Киев примет новый антироссийский закон с «жесткими мерами» против Москвы
О создании противоспутникового оружия Россией, Китаем и США рассказал коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в интервью РИА «Новости». Россия в этой области военной техники идет своим путем. Разработки КНР и США довольно похожи по идеологии и технической реализации. Однако при оценке сообщения Леонкова необходимо учитывать, что «истребители спутников» — это одна из самых засекреченных тем. И некоторые высказывания на эту тему вполне могут иметь дезориентационный характер.
Алексей Леонков, говоря о китайской и американской программах, квалифицирует их как «неэкологические». Правда, слово это не произносится, но отчетливо подразумевается. И те, и другие уничтожают спутники ракетами с кинетической боевой частью. То есть со страшной силой врезаются в космические аппараты, и разбивают их на множество осколков. И тем самым существенно приумножают количество космического мусора, засоряющего рабочие орбиты. Что создает угрозу для других спутников, в том числе и своих — китайских и американских.
Первыми такой эксперимент провели китайские военные. 12 января 2007 года КНР провела успешное испытание противоспутникового оружия. Космической ракетой КТ-1 был уничтожен выработавший ресурс и не подававший признаков жизни метеорологический спутник «Фэньюнь-1С», находившийся на высоте 864 км. Ракета была оснащена кинетической боевой частью и уничтожила спутник над провинцией Сычуань в результате прямого попадания. Китайские инженеры праздновали победу.
Киев примет новый антироссийский закон с «жесткими мерами» против Москвы
А в это время в США прозвучало резкое осуждение китайского испытания «истребителя спутников». Советник президента США по национальной безопасности Гордон Джонроу выступил с официальным заявлением, в котором, в частности, было сказано: «Мы считаем, что разработка Китаем и испытание такого оружия противоречат духу сотрудничества, к которому стремятся обе страны в области мирного космоса».
В то же время американцы всегда понимали это самое сотрудничество исключительно как действия, обеспечивающие США полную свободу маневров для обеспечения для себя максимальной выгоды, любой — экономической, военной, научной etc. В 2006 году это было зафиксировано в новой Космической стратегии, согласно которой США оставляли за собой право «свободы действия в космосе». В стратегии отмечается, что США будут защищать это право, даже отказывая в доступе к космическому пространству своим противникам, в том случае, если их действия будут угрожать национальным интересам США. Подчеркнем — угрожать не безопасности, что еще можно было бы как-то понять, а всего лишь интересам.
Вполне понятно, что китайские конструкторы за 10 лет продвинулись вперед по части противоспутникового оружия. Если тогда для поражения спутника была использована ракета-носитель, то есть продукт дорогой и штучный, то теперь, можно предположить, что они близки к созданию специализированной боевой ракеты, предполагающей ее серийное производство. По сведениям американской разведки, КНР создаст полноценное противоспутниковое оружие кинетического действия не позднее 2020 года.
Однако США спустя лишь два года повторили в точности поступок КНР, «противоречащий духу сотрудничества». 21 февраля 2008 года противоракета SM-3 с кинетической боевой частью, выпущенная с ракетного крейсера Lake Erie, уничтожила американский спутник-разведчик USA-193, потерявший управление. Таким образом, к китайскому мусору на орбите добавился и американский. Однако это существенно более низкая орбита, поскольку ракеты SM-3 способны были на тот момент «достреливать» в высоту до 250 км. Правда, последняя модификация ракеты, появившаяся недавно, имеет уже максимальную высоту полета, равную 500 км.
Однако для данной системы, уничтожившей USA-193, борьба с космическими группировками является неосновной. Это система противоракетной обороны «Иджис», интегрированная в корабли ВМС США и некоторых стран НАТО. Она предназначена для перехвата крылатых и баллистических ракет, включая межконтинентальные. Правда, на данном этапе развития системы «Иджис» она способна справляться с баллистическими ракетами малой дальности и отчасти — средней. Для борьбы со спутниками американцы работают над системами иного принципа действия.
Среди российских средств борьбы со спутниками Алексей Леонков называет перспективную зенитно-ракетную систему С-500 «Прометей». Но это также, как и «Иджис», система ПРО, которая способна уничтожать и спутники. Это стало возможно благодаря тому, что наивысшая точка траектории одной из противоракет системы достигает 500 км.
Но совершенно шокирующим высказыванием Алексея Леонкова стало заявление о том, что в России для уничтожения спутников противника используется ракета с термоядерной боевой частью. При помощи ее подрыва можно «дешево и сердито» уничтожать не единичные спутники, а целые группировки. Странно уже то, что тут группировка представлена не в виде рассредоточенных в космосе спутников, как это есть на самом деле, а компактная, якобы все спутники держатся вместе, летят «бок о бок». Якобы ее можно прихлопнуть одним махом.
Американцы «с блеском» уже провели такой эксперимент. 9 июля 1962 года на высоте 400 км была взорвана термоядерная боеголовка ракеты «Тор» мощностью 1,4 мегатонны. В результате этого эксперимента в городе Оаху на Гавайях перегорели почти все уличные фонари. Зарево от вспышки можно было наблюдать даже в Новой Зеландии — а это 7000 км от эпицентра взрыва. На длительный период образовался значительный радиационный пояс, из-за чего два года пришлось корректировать параметры пилотируемых полетов кораблей «Восход».
Что же касается достижения основной цели эксперимента, то она была с лихвой «перевыполнена». Из строя были выведены семь спутников, как американских, так и советских. Что на тот момент составляло третью часть всех космических аппаратов, находившихся на низкой орбите. В результате было решено, что столь неизбирательное средство борьбы способно нанести существенный ущерб самим Штатам.
Тут есть и еще один момент, юридический. В соответствии с принятым в 1967 году Договоре о космосе запрещено не только размещение ядерного оружия в космосе и на Луне — под запретом и его испытания. С тех пор никто в этой части договор не нарушал.
Леонков имел в виду систему ПРО Москвы А-135 «Амур», ее противоракета дальнего перехвата имела максимальную высоту полета 670 км. Сейчас создается новая ракета с высотой полета в 800 км для перспективной системы ПРО Москвы А-235 «Нудоль». Прежняя ракета, действительно, имела ядерную боеголовку. Однако она имела недостаточную мощность в 20 килотонн, чтобы уничтожать группировки спутников. Практически вся энергия излучалась в виде нейтронного потока, рассчитанного на приведение в негодное состояние ядерной начинки атакующей ракеты противника, одной ракеты.
В перспективной системе ПРО А-235 будут использоваться не ядерные боевые части, а кинетические. Это стало возможным благодаря существенному повышению точности наведения.
Однако и эта система не относится к средствам, предназначенным исключительно для борьбы со спутниками противника.
Создание специализированных систем, как было сказано выше, строго засекречено. И о них можно судить лишь по каким-то косвенным сведениям. Так, в декабре 2014 года США обнаружили на орбите неопознанный объект, который сначала приняли за мусор, а потом разглядели, что он движется по заданному вектору. По версии экспертов, речь идет об испытании миниатюрного российского спутника с новым типом двигателя. Западные СМИ окрестили «малыша» «убийцей спутников».
О чем президент не скажет в послании Федеральному Собранию
Соответствующие разработки полным ходом идут и в США. Собственно, эта страна и стала «локомотивом» этого направления после некоторой передышки, связанной с окончанием холодной войны. Еще в прошлом десятилетии, когда отношения между США и Россией стали предельно напряженными, Барак Обама заявил о возвращении к программе освоения космоса в военных целях. При этом предложенную Россией ооновскую резолюцию о «мирном космосе» США отказались подписывать.
И в США, и в России сейчас интенсивно проводятся засекреченные разработки, отличные от того направления, о котором рассказал Алексей Леонков. Создаются системы поражения спутников при помощи лазерного и электромагнитного излучения. Что требует совсем иных энергий, которые были доступны совсем недавно.
В качестве платформ для размещения таких систем, а также кинетических ракет-перехватчиков создаются многоразовые орбитальные космолеты, как пилотируемые, так и беспилотные. К таким экспериментальным аппаратам относится орбитальный космолет Boeing X-37. Характерно, что эксперименты с ним проводит не NASA, а ВВС США.
У нас был челнок «Буран». Теперь его нет. И это очень прискорбно.