходя из опыта создания подобного рода машин, уйдет как минимум 10 лет. Следовательно, перехватчик может появиться не раньше 2028 года. И это, считает, гендиректор, абсолютно правильно и обосновано тем, что именно к этому моменту потребуется следующая модернизация перехватчика МиГ-31 (нынешняя модификация — МиГ-31БМ). И подтягивать характеристики самолета, который был принят на вооружение в 1981 году, будет не нужно. Появится новый с большим ресурсом для последующих модернизаций.

Читайте также

А, может быть, самолет окажется таким же опередившим свое время, как и МиГ-31, что о его модернизации не придется задумываться не один десяток лет. Действительно, на МиГ-31 впервые в мире была установлена РЛС с фазированной антенной решеткой. Второй такой прецедент появился лишь в 2000 году. До сих пор МиГ-31 является самым скоростным самолетом в мире (3000 км/ч). Длительное время он был самым дальнобойным. Является таковым и сейчас после модернизации — дальность ракеты «воздух-воздух» у МиГ-31БМ достигает 300 км.

Составить конкуренцию МиГ-31 мог американский перехватчик F-14 Tomcat. Но он был снят с вооружения в 2006 году. При этом никакой конкуренции не получилось.

Главное качество перехватчика — предельный рубеж перехвата. То есть удаление цели, когда перехватчик, стартовав по тревоге, способен догнать ее и уничтожить. При скорости цели в 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее, чем на расстоянии в 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.

И это при том, что дальность ракет у «американца» на 25 км выше — 185 км против наших 160 км. Однако возможности бортовых РЛС несоизмеримы. F-14 мог одновременно отслеживать лишь 4 цели, МиГ-31 — 18.

После списания F-14 его функции были возложены на палубный самолет F/A-18E/F Super Hornet. Однако это многоцелевой истребитель, и задачи перехвата он решает не самым лучшим образом. При примерно одинаковых с F-14 летных характеристиках его ракеты имеют существенно меньшую дальность.

О новом перехватчике в РСК «МиГ» говорят уже давно. Вначале разговоры были достаточно реалистичными. О том, что среди не доведенных до конца разработок ОКБ есть задел по многоцелевому истребителю МиГ-1.44, который замышлялся как ответ на первый американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. И тоже должен был стать истребителем пятого поколения. Проект был доведен до полетов прототипа. Но тут же, в 2000 году, работа была свернута из-за прекращения финансирования. Что было связано с тем, что разработка истребителя пятого поколения была переадресована ОКБ Сухого. Результатом этой конкурентной борьбы стал Су-57.

Предполагалось, что многоцелевой самолет можно «обузить», усилив качества, необходимые для перехватчика — скорость, высотность, мощную РЛС. Малозаметность, которая характерна для истребителей пятого поколения, ему не важна, поскольку он всегда выступает в роли «охотника», а ни «дичи», на которую противник ведет охоту.

Скорость у МиГ-1.44 была подходящая — 3200 км/ч. Высотность — более 20000 м — тоже. Казалось бы, бери и делай. Однако ОКБ Микояна и Гуревича долгие годы сотрясали различные неурядицы, что привело к тому, что фирма потеряла доверие, а без доверия, как известно, денег на проекты не дают. Ситуация начала выправляться лишь сейчас, когда был предъявлен прекрасный легкий истребитель МиГ-35.

Но с 2014 года начались совершенно фантастические сообщения о том, что в инициативном порядке на базе МиГ-31 создается МиГ-41, скорость которого будет лежать в пределах от 4 М до 4,3 М. Говорилось и о всяких прочих чудесах. Можно предположить, что эти вбросы были вызваны желанием руководства ОКБ привлечь к себе внимание, продемонстрировав на словах, что компания готова совершать в самолетостроении подвиги.

И вот теперь на повестке дня ПАК ДП. Надо сказать, что этот проект опирается не только на опыт разработки МиГ-31. После запуска этого перехватчика в серийное производство, ОКБ в 80-е годы начало проводить активные работы по развитию линии как МиГ-31, так и тоже вполне успешного перехватчика МиГ-25. К концу 80-х годов были созданы пять прототипов перспективного перехватчика. Был частично скорректирован планер, повышена на 5 тонн взлетная масса, появилось новое радиоэлектронное оборудование. Начались испытания прототипов. Однако вскоре закончились деньги, и всё остановилось.

Читайте также

Но что-то из этого было использовано в МиГ-31-БМ. Модернизация парка МиГ-31 началась в 2008 году. А что-то может быть использовано в ПАК ДП.

Надо сказать, что гендиректор РСК «МиГ» настроен весьма боевито. Его прогнозы относительно сроков создания нового перехватчика самые оптимистичные среди всех, кто заинтересован в этом процессе. Не в последнюю очередь заинтересован в том, чтобы получить новую высококлассную машину, главнокомандующий ВКС Виктор Бондырев. Он заявляет, что ОКР по теме ПАК ДП может начаться не раньше 2019 года. А до этого времени работы будут проводиться в инициативном порядке. То есть без государственного финансирования. Поэтому, как бы ни старались, как бы ни спешили инженеры МиГа, но, скажем, продувку макетов в ЦАГИ никто бесплатно делать не станет. То же относится и к радиоэлектронному оборудованию. Следовательно, перспективный перехватчик может появиться в лучшем случае в конце 20-х годов.

Что же касается создания беспилотной модификации, то это, думается, относится к жанру разговоров за праздничным столом. Атмосфера форума «Армия-2017» к этому располагает. ОБК Сухого, которое закончило создание Су-57, не намерено делать его беспилотную модификацию, перенеся эти работы на истребитель шестого поколения.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня