Пентагон «преподаст урок» России с помощью «Кабанчиков»

Действительно ли бронированный штурмовик А-10 «Тандерболт» смертельно опасен для нашей армии?

  
26459
На фото: вмериканский штурмовик Фэйрчайлд Рипаблик A-10 "Тандерболт" II
На фото: вмериканский штурмовик Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II (Фото: Zuma/TASS)

Командующий материальным снабжением ВВС генерал Эллен Павликовски на недавно прошедшей сентябрьской конференции по вопросам кибербезопасности Ассоциации ВВС, которая состоялась в городе Нэшнл-Харбор (штат Мэриленд), заявил, что 109-и самолетам А-10С из 281-го находящегося в строю или в резерве, необходимо продлить срок службы до 16000 летных часов. Генерал сообщил, что очень рассчитывает на средства, которые выделяются Конгрессом в рамках нового военного бюджета".

Эллен Павликовски кратко напомнил историю А-10 «Тандерболт», которая началась в марте далекого 1967 года, когда ВВС США запросило у всех своих оборонных подрядчиков информацию о возможности создания ими нового штурмовика. Командование рассчитывало получить самолет, который мог бы достаточно долго и низко лететь на предельно малой скорости, при этом быть маневренным, обладать мощной огневой силой и иметь запредельную живучесть. В качестве примера для подражания был указан советский ИЛ-2. При этом машина должна была стоить менее $ 3 млн.

В мае 1970 года Пентагон объявил конкретный запрос-тендер на самолет, детализировав свои требования. Согласно им, штурмовик предназначался для борьбы с советской бронетехникой и пехотой. Он должен быть вооружен 30-мм роторной пушкой, нести 7300 кг боевой нагрузки и действовать в радиусе 460 км. Указана была и цена — не более $ 1,4 млн.

Читайте также

Такой самолет разработала компания «Фэйрчайлд Эйркрафт». 10 февраля 1976 года началось его серийное производство по 15 машин в месяц, что позволило к 1984 году ввести в строй ВВС США 715 штурмовиков.

В процессе выпуска штурмовик постоянно модернизировался. В 1978 году на нем появились лазерные целеуказатели, в 1980-м — инерциальная навигационная система, в 1990-х — компьютеризированное прицельное оборудования, а также приборы раннего предупреждения ракетных атак. Для защиты экипажа и ключевых узлов начали использовать так называемую «ванну из 540 кг титановой брони», что наряду с двойной резервной гидравлической системой управления полетом, делало его самым неуязвимым штурмовиком своего времени.

Сегодня А-10 «Тандерболт» является морально устаревшим. Если поднять отчеты ВВС США 2003−2010 годов, то можно найти сотни аргументов, касательно его несоответствия современным реалиям. Сами американские эксперты в недавнем прошлом называли его «самолетом для борьбы с туземцами». Однако сейчас об этом стараются не вспоминать.

По большому счету, «Бородавочника» (еще его называют «Кабанчиком» — авт.) спасло «Исламское государство» *, точнее, война с ним, иронизирует военный корреспондент Джеймс Кларк, участник операции в Афганистане. Дело в том, что штурмовик зарекомендовал себя в Афганистане, Ираке и в Сирии как наиболее эффективная машина уничтожения живой силы и бронетехники боевиков. По словам корреспондента, чем дольше американцы воевали с исламистами на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, тем чаще коалиция запрашивала для поддержки пехоты низколетящие «самолеты-танки» с мощным вооружением «воздух-земля» и с семиствольной 30 мм пушкой GAU-8/A со скорострельностью 3900 выстрелов минуту.

И вот теперь ВВС проверяет все выведенные из строя самолеты А-10, «похороненные на авиационном кладбище» в Девис-Монтен (штат Аризона), чтобы провести их реанимацию и консервацию на случай масштабной войны. Плюс к этому комитет Конгресса по вооруженным силам выделил из статьи «неприоритетного финансирования» $ 103 млн. для выпуска «Бородавочников». За эти деньги ВВС получит только 4 самолета, хотя «Боинг» обозначил цену чуть ниже $ 10 млн. за машину. Значит, по мнению издания The Drive, остальные финансы пойдут на модернизацию производства, тем более что Трамп поддержал эту идею.

Удивительно это тем, что еще в 2007 году Пентагон объявил об уходе «Тандерболта» на пенсию в 2015 году (потом, правда, списание его в истории перенесли на 2028 год — авт.). Заменить его должен был разрекламированный тогда чудо-истребитель F-35. В этой связи Джеймс Кларк напоминает, что командование ВВС, начиная с середины 90-х годов, фактически не тратило средств для надлежащего обслуживания парка штурмовиков эпохи первой холодной войны. И то, что они сейчас еще находятся в строю, является заслугой энтузиастов и летчиков, которые на них летали.

С другой стороны, хвалить «Кабанчика» американские СМИ начали после 2010 года параллельно с нарастающей критикой F-35. Чем серьезнее проявлялись технические проблемы на новом истребителе, тем громче раздавались возгласы восторга в адрес старого А-10. За эти годы старенький самолет превратился из авиационного артефакта в национального героя Америки, которому по плечу любые современные боевые задачи. Сейчас разбуди любого заокеанского школьника и спроси, что он знает об этом штурмовике, можно будет услышать подробности об уничтожении в 1991 году парой самолетов только за один вылет 23-х иракских танков и о повреждении еще 10. Всего «Тандерболты» в ходе операции «Буря в пустыне» уничтожили более 1000 иракских танков.

На этом фоне командование ВВС приняло решение оставить почтенный штурмовик в строю, по крайне мере, до 2040 года. Вообще-то, Пентагон завил, что срок может быть продлен. Это косвенно сигнализирует о тяжелом кризисе истребителя F-35.

Учитывая, что А-10 «Тандерболт» поступил на вооружение в 1976 году, «Бородавочник» станет самым знаменитым самолетом-долгожителем в США.

Теперь старички летят туда, где Америка хочет показать свою мощь. В сентябре 2015 года они появились в Старом Свете, в Эстонии, на авиабазе Эмари. «Кабанчики», по замыслу Пентагона, должны спасти Прибалтику от танков Путина. «Тандерболты» базируются и в других странах ЕС. «Легендарные штурмовики были размещены в различных местах в Европе для сдерживания российской агрессии, — отмечает издание The Drive, — а также на Филиппинах для демонстрации силы против китайских претензий в Южно-Китайском море».

А после «возникновения северокорейской угрозы» член Конгресса Марта Максалли, в прошлом пилот А-10 «Тандерболт» и одна из первых дам, воевавших в Ираке после снятие в 1991 году запрета на участие женщин в боевых действиях, сообщила о наращивании группировки «Кабанчиков» вдоль границы КНДР. Она заявила о возможном выпуске штурмовиков в тех темпах, которыми они производились в конце 1970-х годов — в пик холодной войны.

Читайте также

Между тем, сами летчики, летающие сегодня на А-10, критически относятся к возможностям своего старенького штурмовика. Они считают, что в Сирии и в Ираке реальной войны не было, так как боевики ИГИЛ не располагают современными средствами ПВО. «Мы не единственные люди с умным оружием», — говорят американские пилоты. В частности, майор Билл Хикс, заместитель директора центра по обучению, утверждает, что его самолеты не предназначены для битв с регулярными армиями. Другими словами, время «Тандерболтов» ушло навсегда. Чтобы сражаться за небо, Америка нуждается в истребителе F-35 с теми характеристиками, которыми он должен иметь согласно техническому заданию. А с ним, судя по всему, что-то пошло не так.


* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня