«Русский НЛО» с ракетами не оставит шансов F-35

Возмужавший в Сирии Су-35С получил паспорт

  
67497
На фото: многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35С
На фото: многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35С (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35С принят на вооружение российской армии. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Казалось бы, эта новость сильно запоздала, поскольку истребитель уже давно прописался в частях ВКС. В настоящий момент эксплуатируется уже 60 этих эффективных машин. Более того, Су-35С уже более двух лет воюют в Сирии, нанося ракетно-бомбовые удары по объектам террористической инфраструктуры.

И вот теперь выясняется, что самолет все это время находился «на птичьих правах». Но это не вполне так. Первая серия построенных в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе им. Гагарина проходила этап опытной эксплуатации. Принятие на вооружение военной техники осуществляется после всесторонних испытаний — полигонных, войсковых. В данном случае испытания проводились и в реальных боевых условиях. Принятую на вооружение военную технику можно уподобить человеку, получившему паспорт по достижении совершеннолетия. В официально утвержденных документах указываются данные о назначении, составе, тактико-технических и эксплуатационных характеристиках, прописывается порядок и условия применения и прочие сведения, регламентирующие использование данного конкретного оружия.

Тут есть и еще один момент, внешний. Военная техника, принятая на вооружение, получает зеленую улицу для ее экспортных поставок. Поскольку покупатель получает официальный паспорт приобретаемой техники. То есть все абсолютно четко — на бумаге, а не на словах.

Читайте также

Хотя Су-35С настолько хорош, настолько зарекомендовал себя не только на авиасалонах, но и в реальной боевой обстановке, что заявки на его приобретения начали поступать из-за границы задолго до принятия самолета на вооружение. В ВВС Китая уже осваиваются около десяти этих истребителей. А всего были заказаны 24 машины. 11 самолетов намеревается приобрести Индонезия.

Итак, в чем же заключаются достоинства Су-35, который относится к поколению 4++? С формальной точки зрения он совсем немного не дотягивает до истребителя пятого поколения. Лишь по двум требованиям, которые к ним предъявляются. Во-первых, у него отсутствует РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Решетка пассивная. Во-вторых, при его создании стелс-технологии применялись по минимуму. Критики пытаются приписать самолету еще один «грех» — якобы он неспособен развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Однако это не так, в этом режиме она равна 1,1 М. Пусть и небольшое превышение, но оно есть. Чего не скажешь об американском истребителе F-35, чью принадлежность к пятому поколению многие подвергают сомнению. Его бесфорсажная скорость не дотягивает до сверхзвуковой, вопреки рекламной информации, сочиненной компанией-разработчиком.

Самое сильное качество Су-35С — несомненно, сверхманевренность. Этот истребитель способен выполнять такие фигуры высшего пилотажа, которые больше никому не под силу. Например, «блинчик» — разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости и высоты. Когда Су-35С впервые продемонстрировал свои летные возможности на авиасалоне в Ле Бурже, то это была сенсация мирового значения. Самолет немедленно назвали «русским НЛО».

У сверхманевренности две составляющие — двигатель с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и прекрасный планёр. Планёр достался в наследство от Су-27, который конструкторы ОКБ Сухого вылизывали не одно десятилетие, доводя до максимально возможных аэродинамических качеств. Такой преемственности у американских конструкторов не наблюдается, в связи с чем не происходит развития летных качеств истребителей по нарастающей. Прекрасный тому пример — вышеупомянутый F-35, который все никак не доведут до ума. В ответ на критику относительно летных характеристик самолета руководство компании «Локхид Мартин» не устает повторять, что это практически не имеет никакого значения. Поскольку эта машина сильна своей малозаметностью и уникальным радаром. И должна неизменно одерживать победы в воздушных боях благодаря принципу «первый увидел — первый выстрелил».

Такие заявления опровергает и теория, и практика. В конце прошлого десятилетия на базе Хикам ВВС США на Гавайях были проведены «компьютерные маневры», в которых американские истребители F-22, F/A-18 и F-35 сражались против Су-35. Моделировались групповые бои, в которых принимали участие до дюжины самолетов с каждой стороны. Российский самолет неизменно брал верх, хоть иногда его и поражали американские ракеты. Наиболее стойким оказался F-22, его шансы на победу были определены как 0,35−0,36. F/A-18 оказался более слабым самолетом. Присутствовавшие на маневрах представители ВВС Австралии, которые намеревались совершить массовые закупки F-35, были обескуражены. Вернувшись на родину и пообщавшись с прессой, они изрекли: «F-35 был избит дубинкой, как ребенок». Однако Пентагон выкрутился, заявив, что в связи со строгой секретностью при составлении моделирующей программы были использованы не все возможности самолета. В результате Австралия начала платить очень серьезные деньги за гнилой товар.

Проигрыш американских невидимок (F-22 и F-35) в групповых боях объясняется тем, что они имеют минимальную эффективную площадь рассеяния лишь во фронтальной плоскости. То есть когда идут с противником лоб в лоб. С боков же, сверху и снизу F-22 и F-35 видны гораздо лучше, и этим пользуются самолеты группы, которые занимают разные эшелоны.

Что же касается РЛС Су-35, то она «не столь плоха» по сравнению с американскими станциями с АФАР. Да, есть неоспоримый проигрыш по надежности, поскольку на всю решетку работает один усилитель. Который может выйти из строя. У РЛС с АФАР у каждого излучателя свой усилитель. Понятно, что все сразу перегореть они не могут. Если, конечно, не «поймают» ракету. Помимо этого американские РЛС за счет динамического варьирования частот и потенциалов на разных излучателях могут добиваться большей разрешающей способности и сопровождения большего числа обнаруженных целей. Но на главную характеристику — дальность обнаружения целей — это практически не влияет. Так что инструментальные дальности РЛС Н035 «Ирбис» (у Су-35С) и AN/APG-77 (у F-22 Raptor) отличаются несущественно.

Су-35С способен обнаружить истребитель с ЭПР 3 кв.м. на расстоянии 350−400 км. С ЭПР 0,01 кв.м. (столько реально у американских невидимок, хоть рекламные проспекты и существенно уменьшают этот параметр) — на расстоянии 80−90 км. Су-35С имеет ЭПР порядка 0,7 кв.м. Поэтому «Раптор» замечает его на расстоянии 150 км. Соответственно, наш пилот позже выпускает ракету Р-27, имеющую дальность 110 км. Но факт остается фактом — оба самолета обстреливают друг друга, несмотря на разную дальность обнаружения.

Читайте также

И вот здесь российский пилот оказывается в более выигрышном положении. Во-первых, у Су-35С за счет сверхманевренности больше шансов увернуться от ракеты AIM-120D. У пилота F-22 — меньше. И совсем уж слабые они у пилота неповоротливого F-35.

Есть и еще один момент — эффективная система обороны Су-35С, которая способна увести в сторону американскую ракету, имеющую радиолокационную головку самонаведения и управление по сигналу GPS на маршевом участке. США, по признанию американских военных чиновников, отстают от России в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ) лет на 10. Ну, а на F-22 так и вообще отсутствует станция РЭБ.

При оценки шансов на победу на дальних дистанциях также следует учесть, что российские пилоты будут действовать группой. И, следовательно, как было сказано выше, преимущество американских самолетов в малозаметности будет сведено к минимуму.

И еще одно достоинство Су-35С, которое наилучшим образом было подтверждено в Сирии, — повышенная (в сравнении с «американцами») универсальность его использования. Он в равной степени способен и завоевывать господство в воздухе, и наносить мощные удары по наземным целям.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня