F-15 против Су-30СМ: Американский «Ударный орел» раздавит русского «Утенка»

Die Welt разнесла в пух и прах наш истребитель

  
40175
На фото: американскийистребитель F-15E Strike Eagle («Ударный орел»)
На фото: американскийистребитель F-15E Strike Eagle («Ударный орел») (Фото: Zuma/TASS)

Немецкая газета Die Welt опубликовала сенсационную статью, в которой говорится о слабости российского истребителя Су-30СМ. Указывается единственное его достойное качество — сверхманевренность, которая обеспечивается отклоняемыми в двух плоскостях соплами двигателей. Российский самолет сравнивается с достаточно немолодым американским истребителем F-15E Strike Eagle («Ударный орел»), ответом которому якобы стал созданный в ОКБ Сухого самолет. «Гордость России всё равно медленнее F-15E и уступает конкуренту из США по боевой нагрузке. Более того, новейшая версия Су-30 не оснащена технологией стелс», отмечает немецкое издание.

Итак, единственное достоинство, в котором Die Welt не отказывает российскому истребителю, сверхманевренность: «Зрелищные кадры подтверждают, что российские Су-30СМ действительно в состоянии выполнить сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Такой воздушный манёвр, как кобра, и вовсе по силам исполнить лишь нескольким военным истребителям».

Все это в высшей степени странно, поскольку Die Welt пытается сравнивать машины, назначение которых существенно отличаются. Су-30 никак не мог быть российским (точнее — советским) ответом на F-15E. Потому что «американец» — это истребитель-бомбардировщик. Так сказать, птица приземленная, предназначенная для нанесения ударов по земле. И ему положено по статусу нести солидную ракетно-бомбовую нагрузку.

Су-30СМ — последняя модификация данного самолета — это многоцелевой истребитель. Его главная задача — завоевания господства в воздухе. Дополнительная функция — нанесение ударов по наземным и надводным целям.

Надо сказать, что Су-30 в адвокатах не нуждается. Он уже неоднократно доказал свои способности по части воздушного боя. Американские пилоты в Малайзии периодически участвуют в учебных боях на своих F-15C Eagle (это самолет, также предназначенный для завоевания господства в воздухе) и F/A-18E Super Hornet (палубный истребитель и штурмовик) с Су-30МКМ (модификация для Малайзии, уступающая Су-30СМ). Так вот, американцы по большей части воздушные сражения проигрывают.

Читайте также

Поэтому сравнивать F-15E надо с нашим аналогичным самолетом — истребителем-бомбардировщиком Су-34, который летчики называют «Утенком». Несмотря на то, что Су-34 был принят на вооружение в 2014 году, оба самолета почти ровесники. «Американец» совершил первый полет в 1986 году, а принят на вооружение в 1988 году. И никаких таких особых стелс-технологий в нем не использовано. Все по минимуму, то есть ЭПР порядка 5−6 кв.м. Как примерно и у Су-34.

«Россиянин» поднялся в воздух в 1990 году. После чего начались финансовые неурядицы, и его поставили в самый хвост очереди. Потому что всех устраивал фронтовой бомбардировщик Су-24. В конце концов, стало понятно, что приближается время, когда старослужащий бомбардировщик придется заменять новой машиной. И «Утенку» дали возможность пойти в серийное производство.

Надо сказать, что время простоя нового бомбардировщика позитивно отразилось на его качестве. На самолет установили современную авионику, в связи с чем он стал принадлежать к поколению 4++. У F-15E только один плюсик.

Есть у «американца» и плюсики по части сравнения его характеристик с характеристиками российского самолета. Прежде всего, это большая скорость на высоте — 2,5 М против 1,8 М. Однако тут есть один существенный момент. Максимальную скорость F-15E выжимает, что называется, налегке. То есть без подвесных топливных баков (ПТБ) и вооружения на внешней подвеске. При загрузке оба самолета имеют по 1,8 М.

Не все просто и при сравнении других паспортных данных. Принято считать, что F-15E способен нести 11 тонн ракет и бомб. Су-34 — 8 тонн. Но в эти 11 тонн американцы включают и ПТБ с горючим. Ракетная же нагрузка составляет всего лишь 5 тонн.

У Су-34 есть и еще одно существенное достоинство. Это эффективная станция радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которая компенсирует недостаточную радиолокационную скрытность самолета. Создаваемые станцией помехи подавляют нормальную работу ракет с радиолокационными головками самонаведения, а также сильно осложняют обнаружение и идентификацию самолета как бортовыми РЛС противника, так и радарами наземных комплексов ЗРК. По своим возможностям противодействия радарам противника Су-34 приближается к самолетам РЭБ. Благодаря этому вероятность поражения самолета системами с радиолокационным наведением снижается в 30 раз.

И еще одно отличие. «Утенок» имеет вторую РЛС — заднего обзора. При обнаружении севшего на хвост противника Су-34 имеет возможность выпустить ракету «воздух-воздух» в заднюю полусферу. Такого нет ни у одного американского истребителя, включая самолеты пятого поколения.

Завершая сравнение этих двух самолетов, необходимо сказать, что у Су-34 впереди долгая служба. На протяжении которой он будет наращивать свои ударные возможности, постепенно обрастая новейшими боевыми системами. Самолет многофункциональный, и вполне может постоять за себя при столкновении с «чистыми» истребителями. Не случайно тактика его использования не предполагает выделение ему истребителей прикрытия.

Ну, а время F-15E сочтено. Из него уже выжали все возможное, лет через пять, от силы через десять, его придется менять на новый ударный истребитель. Однако замена не просматривается — вся мощь американского авиапрома брошена на F-35. Даже если его и доведут до полностью работоспособного состояния, то заменой «Ударному орлу» он быть никак не может, потому что легкий истребитель не может заменить тяжелый, каковым является F-15E. Что же касается самолета той же самой весовой категории — F-22, — то его производство уже давно прекращено. А заменить придется 250 машин, именно столько сейчас эксплуатируется в ВВС США.

Однако это не совсем так. За шумихой, которую создает компания «Локхид Мартин» по поводу своего F-35, как-то совершенно не слышно о том, что «Боинг» делает лучший американский самолет предпятого поколения, название которого очень похоже на «Ударного орла». Это Boeing F-15SE Silent Eagle («Бесшумный орел»). Интересна история такой путаницы. Дело в том, что Die Welt подвигла к публикации статья в популярном американском издании The National Interest. И немцы добросовестно ее пересказали. Однако американское издание по сложившейся традиции перепутало самолеты, попытавшись сопоставить несопоставимые машины.

Читайте также

Вот «Бесшумный орел», относящийся к поколению 4++, — это уже, действительно, прекрасная современная машина. Очень глубокая модернизация своего предшественника, собирающегося на покой. У него новый планер, построенный с учетом максимально возможного снижения радиолокационной заметности при сохранении скоростных и маневренных характеристик. У «Бесшумного орла» ЭПР порядка 0,5 кв.м., с учетом внешней подвески — 1,5 кв.м. Это очень хороший показатель.

В результате получился не новый истребитель-бомбардировщик, а по-настоящему многоцелевой истребитель. То есть он должен прекрасно решать и задачу завоевания господства в воздухе. Разумеется, с максимально возможной для «американцев» маневренностью, до машин ОКБ Сухого он по этой части не дотягивает. Но однозначно летает существенно лучше, чем F-35.

У F-15SE РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Оптико-локационная станция, позволяющая вести «охоту» с выключенным радаром". Есть станция РЭБ, как утверждают разработчики, качество которой существенно повышено по сравнению с предыдущими разработками. В общем, авионика на хорошем уровне. Причем без программных излишков и заморочек, над которыми уже несколько лет бьются лучшие умы «Локхид Мартин», пытающиеся довести до ума F-35.

Так что хвалиться американскому «Национальному интересу», а вслед за ним и немецкому «Миру» надо было совсем другим «Орлом», не ударным, а бесшумным. И сравнивать его надо тоже совсем с другим российским самолетом — с Су-35, который относится к тому же классу истребителей. И также является новинкой российского авиапрома. И мы это когда-нибудь сделаем. Но придется немного подождать, пока «Бесшумный орел» не оперится. Потому что сейчас существует только один его летающий образец. Так что это пока не самолет, а проект самолета. Хоть и весьма амбициозный.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня